Тема 1. Национальная экономика: основные макроэкономические показатели
Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.
В конспекте обязательно должны быть четко сформулированы понятия основных экономических субъектов национальной экономики. Особое внимание необходимо уделить методам подсчета ВНП по расходам и доходам, модели кругооборота доходов и расходов.
Ключевые слова: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, личный располагаемый доход, доходный метод расчета ВНП, запасы и поток, инвестиции, индекс потребительских цен, инфлирование, конечный продукт, косвенные налоги на бизнес, кругооборот потоков благ и доходов, личный доход, макроэкономический анализ, модель, национальный доход, номинальный и реальный ВНП, промежуточный продукт, добавленная стоимость, теневая экономика.
Задание студентам для самостоятельной работы:
1. Изучить основные термины и определения, цели и задачи дисциплины.
2. Доработать материалы лекции.
3. Подготовиться к семинару.
Формируемые компетенции: ОК-4, ПК-1, ПК-2.
Тема 2. Государственное регулирование экономики*
Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.
В конспекте обязательно должны быть раскрыты следующие понятия: экономический рост, полная занятость, стабильный уровень цен, платежный баланс, защита окружающей среды, стандарт благосостояния. Особое внимание необходимо уделить методам государственного регулирования экономики и инструментам макроэкономической политики, а также границам вмешательства государства в экономику.
Ключевые слова: общественные блага, частное благо, внешний эффект, принцип исключения, проблема «фрирайдера», псевдорыночное равновесие, равновесная и оптимальная величина продукта, стабилизация экономики, суверенитет производителя, экономический рост, полная занятость, стабильный уровень цен, платежный баланс, защита окружающей среды, стандарт благосостояния
Задание студентам для самостоятельной работы:
1. Изучить основные термины и определения, цели и задачи дисциплины.
2. Доработать материалы лекции.
3. Подготовиться к семинару.
*Примечание: Занятие проводится в форме лекции вдвоем, двумя специалистами - теоретиком и практиком.Оно предполагает максимальное включение студентов в интенсивную беседу с преподавателями. Студентам необходимо быть готовыми к рассмотрению учебных вопросов с разных позиций, к уяснению проблем с теоретической и практической точек зрения. Получив мнение теоретика и практика по той или иной проблеме студентам необходимо быть готовыми к высказыванию своей позицию. Они формируют свое отношение к обсуждаемому материалу лекции.
Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-8.
Тема 3. Макроэкономическое равновесие и определение уровня национального дохода*
Рекомендации по составлению и доработке конспекта лекции.
В конспекте обязательно должны быть раскрыты следующие понятия: совокупный спрос и совокупное предложение, потребление и сбережения, предельная склонность к потреблению и сбережению, инвестиции, мультипликатор. Особое внимание необходимо уделить неценовым факторам, воздействующие на изменение совокупного спроса и предложения,особенностям макроэкономического равновесия в кейнсианской и неоклассической моделях.
Ключевые слова: совокупный спрос, совокупное предложение, потребление, сбережения, предельная склонность к потреблению, и предельная склонность к сбережению, благосостояние потребителя; изменение в объеме спроса на национальный продукт и изменение в совокупном спроce; издержки на единицу продукции; изменение в объеме совокупного предложения и изменение совокупного предложения; кейнсианский, классический и промежуточный отрезки кривой совокупного предложения; неценовые факторы совокупного предложения; неценовые факторы совокупного спроса; производительность; равновесный уровень цен; равновесный объем национального производства; инвестиции, мультипликатор.
Задание студентам для самостоятельной работы:
1. Изучить основные термины и определения, цели и задачи дисциплины.
2. Доработать материалы лекции.
3. Подготовиться к семинару.
*Примечание: Занятие проводится в форме лекции-дискуссии.Оно предполагает максимальное включение студентов в интенсивную беседу с лектором. Студентам необходимо быть готовыми к ответам на отдельные вопросы, далее дискуссии с последовательным переходом её в диспут.
Формируемые компетенции: ОК-4, ПК-6, ПК-8.