Рынок совершенной конкуренции и его эффективность
Фирма в условиях совершенной конкуренции принимает рыночные цены как данные, являясь ценополучателем, поскольку объем ее производства является незначительным, и она не может оказать существенного влияния на рыночную цену. Это означает, что цена равна среднему доходу и предельному доходу (P=AR=MR). Кривая спроса на продукцию фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции, является абсолютно эластичной (см.рис. 33), а кривая спроса на продукцию всей отрасли имеет отрицательный наклон, так как покупатели приобретают больше при низкой цене и меньше – при высокой. Условием равновесия фирмы на рынке или условием максимизации прибыли или выбора оптимального объема является условие P=MC, так как в условиях чистой конкуренции предельный доход всегда равен цене MR = P.
|
Фирма конкурент определяет оптимальный объем производства в зависимости от уровня цены и издержек. На рис. 34 изображены MC, AVC, ATC, а также цена Р1, которая установилась на рынке. На рис. 34а показана ситуация максимизации прибыли. Оптимальный объем Q1 установлен на уровне P=MC, цена на рынке установилась выше средних общих издержек (P>ATCmin).Фирма работает с прибылью (заштрихованный прямоугольник). На рис. 34b – цена установилась на уровне ATCmin, фирма работает без прибыли, но и без убытков, с нормальной прибылью. Ситуация считается безубыточной, а общие издержки (ТС) равны общему доходу (TR). Экономическая прибыль равна нулю.
Рис. 34с иллюстрирует ситуацию, когда рыночная цена ниже ATCmin, но выше AVCmin. Такая ситуация называется минимизацией убытков. Величина убытка на графике показана верхним прямоугольником. В данной ситуации, какой бы объем производства ни установила фирма, она несет убытки. Однако, при Q1 они будут минимальными. Фирма покрывает VC и часть FC (убытки при закрытии фирмы больше, чем в случае функционирования). На краткосрочном отрезке времени фирма может работать с убытками, потому что она рассчитывает на получение прибыли в будущем по мере роста цены ее продукции или снижения издержек производства.
На рис. 34d цена на рынке установилась на уровне ниже AVCmin. В данном случае фирма прекращает производство, так как ее убытки больше, чем FC. Фирма либо ждет повышения цены на рынке, либо снижает издержки, либо уходит с этого рынка. Точка пересечения Q1 и Р1 считается «точкой бегства».
TR=TC
Таким образом, конкурентная фирма не рассматривает производство продукции, если цена равна или меньше AVCmin. Когда фирма производит продукцию, она максимизирует прибыль (или минимизирует убытки), выбирая такой объем производства, при котором цена равна предельным издержкам. При этом кривая предложения фирмы совпадает с кривой MC, лежащей выше точки AVCmin. (рис. 35)
Если фирмы какое-то время убытки (не покрывают своих суммарных издержек), то часть из них предпочтет более выгодное применение ресурсов и покинет отрасль, а другие перестанут заменять изношенное оборудование. В результате предложение товара снизится, а цена возрастет. Процесс выхода фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока в данном краткосрочном периоде цена не сравняется с ATC минимальными. Если же все фирмы получают прибыль, то они начнут расширять производство для ее максимизации. Кроме того, в отрасль могут войти новые фирмы, привлеченные высокими прибылями. В результате предложение начнет увеличиваться, а рыночная цена снижаться. Этот процесс будет происходить до тех пор, пока цена не опустится до минимальных средних издержек. Такие ситуации наблюдаются в долгосрочном периоде. Условием равновесия в долгосрочном периоде будет равенство цены, предельных издержек и минимальных средних общих издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах: P=LMC= =LAC min=ATC min= MC, (рис. 36).
Данное условие означает, что фирма и отрасль находятся в равновесии, т.е.
1) фирма максимизирует прибыль, производит оптимальный объем и у нее нет стимулов покидать отрасль.
2) отрасль находится в равновесии, если фирмы не выходят из отрасли, и не осуществляется приток нового капитала
Эффективность конкурентных рынков
Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда P=MC. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. В условиях совершенной конкуренции на рынке устанавливается такая цена товара Р, когда предельная выгода покупателей товара выравнивается с предельными издержками производителей: МВ потребителей =Р= МС производителей .
В этом случае достигается эффективное распределение ресурсов. Любое отклонение от равновесного уровня производства и потребления, приводит к неэффективному распределению ресурсов. Условие Р=МС означает, что вся продукция которая была произведена с данными издержками выкуплена, так как Р – это цена, уравновешивающая спрос и предложение.
В условиях совершенной конкуренции достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек (LAC) только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (AVC>P), то любая продукция была бы экономически убыточной, и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (ATC<P), это означало бы, что кривая средних издержек пересекла кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль к нулю. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.
Чистая монополия
Монополия – это рынок, имеющий только одного продавца и множество покупателей. Объем предложения в условиях монополии будет меньше, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена выше.
|
|
Кривая спроса монополиста (см рис.37) совпадает с кривой отраслевого спроса и имеет отрицательный наклон. Кривая предельного дохода располагается ниже кривой спроса и делит ее проекцию на ось Х пополам. Т.о., для монопольного рынка MR < P при любом объеме выпуска . Отсюда, если ½Е½>1, то MR>0, если ½E½<1, то MR<0, при ½Е½=1, предельный доход MR =0. Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен сопоставить предельный доход и предельные издержки (MR и MC). Максимизирующий прибыль монополист будет избегать неэластичного отрезка кривой спроса в пользу некоторой комбинации цена-количество на эластичном участке. Монополист будет использовать то же правило, что и конкурентная фирма - наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход MR равен предельным издержкам MC (см. рис.38).
Оптимальный для монополиста выпуск продукции в точке QМ т.к. здесь MR=MC. Чтобы определить цену, надо продолжить перпендикуляр из QМ до пересечения с кривой D. Цена, при которой монополист будет максимизировать совокупную прибыль, установится в точке РМ. Величина прибыли на единицу товара – отрезок ВС, а совокупная монопольная прибыль - прямоугольник РскРмВС. На конкурентном рынке равновесие достигается при Рск (Р=МС).На графике это точка пересечения спроса и МС (точка Рск;Qск)
Монополист устанавливает цену выше МС и за счет этого получает монопольную ренту или сверхприбыль. Основным источником монопольной сверхприбыли является потребительский излишек.
|
|
где L – индекс монопольной власти Лернера; Pм – монопольная цена; МС – предельные издержки; Е – эластичность спроса на данную продукцию.
В условиях совершенной конкуренции МС=Р и L=0. Если L – положительная величина (L>0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть. Таким образом, индекс Лернера рассматривает высокие прибыли как признак монополии.
Монополист может устанавливать различные цены различным группам покупателей, проводя ценовую дискриминацию,извлекая из этого сверхприбыль.Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам в зависимости от их платежеспособности, причем различия цен никак не связаны с различием издержек. На практике такие ситуации встречаются довольно часто. Это – цены на железнодорожные билеты, электричество и т.д., в час пик, после часа пик, разные тарифы за пользование услугами телефонной связи для предприятий и бытовых пользователей; разные цены на авиабилеты для командированных пассажиров и туристов; билеты в музей для взрослых, детей, студентов и пенсионеров и т.д. Во всех этих случаях фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают часть потребительского излишка.
|
|