Основные показатели СНС и методы их расчета
Выпуск товаров и услуг представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц-резидентов национальной экономики в отчетном периоде. Реализованные товары и услуги включаются в выпуск по фактической рыночной стоимости, нереализованная готовая продукция - по средним рыночным ценам, изменение незавершенного производства - по себестоимости.
Выпуск продукции финансовых учреждений (кроме Центрального банка) состоит из двух частей: так называемых вспомогательных финансовых услуг, за которые они получают оплату в виде комиссии или в иной форме, платежи за эти услуги осуществляются клиентами в прямой форме, и услуг финансового посредничества, измеряемых косвенным образом, так как платежи за эти услуги не взимаются в прямой форме. Оплата услуг финансового посредничества, измеряемых косвенным образом, включена в неявной форме в проценты, уплачиваемые заемщиками средств и в проценты, которые взимаются с институциональных единиц, которые ссужают финансовым учреждениям ресурсы, посредством установления для них более низких ставок по процентам. Таким образом, осуществляя выпуск косвенно-измеряемых услуг финансового посредничества (КИУФП), финансовые учреждения не взимают прямой платы, но финансируют свои издержки и обеспечивают прибыль от этой деятельности за счет установления разных ставок процентов для заемщиков и кредиторов. Выпуск КИУФП определяется на основе разности между фактическими ставками получаемых и выплачиваемых процентов и базисной ставкой процента, которая отражает чистую стоимость заимствования средств, то есть не включает премии за риск и платежи за посреднические услуги.
КИУФП - это услуги, за которые финансовые посредники не взимают прямой оплаты, но оплата которых в неявной форме включена в процентные ставки, установленные для различных категорий заемщиков и кредиторов.
Для определения выпуска КИУФП используется метод, при котором их общая величина исчисляется путем суммирования оценок стоимости услуг финансового посредничества, отнесенных к различным категориям использования: промежуточному и конечному потреблению.
Методология расчета выпуска КИУФП основана на положениях концепции «чистого» процента – процента, не содержащего элемента оплаты услуг финансового посредничества. В основу расчета общей величины выпуска КИУФП берется разница фактических ставок, полученных/уплаченных процентов и условной ставки денежного рынка.
В качестве условной ставки денежного рынка (базисной ставки) принимается средневзвешенная по объемам сделок ставка, по которой в отчетном периоде кредитные организации фактически предоставляли/получали межбанковские кредиты и депозиты на внутреннем рынке. «Чистые» проценты рассчитываются путем умножения средних остатков привлеченных средств (средства на банковских счетах клиентов, вклады, депозиты и прочие привлеченные средства) и размещенных средств (предоставленные кредиты и прочие размещенные средства) секторов экономики в отчетном периоде на базисную ставку.
Величина КИУФП по размещенным средствам рассчитывается как разница между процентами, фактически полученными кредитными организациями от предоставления средств соответствующему сектору-резиденту, и «чистыми» процентами, а по привлеченным средствам – как разница между «чистыми» процентами и процентами, фактически уплаченными кредитными организациями по операциям привлечения средств от сектора-резидента. Общая величина КИУФП, предоставленных каждому сектору, определяется как сумма КИУФП по размещенным и привлеченным средствам.
Распределение КИУФП, отнесенного к промежуточному потреблению, по видам экономической деятельности осуществлялось следующим образом: по секторам нефинансовых корпораций, домашних хозяйств и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства – пропорционально промежуточному потреблению по видам экономической деятельности, по сектору государственного управления потребление КИУФП полностью отнесено к виду деятельности «Государственное управление общего и социально-экономического характера».
Для отражения использования услуг Центрального Банка, выпуск этих услуг, рассчитанный по затратам (за исключением оплаты прямых услуг, уже учтенных в промежуточном потреблении соответствующих институциональных секторов), распределен на две части. Одна часть учтена в составе промежуточного потребления отрасли «государственное управление общего и социально-экономического характера» сектора государственного управления. Вторая часть отнесена на промежуточное потребление сектора финансовых корпораций.
Для страховых организаций выпуск - это разница между страховыми премиями, полученными страховыми организациями, и выплаченными страховыми возмещениями плюс доход от инвестирования страховых технических резервов минус изменение актуарных резервов.
В торговле выпуск определяется как величина торгового наложения, т.е. разница между стоимостью продажи товаров и их приобретения.
Выпуск жилищного хозяйства представляет собой услуги юридических и физических лиц по сдаче жилья в аренду. Он определяется в размере арендной (квартирной) платы с добавлением субсидий. Кроме того к этому виду деятельности относятся услуги, предоставленные в связи с проживанием владельцев в собственных жилищах, выпуск которых определен условно в размере текущих затрат на содержание жилищ, включая потребление основного капитала.
Нерыночные услуги оцениваются по фактическим текущим затратам на оказание этих услуг, плюс потребление основного капитала. К текущим затратам относятся: оплата труда, затраты на приобретение товаров и услуг, потребленных в процессе производства, другие налоги на производство.
Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде. Потребление основного капитала не входит в состав промежуточного потребления.
Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей и секторов как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Термин “валовая” указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.
Валовой внутренний продукт характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.
Оплата труда наемных работников представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, выплачиваемое работодателем наемному работнику за работу, выполненную в отчетном периоде.
Она учитывается на основе начисленных сумм и включает в себя налоги на доходы и другие выплаты, которые подлежат уплате наемными работниками, даже если они фактически удерживаются нанимателями в административных интересах или по иным причинам, и выплачиваются непосредственно органам социального страхования, налоговым службам от лица наемного работника.
Оплата труда наемных работников состоит из двух компонентов:
а) заработной платы;
б) отчислений работодателей в фонды социального страхования.
Отчисления работодателей в фонды социального страхования могут быть фактическими и условно исчисленными.
Фактические отчисления выплачиваются работодателями в государственные или негосударственные фонды социального страхования, чтобы обеспечить своим наемным работникам право на получение социальных пособий в случае наступления определенных событий или при наличии определенных условий, которые могут неблагоприятно повлиять на доходы или благосостояние работников – болезнь, несчастные случаи, безработица, уход на пенсию и т.д.
Условно исчисленные отчисления на социальное страхование представляют собой эквивалент социальным пособиям, выплачиваемый непосредственно работодателем своим работникам, бывшим работникам или их иждивенцам, имеющим на то право, за счет своих средств без участия фондов социального страхования.
Оплата труда в счете распределения первичных доходов, в отличие от счета образования доходов, включает оплату труда, полученную резидентами за рубежом, и не включает оплату труда, переданную нерезидентам.
Особенностью расчета оплаты труда наемных работников в российских национальных счетах является то, что она включает помимо скрытой оплаты труда наемных работников и скрытые смешанные доходы.
Скрытые оплата труда наемных работников и смешанные доходы определяются балансовым путем как разница между суммарными расходами на все нужды домашних хозяйств, включая прирост их финансовых активов за минусом обязательств, и формально зарегистрированными доходами. Расчеты по определению скрытых оплаты труда и смешанных доходов производятся по экономике в целом без разбивки по отраслям, видам деятельности и территориям.
Показатель скрытых смешанных доходов связан с информационными проблемами отнесения институциональных единиц к сектору домашних хозяйств с точки зрения их производственной деятельности.
Скрытые смешанные доходы имеют место в тех случаях, когда доходы от производственной деятельности домашних хозяйств учтены не в секторе домашних хозяйств, а в секторе нефинансовых корпораций, либо, наоборот, доходы от производства сектора нефинансовых корпораций учтены в секторе домашних хозяйств. В этих случаях при сопоставлении суммарных расходов домашних хозяйств с их формально зарегистрированными доходами производится корректировка смешанных доходов домашних хозяйств и обратная корректировка валовой прибыли сектора нефинансовых корпораций на эту же величину.
Налоги на производство и импорт – это обязательные безвозмездные невозвратные платежи, взимаемые органами государственного управления с производящих единиц в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Налоги на производство и импорт состоят из налогов на продукты и других налогов на производство.
Налоги на продукты – это налоги, взимаемые пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых резидентами. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налоги на импортируемые товары и услуги и т.п.
Другие налоги на производство - это налоги, связанные с использованием факторов производства (труда, земли, капитала), а также платежи за лицензии и разрешение заниматься какой-либо деятельностью или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производящей единицы-резидента. Они не включают любые налоги на прибыль или иные доходы, получаемые предприятием. К другим налогам на производство относятся: налог на имущество и транспортный налог институциональных единиц, участвующих в производстве, налоги на землю, налоги, взимаемые от фонда оплаты труда, лицензионные сборы и некоторые другие.
Субсидии на производство и импорт – это текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые государство производит предприятиям в связи с производством, продажей или импортом товаров и услуг или использованием факторов производства для проведения определенной экономической и социальной политики. Субсидии на производство и импорт состоят из субсидий на продукты и других субсидий на производство.
Субсидии на продукты – это субсидии, выплачиваемые обычно за единицу произведенного товара или услуги, то есть пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых предприятиями-резидентами.
Другие субсидии на производство состоят из субсидий, которые предприятия получают от государственного управления в связи с использованием факторов производства.
Чистые налоги – налоги за вычетом соответствующих субсидий.
Валовая прибыль представляет собой ту часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников, и чистых налогов на производство и импорт. Эта статья измеряет прибыль (или убыток), полученную от производства, до учета выплаты или получения доходов от собственности. Валовая прибыль в СНС – в отличие от показателя прибыли от реализации, отражаемой в бухгалтерском учете, не содержит элементов оплаты труда, включаемых по методологии СНС в оплату труда, сверхнормативные выплаты по командировочным, представительским и другим расходам, не включает прибыль, образующуюся у владельцев активов в результате роста цен, и включает потребление основного капитала.
Для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, эта статья содержит элемент вознаграждения за работу, который не может быть отделен от дохода владельца или предпринимателя. В этом случае она называется валовым смешанным доходом.
Потребление основного капитала – стоимостная оценка величины снижения в течение отчетного периода текущей стоимости основных фондов, находящихся в собственности и пользовании производителей, в результате физического износа, морального устаревания или естественных случайных повреждений.
Чистая прибыль равняется валовой прибыли за вычетом потребления основного капитала. Аналогичным образом определяются “на чистой основе” показатели: добавленная стоимость, смешанный доход, сальдо первичных доходов (национальный доход), располагаемых доход, сбережение.
Доходы от собственности включают доходы, получаемые или выплачиваемые институциональными единицами в связи с предоставлением во временное пользование на возмездной основе финансовых активов, земли и других нефинансовых непроизведенных материальных активов (недра и другие природные активы). К доходам от собственности относятся: проценты, дивиденды, изъятия из дохода корпорации, реинвестированные доходы от прямых иностранных инвестиций, доходы от собственности, вмененные держателям страховых полисов, рента.
Поскольку косвенно измеряемые услуги финансового посредничества (КИУФП) являются частью выпуска услуг финансового посредничества, они исключены из величины процентов в составе доходов от собственности. Таким образом, в качестве доходов от собственности финансовых посредников вместо процентов, полученных по ссудам и выплаченных по депозитам, учитывается величина «чистых» процентов.
Сальдо первичных доходов характеризует доходы, образующиеся у институциональных единиц-резидентов в результате их участия в производстве и от собственности. Оно определяется как разница между всеми первичными доходами, полученными и выплаченными единицами-резидентами. На уровне экономики в целом сальдо первичных доходов равно валовому национальному доходу. Сальдо первичных доходов, определенное на чистой основе, т.е. за вычетом потребления основного капитала, равно чистому национальному доходу.
Трансферт представляет собой операцию, когда одна институциональная единица предоставляет товар, услугу или актив (финансовый или нефинансовый) другой единице, не получая взамен от нее возмещения в виде товара, услуги или актива. Различают текущие и капитальные трансферты. Они могут производиться в денежной и натуральной форме.
Текущие трансферты включают следующие основные виды: текущие налоги на доходы и имущество, страховые платежи и возмещения, отчисления на социальное страхование, социальные пособия, добровольные взносы и подарки, не имеющие капитального характера, штрафы и т.д.
Капитальные трансферты представляют собой безвозмездную передачу права собственности на активы (кроме наличных денег и материальных оборотных средств) или средств для их приобретения от одной институциональной единицы к другой. Капитальные трансферты обычно являются единовременными и значительными по величине операциями, связанными с приобретением или выбытием активов у участников операции. Они включают налоги на капитал, инвестиционные субсидии, прочие капитальные трансферты.
Располагаемый доход представляет собой доход, которым институциональная единица располагает для конечного потребления и сбережения. Он равен сальдо первичных доходов минус переданные текущие трансферты плюс полученные текущие трансферты. Сумма располагаемых доходов всех институциональных единиц-резидентов равна валовому национальному располагаемому доходу.
Располагаемый доход домашних хозяйств представляет собой сумму доходов, полученных в результате первичного распределения (оплата труда, смешанные доходы, доходы от собственности), а также в результате перераспределения доходов в денежной форме (текущие трансферты).
На стадии использования ВВП рассчитывается как сумма конечного потребления товаров и услуг, валового накопления и сальдо внешней торговли.
Поправка на изменение чистой стоимости средств домашних хозяйств в пенсионных фондах представляет собой корректировку сбережения домашних хозяйств путем добавления к их располагаемому доходу разницы между отчислениями в негосударственные пенсионные фонды и суммой полученных пенсий из этих фондов. Эта корректировка связана с тем, что в СНС домашние хозяйства рассматриваются как владельцы резервов программ негосударственного пенсионного страхования и позволяет согласовать между собой сбережение домашних хозяйств и изменение чистой стоимости их средств в негосударственных пенсионных фондах, отражаемое в финансовом счете.
Обратная поправка производится для негосударственных пенсионных фондов в составе сектора финансовых корпораций.
Конечное потребление складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, расходов государственного управления на индивидуальные товары и услуги и на коллективные услуги, расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Такая группировка показывает, кто финансирует расходы на конечное потребление.
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают расходы домашних хозяйств на приобретение потребительских товаров и услуг во всех торговых предприятиях, на городских рынках и через неорганизованную (уличную) торговлю, предприятиях бытового и жилищно-коммунального обслуживания, пассажирского транспорта, связи, гостиницах, учреждениях культуры, здравоохранения, образования, а также стоимость товаров и услуг, потребленных в натуральной форме - произведенных для собственного конечного использования (сельскохозяйственная продукция личных подсобных хозяйств, услуги, предоставленные в связи с проживанием владельцев в собственных жилищах) и полученных в качестве оплаты труда.
Расходы государственного управления на индивидуальные товары и услуги состоят из расходов сектора государственного управления на потребительские товары и услуги, предназначенные для индивидуального потребления. Такие расходы финансируются за счет Государственного бюджета и внебюджетных фондов из средств, полученных в результате сбора налогов и из других доходов государства. В эти расходы включаются расходы организаций, оказывающих бесплатные (для населения) услуги в области образования, здравоохранения, культуры.
Расходы государственного управления на коллективные услуги включают расходы на оказание услуг обществу в целом. В этот показатель включаются расходы бюджетных организаций на государственное управление и обеспечение военной безопасности, на нерыночную науку, на оплату услуг организаций, обслуживающих сельское хозяйство и прочее.
Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства - расходы общественных организаций (политических партий, религиозных организаций, профсоюзов, общественных объединений), в отношении которых условно считается, что они предоставляют только индивидуальные товары и услуги. Сюда же включается стоимость нерыночных услуг, оказываемых самостоятельными социально-культурными подразделениями корпораций и квази-корпораций своим работникам.
С точки зрения того, кто получает выгоду от расходов на конечное потребление, оно может быть определено как фактическое конечное потребление товаров и услуг. Для домашних хозяйств оно включает конечное потребление товаров и услуг, осуществляемое за счет расходов домашних хозяйств, а также за счет социальных трансфертов в натуральной форме, то есть бесплатных или льготных индивидуальных товаров и услуг, полученных домашними хозяйствами от сектора государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Для государственного управления фактическое конечное потребление равно стоимости коллективных услуг, у некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, фактическое конечное потребление отсутствует. Общие объемы расходов на конечное потребление и фактического конечного потребления для экономики в целом равны между собой.
Сбережения - часть располагаемого дохода, которая не израсходована на конечное потребление товаров и услуг.
Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей.
Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение резидентными единицами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Валовое накопление основного капитала включает следующие компоненты: а) приобретение, за вычетом выбытия, новых и существующих основных фондов; б) затраты на крупные улучшения произведенных материальных активов; в) затраты на улучшение непроизведенных материальных активов; г) расходы в связи с передачей права собственности на непроизведенные активы.
Изменение запасов материальных оборотных средств включает изменение производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Изменение стоимости запасов в течение данного периода рассчитывается как разность между стоимостью запасов на конец и на начало периода, оцененных в среднегодовых рыночных ценах для устранения влияния изменения цен.
Приобретение за вычетом выбытия ценностей - стоимость приобретения за вычетом стоимости выбытия активов, приобретаемых как средство сохранения стоимости: драгоценных металлов и камней, антикварных изделий, коллекций и других произведений искусства.
Приобретение за вычетом земли и других нефинансовых непроизведенных активов - стоимость приобретения за вычетом стоимости выбытия природных активов, таких как земля, недра, некультивируемые (естественные) биологические ресурсы, водные ресурсы под землей, а также непроизведенных нематериальных активов, состоящих из авторских прав, патентов, лицензий, торговых знаков, прав на аренду и других передаваемых контрактов, купленных деловых связей (“гудвиллов”) и др.
Чистое кредитование (+) или чистое заимствование (-) представляет собой превышение или дефицит источников финансирования инвестиций по сравнению с расходами на чистое приобретение нефинансовых активов. На уровне экономики в целом чистое кредитование или чистое заимствование показывает объем ресурсов, которые страна предоставляет в распоряжение “остального мира” или которое “остальной мир” предоставляет стране на возмездной и возвратной основе.
Чистый экспорт рассчитывается как разница между экспортом и импортом товаров и услуг.
Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС). В соответствии с рекомендациями СНС-93 национальные счета разрабатываются в разрезе институциональных секторов. В настоящее время утвержден и внедряется в информационную систему государственной статистики отраслевой статистический Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС). КИЕС разработан на основе адаптации общих принципов и критериев секторальной классификации СНС-93 к особенностям организации экономики России.
Различают следующие сектора: «нефинансовые корпорации», «финансовые корпорации», «государственное управление», «домашние хозяйства», «некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства», а так же по «остальному миру». До 2008 г. в интегрированных таблицах счета секторов «нефинансовые корпорации» и «финансовые корпорации» были объединены в сектор «корпорации».