Вопрос 34. Эволюция и революция в науке
Основной характеристикой процесса научного познания является его постепенность и последовательность, т.е. эволюционность, определяемая накоплением все большего и большего знания. Это объясняется самим характером научного исследования как процесса, а не как скачков, а также особенностями научных методов. Эмпирические методы научного познанания – наблюдение, эксперимент, моделирование – в редких случаях могут приводить к эпохальным открытиям, производящим революцию в науке, но в целом предполагают именно эволюционное развитие, т.е. постепенное количественное увеличение знания. Тоже самое можно сказать и про теоретические методы научного исследования – абстрагирования, математической формализации, гипотетико-дедуктивный метод.
Революции в науке возможны именно потому, что в целом развитие научного знания имеет эволюционный характер, и, постепенно накапливаясь, подготавливает основу для фундаментальных изменений и прорывов. Развиваться только революционным путем наука не может, поскольку в этом случае будет отсутствовать эволюционно накопленная научная база. Если бы наука развивалась только путем революционных изменений, то само научное познание не имело бы характеристики процесса, а описывалось бы как некоторое количество внезапных гениальных озарений, ломающих ранее случившиеся гениальные озарения.
Если эволюционность научного познания очевидна, то научные революции требуют более подробного объяснения.
В современной философии науки особое место занимает понятие научной парадигмы. В своем узком смысле научная парадигма – это образец деятельности в данной научной сфере. Для этнологов и этнографов парадигмой является внедрение к изучаемые общества, для физиков парадигмой является математическая формализация получаемых знаний и опытная их проверка, для историков парадигмой является тщательный анализ письменных и арехологических источников и т.п. Каждое решение научной проблемы имеет свою парадигму. Но парадигмы не просто копируются от одного исследователя к другому, от поколения к поколению. Парадигма – это гибкая модель, она изменяется от одного исследования к другому, и в результате такого изменения совершенствуется и сама по себе и совершенствует получаемое знание.
Парадигма оказывает на процесс научного знания двойное действие. С одной стороны, помогает решить поставленные перед исследователями научные задачи. С другой стороны, ограничивает научную фантазию, предоставляя традиционный, проверенный опытом шаблон однотипных решений.
Используемая в научном познании парадигма однажды обнаруживает аномалии в научном знании, которые невозможно объяснить с позиции именно этой парадигмы. Для устранения аномалии нужно предложить иную, новую парадигму, т.е. произвести научную революцию. Например, птолемеевская астрономическая парадигма, господствовавшая полторы тысячи лет, обнаружила аномалии, связанные с невозможность через такую парадигму объяснить солнечные затмения. Эти и иные аномалии после их длительного обдумывания породили новую астрономическую парадигму – коперникианскую, что стало подлинной научной революцией в космологии и астрономии. Тоже самое можно сказать о ньютоновской физической парадигме и эйнштейновской физической парадигме. Не менее известная смена парадигм в билогии и антропологии с креационизма на дарвиновский эволюционизм. Иными словами, однажды действующая научная парадигма становится тормозом для дальнейшего познания.
В соответствии с современной точкой зрения, высказываемой в философии, научная революция — это процесс смены парадигм научной деятельности.
Переход от одной научной парадигмы к другой — это событие чрезвычайной важности в науке. Новая парадигма не является простым продолжением, усовершенствованием или обобщением старой. Революционность процесса смены парадигм состоит в том, что радикально меняется сам облик научной деятельности и процесс достижения научного знания. Ученые, принимающие революционную парадигму, начинают по-новому видеть тот мир, который изучают. Ярким примером подобной трансформации взглядов является переход в физике к парадигме теории относительности и квантовой механики.
В гуманитарных науках тоже могут происходить революции, т.е. существенные смены фундаментальных теоретических установок, базовых копцепций, парадигм, несмотря на то, что в гуманитарных науках сильнее чем в естественных сказывается принцип традиции, опоры на достигнутое ранее знание, на авторитет исследователей прошлых времен. Наиболее очевидна революционность изменений в экономике за последние 200 лет. Можно сказать, что первой революцией в этой науке, фактически преобразившей ее из простого учения о ведении хозяйства, стало возникновение политэкономии благодаря работам Адама Смита. Затем последовал революционный переворот, вызванный идеями марксизма. Наконец, уже в 20 веке последовала еще одна революция, связанная с именем Кейнса – западная экономика на многие десятилетия стала кейнсианством.