Причины зарубежных инвестиций
Внутренние | Внешние |
Снижение нормы прибыли | Наличие более дешевой рабочей силы, сырья |
Высокая конкуренция | Низкая конкуренция |
Высокие барьеры вхождения в отрасль | Низкие барьеры |
Антитрестовское законодательство | Налоговые льготы |
Высокие затраты на рекламу, рабочую силу, сырье | Высокий спрос на продукцию, близость емкого рынка сбыта |
Избыток капитала | Инвестиционный кредит |
Близость сырья и материалов, слишком громоздких и дорогостоящих для транспортировки |
К факторам, стимулирующим современные зарубежные инвестиции, относятся усиление взаимозависимости национальных экономик, являющееся результатом углубления международного разделения труда и интернационализации производства, международная кооперация, политика открытости экономики в развитых странах и создание благоприятной среды для ввоза капиталов в развивающиеся страны, обострение глобальных проблем, деятельность международных экономических организаций.
Основные мотивы, которые могут заставить компании одной страны принимать решения об инвестировании средств в экономики других стран, могут быть разделены На четыре большие группы:
1) получение и расширение доступа к факторам производства расположенным за рубежом;
2) расширение рынков сбыта собственной продукции;
3) повышение эффективности функционирования компании;
4) получение доступа к стратегическим активам.
1. Первый мотив реализации стратегии иностранного инвестирования связан со стремлением компании получить гарантированный доступ к зарубежным факторам производства более высокого качества и (или) более низкой стоимости, чем у себя на родине. Реализация этого мотива позволяет компаниям не только обеспечить себя необходимыми ресурсами, но и снизить себестоимость производства собственной продукции, а значит, повысить ее конкурентоспособность на мировых рынках.
2. Стремление расширить внешние рынки сбыта собственной продукции является вторым по очереди, но не по значению мотивом, стимулирующим инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов. В современной экономической литературе выделяют несколько факторов влияния данного мотива зарубежного инвестирования. Во-первых, стремление компании, производителя следовать за основными потребителями своей продукции в их международной экспансии. Так, в 1980-е гг. более 500 японских компаний, производящих автокомпоненты, открыли дочерние и совместные с американскими партнерами предприятия дабы обеспечить своей продукцией построенные в США японскими автомобильными концернами заводы.
Вторая причина стремления глобальных компаний оказаться ближе к конечному потребителю посредством создания филиалов и дочерних подразделений связана с необходимостью адаптации выпускаемой продукции к вкусам и предпочтениям местных клиентов, а также формальным требованиям отечественных властей. Без подобной адаптации стандартизированная и унифицированная продукция глобальных компаний может оказаться неконкурентоспособной по отношению к товарам, «заточенным» на предпочтения местного потребителя и выпускаемым локальными производителями.
Важной причиной размещения производства непосредственно вблизи основных центров потребления продукции могут стать существенные транспортные издержки, сопряженные с доставкой готового товара из точки его производства, расположенной в одной стране или регионе, до конечного потребителя, находящегося в другой стране. Если при этом природа и специфика производимой продукции позволяет компании организовать производство товара в непосредственной близи от основных потребителей без существенных дополнительных затрат, то модель развития компании посредством зарубежного инвестирования окажется экономически более целесообразной, нежели экспортная модель.
В борьбе за иностранные инвестиционные ресурсы правительства развивающихся стран и стран с переходной экономикой зачастую готовы предоставить иностранным инвесторам дополнительные государственные гарантии, которые оформляются двусторонними или многосторонними межправительственными соглашениями. Эти соглашения могут быть направлены как на страхование рисков, сопряженных с хозяйственной деятельностью иностранной компании в принимающей экономике, так и на исключение двойного налогообложения результатов хозяйственной деятельности иностранного инвестора.
3. Повышение эффективности функционирования, за счет географического перераспределения капитала компаний (третий мотив) во многом перекликается с уже рассмотренными нами причинами иностранного инвестирования. Помимо этого, расширяя географию своего присутствия, компании получают возможность в полной мере реализовать эффект масштаба, связанный с экономией издержек производства, что крайне важно для отраслей, требующих существенных первоначальных инвестиций в организацию производственного процесса, таких как машиностроение, металлургия, химическая промышленность и т.д.
4. Четвертым мотивом осуществления иностранного инвестирования может стать стремление компании получить контроль над стратегически важными зарубежными активами, которые необходимы для сохранения и повышения конкурентоспособности компании на мировом рынке. В подобных ситуациях речь, как правило идет о покупке некого иностранного предприятия, обладающее либо уникальной технологией и правами на ее использование, либо имеющего какой-то портфель знаний и опыта, необходимый для дальнейшего продвижения продукции, выпускаемой инвестором на локальных и мировом рынках. Наиболее часто данный мотив проявляется в отраслях, связанных с производством технологического оборудования, а также в фармацевтической и биомедицинской отраслях. Примерами реализации указанного мотива могут служить сделка 2004 г. по покупке китайской компанией Lenovo компьютерного подразделения компании IBM за 1,25 млрд долл. с целью увеличения объема производства и расширения географии собственных продаж, а также приобретение в 2011 г. французской фармацевтической компанией Sanofi-Aventis SA за 13,7 млрд долл. американской биотехнологической компании Genzyme Corp.