Конкретизация требовании дизайна к
КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ И ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ[1]
Конкретизация требований дизайна к качеству продукции осуществляется как при разработке новых изделий на этапе предпроектных исследований, так и при проведении оценки качества готовой продукции. При разработке новых изделий конкретизация требований дизайна обеспечивает формирование в изделиях тех потребительских свойств, которые необходимы и желательны потребителю. При проведении оценки качества продукции на основе требований дизайна разрабатывается номенклатура потребительских показателей качества, отражающая требования различных групп потребителей, выбираются изделия-аналоги и базовые образцы, уточняются приемы и методы оценки.
Разработка перечней требований и определение состава потребительских свойств зависят от назначения изделий и выполняемых ими потребительских функций. Наиболее обширный и вместе с тем сложный круг требований дизайна предъявляется к товарам народного потребления, удовлетворяющим культурно-бытовые и хозяйственные потребности различных групп населения. Поэтому в дальнейшем специальное внимание будет уделено потребительским свойствам и показателям качества изделий этой группы.
Конкретизация требований дизайна к качеству продукции в общем случае включает выполнение следующих процедур: расчленение функционального процесса на этапы, выявление характерных признаков потребителей, учет особенностей воздействия окружающей среды и условий потребления. В зависимости от различий признаков и условий уточняются состав требований и структура потребительских свойств, обеспечивающих выполнение функций изделия.
Существенный интерес для анализа представляет также структура функционального процесса, поскольку в одном и том же процессе одновременно могут участвовать разные изделия с разными ролями и функциями. В структуре функционального процесса выделяют следующие основные компоненты: потребителей, имеющих определенную потребность, предметы потребления, функционирующие в сфере потребления и способные эту потребность удовлетворять; условия, характеризующие среду, средства и способы потребления. В результате потребления, с одной стороны, удовлетворяется (полностью или частично) ранее выявленная потребность, а с другой — формируется новая потребность, оказывающая влияние на развитие способов и видов потребления, а в итоге — на самого человека, его способность к потреблению, его желания, вкусы и т.д.
Человек и орудие, взятые во взаимодействии, получают комплекс новых свойств: человек превращается в потребителя орудия труда, т.е. в оператора, выполняющего ряд необходимых действий, а орудие становится предметом, приспособленным к человеку, его своеобразным искусственным органом труда. Человек предъявляет к орудию ряд функционально-эргономических требований, по реализации которых в продуктах труда он судит о функционально-технических и эргономических свойствах этого орудия.
Анализируя структуру функционального процесса, определяя место и роль данного изделия в этом процессе, важно руководствоваться его конечной целью. В этом соотнесении функций анализируемого изделия с целевыми или конечными результатами выявляется основное назначение изделия, ради которого оно создано и используется потребителем.
Каждое бытовое изделие участвует во многих функциональных процессах. Оно хранится, ремонтируется, вместе с другими изделиями эстетически организует предметную среду жилища и т.д. Однако, наряду с этими вспомогательными и сопутствующими функциями, изделие используется потребителем в соответствии со своим основным назначением, что отличает данное изделие от других изделий. Это основное назначение вещи, ее главную потребительскую функцию следует особо выделять при анализе потребительских свойств бытовых изделий.
Понятие о структуре функционального процесса важно, как мы видим, для анализа изделия в двух отношениях. Во-первых, оно определяет ролевую функцию предмета в процессе, подразделяя бытовые изделия на предметы потребления, средства труда, условия (предметное средовое окружение). Во-вторых, вводя предмет в структуру процесса, дизайнер тем самым устанавливает определенные свойства этих предметов и требования, предъявляемые к ним.
Необходимым условием проведения анализа функционального процесса является его расчленение на этапы, которое проводится с целью вывления основной и дополнительных функций, выполняемых изделием, а также сопровождающих процесс вспомогательных операций (приобретение изделия, транспортирование, подготовка к эксплуатации, обслуживание, ремонт, храпение и т.п.). Такое членение позволяет рассматривать особенности функционирования изделия на каждом этапе и устанавливать к нему требования потребителей.
Так, приготовление пищи в домашних условиях включает группу функциональных процессов, которые могут быть выстроены в ряд: доставка продуктов, их подготовка, холодная обработка, горячая обработка, подготовка продуктов к потреблению и т.д. В соответствии с каждым этапом бытового функционального процесса вычленяются частные вспомогательные функциональные процессы, ориентированные на использование конкретных видов приборов, имеющих определенную техническую функцию и морфологическую ориентацию. Эти частные функциональные процессы, в свою очередь, могут быть разделены на подэтапы, включающие подготовку к работе, наладку, выполнение основной операции (функции), демонтаж и очистку прибора, его хранение и др.
Деление функционального процесса на этапы является необходимой предпосылкой для проведения экспертизы, цель которой — детальная проверка функционирования изделия на этапах процесса, осуществляемая с привлечением в необходимых случаях испытуемых. Задачи такой экспертизы качественно отличны от тех задач, которые ставятся при испытаниях изделия на прочность, надежность, безотказность, проводимых в испытательных центрах или в специальных лабораториях и на полигонах. Задачи эксперимента заключаются в том, чтобы воспроизвести с необходимой точностью реальный ход функционального процесса в том виде, как он протекает в сфере потребления. И не только воспроизвести, но и зафиксировать все те его особенности, с которыми сталкиваются потребители изделия. При этом объект экспертизы исследуется по трем уровням, охватывающим изучение процессов жизнедеятельности потребителя, потребительско-ценностных отношений и социально-культурных критериев. Конечной же целью такого условного деления объекта на уровни является синтез полученных результатов с целью формирования у эксперта целостного представления об изделии как предметно-чувственном объекте человеческих действий, интересов и ценностно-культурных ориентации.
Один и тот же функциональный процесс, например стирка, уборка и т.п., может осуществляться разными способами, в разных условиях, с использованием разных предметов и технических средств. Изменяется и сам функциональный процесс в зависимости от того, осуществляется стирка вручную или с помощью стиральной машины, подметается помещение щеткой или убирается с использованием пылесоса. Поэтому конкретизация бытовых процессов должна включать, прежде всего, детальное исследование каждого из включенных в процесс компонентов:
· потребителей и их требований к товару;
· объекта как такового;
· среды, условий и способов потребления.
Рассмотрим подробнее, как формируется состав требований к изделиям.
Необходимым условием конкретизации назначения и функции изделий служит выявление специфических характеристик потребителей.
На основе анализа литературы, опыта экспертных работ выделены пять признаков потребителей, наиболее существенно сказывающихся на формировании требований к ассортименту и качеству изделий. К этим признакам относятся: образ жизни, демографические характеристики, подготовленность потребителей к потреблению, культурные запросы и социально-экономические факторы (табл. 6).
Образ жизни — наиболее общая социальная характеристика жизнедеятельности обширных групп населения, включающая как специфические социальные показатели, так и характеристики способа жизнедеятельности и организации труда (городской и сельский образ жизни, трудовая деятельность, требующая смены мест приложения труда, и др.). Характеристики образа жизни требуют учета потребительских требовании отдельных групп населения, предъявляемых к ассортименту и качеству товаров, производимых для города, села или отдельных районов страны.
Выявление демографических характеристик позволяет подразделить потребителей по половозрастным признакам, которые определяют важнейшие ассортиментные группы таких видов изделий как мужская, женская и детская обувь, одежда, велосипеды, наручные часы, ювелирные изделия и др. Другой важной демографической характеристикой является количественный и качественный состав семьи, который оказывает существенное влияние на формирование ассортимента посуды, мебели, холодильников, кухонных плит и других бытовых изделий.
Уровень подготовки и квалификация потребителей существенно влияют на определение требований к изделиям. В одних случаях при потреблении изделий необходимы лишь самые элементарные знания и навыки, а в других использование изделий предопределяет необходимость проведения специальной подготовки, причем уровнем профессиональной квалификации потребителей зачастую определяются ассортиментный ряд изделий, их потребительский типаж, класс и т.п. (фотоаппараты, музыкальные инструменты и др.).
Культурные запросы потребителей существенным образом сказываются на требованиях, предъявляемых к изделиям различных групп. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость группировки потребителей в соответствии со сложившимися местными и национальными традициями, с учетом их отношений к бытовым вещам, с характерными требованиями стиля, моды, престижа, социально-психологическими установками, выделяющими среди потребителей «лидеров и аутсайдеров», «новаторов и консерваторов» и т.п.
Наконец, существенным признаком группировки потребителей изделий служат социально-экономические факторы, в числе которых важное место занимает показатель, позволяющий выявить потребность в изделиях различного потребительского класса (типажа) и находящий отражение в ценах на эти изделия. С одной стороны, класс изделия определяется техническими возможностями производства или достигнутой полнотой удовлетворения потребности данной группы потребителей (любителям фото- и киносъемки не требуются аппараты, используемые при профессиональной съемке), а с другой — ценой изделия, возрастающей с повышением его сложности и качества. Поэтому для отдельных групп потребителей должны быть установлены разумные комбинации потребительских свойств, качества и цены, которые в совокупности определяют членение изделий определенного вида на несколько потребительских классов для всестороннего удовлетворения потребностей различных групп населения.
Существенной характеристикой, определяющей потребительские свойства изделий, являются также среда, условия и способы потребления. В зависимости от того, где и в каких конкретных условиях потребляются изделия, разрабатываются их ассортиментные разновидности (например, напольные и подвесные холодильники, стационарные и переносные магнитофоны, трансформируемая мебель, дорожные велосипеды, вещи сезонного пользования, разновидности предметов для сельской и городской среды, различных зон квартиры и т.п.).
Тщательное исследование всей совокупности признаков, характеризующих бытовой процесс, в который включено изделие, его потребителей и условия потребления, позволяет в итоге построить модель конкретной ситуации потребления изделия, под которой понимается упорядоченный комплекс сведений и знаний о бытовых процессах, потребителях, условиях и способах потребления товара, служащих основой для формирования требований потребителей к качеству товара и разработки номенклатуры его потребительских свойств и показателей качества.
Модель ситуации потребления может строиться одним экспертом или группой экспертов и представляться в форме описаний процессов потребления, объектов, участвующих в этих процессах, и потребителей, а также собранных статистических, расчетных и других данных, характеризующих эти процессы.
Модель ситуации потребления может быть выражена и в других формах. Так, модель ситуации может быть имитирована в эксперименте, воспроизводящем ход функционального процесса. Эксперименты такого рода позволяют дизайнерам и экспертам наиболее наглядно и убедительно смоделировать то, что происходит или может произойти с потребителем при использовании изделия в реальных условиях потребления. Наконец, следует иметь в виду, что многое из того, что не учтено в собранных данных об объекте, в описании ситуации и при эксперименте, «достраивается» в воображении дизайнера в виде представлений, картин, образов потребителей изделий, их поведения, действий, отношений. Дизайнер строит модель ситуации потребления в своем сознании подобно тому, как писатель развертывает сюжетную линию своего произведения, рассматривая и сравнивая различные возможные направления развития фабулы художественного произведения. Чем нагляднее и образнее представляет себе эксперт картины возможных жизненных ситуаций, тем полнее и целостнее вырисовывается в его сознании модель потребления.
Поскольку модель ситуации потребления представляет собой в определенной степени законченное построение представления об объекте, она имеет определенную структуру связей и отношений, характерных для сферы потребления объекта. Эта структура имеет три взаимосвязанных и вместе с тем относительно самостоятельных уровня. Первый уровень отражает жизнедеятельность человека в определенной среде (системе «человек—вещь—среда»), непосредственные связи человека с предметом, действия, поведение и реакции человека. Этот уровень отражает также действия предмета при его функционировании, его связи с человеком и окружающей средой. Центральная связующая нить на этом уровне рассмотрения модели — это полезная функция предмета и удовлетворение /не удовлетворение потребностей человека в процессе использования предмета.
Вместе с тем, уже на первом уровне рассмотрения модель потребления включает, наряду с типичными, также ряд экстремальных ситуаций (пожар, землетрясение, короткое замыкание в электросети, использование предмета ребенком и т.д.). Все эти особые случаи должны быть учтены в модели, образно представлены, изучены, продуманы дизайнером с точки зрения возможных последствий и результатов.
Второй уровень составляют общественно-ценностные характеристики ситуации потребления. На первый план здесь выступают разные группы потребителей, которые хотя и совершают, казалось бы, одни и те же операции (стирают, убирают, обедают, смотрят телевизор, принимают гостей и т.д.), но делают это по-разному, индивидуально. При этом предметы и вещи также используются ими не по однажды установленному стандарту, а с учетом своеобразия потребностей и сформированной среды обитания.
Поскольку модель ситуации потребления может включать в себя, помимо исследуемого объекта, также и многие изделия-аналоги, то, естественно, для каждой группы потребителей моделируется соответствующее многообразие ситуаций и реакций потребителей на эти ситуации. Одни изделия их в целом удовлетворяют, другие изделия-аналоги раздражают, третьи — очень нравятся и т.д., хотя все они выполняют сходные функции. Каждая группа потребителей устанавливает для соответствующей группы предметов свои критерии их ценности, которые в чем-то совпадают, а в чем-то различаются между собой. И эти критерии, будучи «опредмеченными» в объектах, придают окружению человека новую качественную определенность, находящую выражение в общественной значимости предметов как благ и ценностей, обладающих, к тому же, различными уровнями качества и эстетического совершенства.
Третий уровень определяется культурно-социальными характеристиками ситуации потребления, ее знаково-коммуникативными связями и отношениями с другими ситуациями и объектами. Социальная оценка ситуации одновременно проявляется и как оценка культурной роли объекта, несущего на себе отпечаток социальных и знаково-коммуникативных отношений, в систему которых он включен. На этом уровне формируется и оценивается также художественная ценность объекта, рассматриваются и анализируются культурные нормы и эталоны.
Поскольку модель ситуации потребления многоярусна и динамична, т.е. может быть ориентирована на воспроизведение разных процессов и действий потребителей во времени, соответственно сложными и многообразными являются и методы построения такой модели, которыми пользуются дизайнеры и эксперты. Общая логическая структура модели строится с использованием логико-аналитического метода. Воспроизведение ценностных отношений требует сценарного моделирования процессов поведения и интересов потребителей. Культурно-художественный анализ ситуации потребления требует использования методов художественного моделирования.