С учетом исторических и географических факторов). 1 страница
К внутренним водам, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, относятся: 1) морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря; 2) воды портов; 3) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы. Внутренними водами являются также воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства.
Территориальным морем является полоса прибрежных морских вод, ширина которой, согласно Конвенции 1982 года, не должна превышать 12 морских миль.
В состав территории государства также входят находящиеся под его сухопутной и водной поверхностями недра без каких-либо ограничений по глубине.
Воздушную территорию государства составляет воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ.
В пределах своей территории государство осуществляет верховенство, которое называется территориальным и является составной частью суверенитета государств.
В современном международном праве территориальное верховенство в основном сводится к следующему:
— власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на его территории;
— государство не может быть насильно лишено принадлежащей ему территории, его границы нерушимы и неприкосновенны;
— в пределах государственной территории исключается публичная власть любого другого государства;
— высшая власть государства осуществляется системой государственных органов я законодательной, исполнительной, судебной, административной сферах;
— юрисдикция государства в отдельных случаях может распространяться за пределы его территории (например, юрисдикция над морскими и воздушными судами и их экипажами);
— земля и природные ресурсы государства не могут использоваться другими государствами без ясно выраженного согласия территориального суверена.
Вся законодательная, исполнительная, административная и судебная власть государства распространяется как на собственных граждан и организации, так и на иностранных граждан и организации, а также на лиц без гражданства, находящихся в пределах территории данного государства. Территориальное верховенство не исключает, поскольку государство на это согласно, некоторых изъятий из действия его законодательства по отношению к определенной категории иностранных граждан на всей государственной территории или действия иностранного законодательства в определенных районах на его территории. Такое согласие может быть выражено во внутреннем законе или в международном договоре.
Территориальное верховенство выражается также в том, что в пределах своей территории государство может применять все соответствующие закону средства властного принуждения к своим гражданам и иностранцам, если международными договорами не установлено иное. И если действие законов одного государства может распространяться за пределы его территории, то применение средств властного принуждения ограничено, как правило, лишь собственной территорией. Никакое государство не вправе применять свои средства властного принуждения на территории иностранного государства.
Территориальное верховенство включает в себя, естественно, и юрисдикцию государства, то есть права судебных и административных органов по рассмотрению и разрешению всех дел на данной территориив соответствии с компетенцией этих органов. Понятие территориального верховенства гораздо шире понятия юрисдикции, поскольку оно выражает вето полноту государственной власти во всех ее конституционных формах. Но в то время как полная и исключительная власть государства ограничена пределами его территории, юрисдикция государства в ряде случаев распространяется за пределы его территории.
Согласно международному праву, юрисдикция государства распространяется на лиц, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов его территории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.
Материальное содержание государственной территории - пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, природная среда с ее компонентами: сущей и водами, воздушным пространством и недрами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной, повседневной человеческой деятельности. Согласно современному международному праву, никто не вправе насильственно лишать государство принадлежащей ему территории и, соответственно, природных ресурсов.
Государственная территория, в частности земля с ее недрами, не может использоваться иностранными государствами, и юридическими и физическими липами в промышленных целях без согласия территориального суверена. Например, без такого согласия незаконны добыча полезных ископаемых на иностранной территории или рыболовство в иностранных территориальных, водах. Государство в силу своего суверенитета самостоятельно решает вопрос о допуске иностранных лиц к эксплуатации ресурсов. Иностранные государства и лица должны уважать юридическую принадлежность природных ресурсов территориальному суверену и его право регулировать использование этих ресурсов по своему усмотрению. Все эти положения подтверждались в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН относительно суверенитета государств над их природными ресурсами.
Одна из юридических форм выдачи разрешения на эксплуатацию природных ресурсов — это концессионные соглашения между территориальным сувереном и иностранными юридическими лицами. Условия таких соглашений определяются территориальным сувереном в соответствии с его законодательством. Как правило, иностранные юридические и физические лица наделяются ограниченными правами пользования на определенный срок и за определенную плату.
Говоря о том, что территория принадлежит тому государству, в пределах границ которого она находится, следует иметь в виду, что речь идет о принадлежности в международно-правовом отношении. В этом плане под государством как субъектом этих отношений понимается политическая организация власти и населения данной страны. Именно этому субъекту международного права принадлежит его территория, причем имеется в виду не просто фактическая, а юридическая принадлежность. Из этого исходят международные соглашения сопредельных стран по пограничным вопросам. Особенно ярко проблема юридической принадлежности проявляется в территориальном споре, где речь идет именно о юридической принадлежности территории, а не о фактическом владении ею. Юридический характер принадлежности государственной территории вообще невозможно отрицать, ибо это означало бы отрицание самого права и обосновывало бы принадлежность территории фактическим захватом. А последнее как раз и запрещено международным правом.
Со второй половины XIX века в международном праве постепенно утверждается концепция, предложенная выдающимся русским юристом В.А. Незабитовским. Согласно его теории, государственная территория — не вещь, принадлежащая государству, а пространственный предел, в котором оно существует и действует как политическая организация власти.
Границы государственные— линии и проходящие по этим линиям воображаемые вертикальные поверхности, определяющие пределы территории государства (суши, вод, недр, воздушного пространства), т.е. пределы распространения его суверенитета.
Линии, отделяющие сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории др. государства, являются государственной границей на суше. Линии, отделяющие территориальные воды от вод открытого моря, т.е. линии внешнего предела территориальных вод, а также линии, разграничивающие территориальные воды между двумя соседними государствами, являются морскими государственными границами Воображаемая поверхность, проходящая по линии государственной границы перпендикулярно земной поверхности, служит границей воздушного пространства соответствующего государства.
Сухопутные и морские государственные границы между сопредельными государствами устанавливаются в договорном порядке (см. Делимитация границы. Демаркация границы. Редемаркацияграницы). Там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, государство устанавливает свои государственные границы в законодательном порядке в соответствии с международным правом.
Практике известны орографические, геометрические и географические государственные границы Орографическая государственная граница — линия, проведенная по естественным рубежам с учетом рельефа местности, главным образом по горному водоразделу и руслу рек (см. Реки пограничные). Геометрическая государственная граница — прямая линия, соединяющая две определенные на местности точки государственной границы, которая пересекает местность без учета ее рельефа (минуя, как правило, населенные пункты). Географическая государственная граница — линия, проходящая через определенные географические координаты и иногда совпадающая с той или иной параллелью или меридианом.
На пограничных озерах линия государственной границей проходит по середине озера или по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной государственной границы к его берегам, причем при изменении очертания берегов или уровня воды для перемещения государственной границы требуется специальное. соглашение сопредельных государств.
В РФ имеются орографические, геометрические и географические государственные границы; географические Государственные границы, проведенные по параллелям и меридианам, чаще встречаются в Африке и Америке.
Государственные границы неприкосновенны. В целях обеспечения их безопасности и, следовательно, защиты своего суверенитета государство вправе принимать необходимые меры, включая применение вооруженной силы против нарушителей государственной границы.
Режим государственной границы устанавливается внутренним законодательством соответствующего государства, а также его договорами с сопредельными странами. Пограничный режим на государственной границе РФ регулируется Законом РФ «О Государственной границе РФ», а также договорами о режиме границы, заключенными СССР (РФ) с соседними государствами (см. Пограничные договоры, Пограничный контроль).
Для сохранения и укрепления международного мира особое значение имела борьба за закрепление государственных границах, сложившихся в Европе после второй мировой войны, за утверждение принципа нерушимости государственной границы Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. провозгласил: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».
|
с учетом исторических и географических факторов).
Тип | Подтип | Типологическая группа |
Экономически развитые страны: 30% населения, 64% мирового валового продукта | Высокоразвитые: 18% населения, 51% мирового валового продукта Среднеразвитые 11,5% населения, 13% мирового валового продукта | Ведущие страны «Большой шестерки» Малые европейские Переселенческие Южноевропейские Восточноевропейские Евразийские (СНГ) Россия Восточноазиатские Латиноамериканские |
Экономически развивающиеся страны: 70% населения, 36% мирового вало- вого продукта | Верхний эшелон («благополучные») Нижний эшелон («проблемные») | Новые индустриальные Страны-нефтеэкспортеры Страны обслуживающей пери- ферии («квартиросдатчики») «Классические» развивающиеся (экономически слаборазвитые) Наименее развитые страны |
Экономически развитые страны
Среди развитых стран по крупным различиям (в 2-5 раз) экономических и социальных показателей необходимо выделить два подтипа: высокоразвитые и среднеразвитыестраны.
Первый подтип представлен наиболее ранними, «классическими» развитыми капиталистическими обществами, сформировавшимися на базе традиционной рыночной экономики. Этой группе из 25 стран с небольшим населением (менее 18% мировой численности) принадлежат ведущие позиции в мировой экономике (более 51% мирового валового продукта) и политике, крупнейший научно-технический потенциал, высшие социальные показатели.
Современная основа этих во многом посткапиталистических обществ базируется на социально ориентированной, регулируемой рыночной экономике, а источником международного могущества являются крупнейшие в мире транснациональные корпорации и банки (контролирующие более 40% мировой экономики), им принадлежит ключевая роль в валютно-финансовой системе и торговле мира, в международных интеграционных процессах и организациях.
Другие специфические типологические черты высокоразвитых стран следующие:
1) отраслевая структура экономики носит ярко выраженный постиндустриальный характер (в создании ВВП доминирует непроизводственная сфера);
2) в промышленности лидирующее положение занимают обрабатывающие отрасли, прежде всего наукоемкие производства, составляющие основу экспорта большинства стран, в то время как роль традиционных отраслей, а также экологически «грязных» сокращается;
3) сельское хозяйство, базируясь на достижениях НТР, является высокоинтенсивным и развивается в форме государственно и международно регулируемого агробизнеса;
4) экологический кризис имеет контролируемый, управляемый характер и «экспортную» ориентацию (в направлении менее развитых стран);
5) для территориальной организации общества типичны максимальная урбанизированность (более 90%) и минимальные различия в уровнях социально-экономического развития между частями страны.
Неравномерность послевоенного развития привела к оформлению с начала 1970-х годов в подтипе высокоразвитых стран трех центров соперничества: североамериканского, западноевропейского и японского. Состав и потенциал каждого из них постепенно расширяются за счет интеграционных процессов с менее развитой периферией.
По «формам проявления высокоразвитости» можно выделить три типологические группы государств.
Страны «Большой шестерки» представлены наиболее крупными по территории, населению и масштабам экономики державами - «историческими лидерами»: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.
Малые европейские страны как типологическая группа высокоразвитых государств охватывают немногим более 1% населения мира. Эта группа включает Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Швецию, Норвегию, Данию, Финляндию, Исландию, Австрию, Швейцарию и «микрогосударства» - Лихтенштейн, Андорру, Монако, Сан-Марино.
«Миниатюрность» и соседское положение с ведущими державами обусловили такие черты этих стран, как ограниченность отраслевой структуры экономики, огромную роль внешних факторов в развитии, максимальную роль государства в экономических и социальных процессах, международную специализацию на ограниченном числе обычно «уникальных» мелкосерийных наукоемких производств, международную направленность сферы услуг (финансовых, туристических, транспортных и др.).
Переселенческие страны как специфическая типологическая группа объединяют Канаду, Австралию, Новую Зеландию, ЮАР, а также Израиль, которые при 1,5% населения мира производят ежегодно около 4% мирового валового продукта (однако душевые показатели ВВП ЮАР в 3-4 раза ниже, чем у остальных, но соответствуют высокоразвитым у неафриканского населения).
Их основной отличительный признак - общность исторического развития. Главной типологической чертой является присущий им с колониального периода зависимый, внешнеориентированный тип развития. Он выражается, во-первых, в ставшей традиционной аграрно-сырьевой международной специализации и в повышенной роли в структуре экономики добывающих отраслей и агропромышленного сектора, ориентированных на экономические потребности первоначально Великобритании, а в настоящее время и других высокоразвитых стран. Во-вторых, в активной и даже ключевой роли иностранного капитала из этих стран в экономическом развитии, особенно заметной в обрабатывающей промышленности. В-третьих, переселенческим странам присуща роль союзников - младших партнеров ведущих держав в международных интеграционных процессах и организациях. Сближает их и сходство социально-политических проблем в отношениях между переселенцами и коренным населением.
Среднеразвитые страны - около 40 государств Европы, Азии и Америки, на которые при 11,5% населения приходится более 13% мирового валового продукта (1996 г.). Это группа, включающая часть развитых капиталистических (из числа исторически «отставших), постсоциалистические и «новые развитые» страны. Их объединяет периферийный тип социально-экономического развития (ближней периферии высокоразвитых центров: западноевропейского, североамериканского, японского, а также советского).
Особенности экономико-географического положения по отношению к центрам и тенденции исторического развития позволяют выделить среди них ряд своеобразных типологических групп:
1) южноевропейскую - Испания, Португалия, Греция, Турция, Мальта, Кипр, а также Ирландия;
2) восточно-азиатскую - Республика Корея, Тайвань, Сингапур;
3) латиноамериканскую - Мексика, Чили;
4) восточноевропейскую - постсоциалистические страны Европы (кроме членов СНГ), для которых с начала 1990-х годов характерна смена ориентации с советского на западноевропейский центр;
5) евразийскую - страны СНГ (кроме России), сочетающие в своем кризисном, неустойчивом развитии противоречивые тенденции ориентации как на западноевропейский центр и его ближнюю периферию (например, на Турцию, Польшу), так и на Россию;
6) Россия, занимающая особое место среди стран рассматриваемого подтипа. Являясь в недавнем прошлом политическим и экономическим ядром советского центра, она в 1990-е годы переживает резкое падение достигнутого в СССР высокого уровня социально-экономического развития (ВВП России за 1990-1997 гг. сократился вдвое) вследствие радикальных реформ в ходе «вестернизации» общества. Превращение в страну со средними и ухудшающимися экономическими и социальными показателями сопровождается ослаблением функций центра по отношению к постсоциалистической периферии и формированием собственного, зависимого от интересов высокоразвитых центров, периферийного типа развития.
Несмотря на существенные историко-географические различия, среднеразвитым странам присущ ряд общих типологических черт. К ним, в частности, относятся: переходный характер структуры экономики от индустриальной или индустриально-аграрной к постиндустриальной; меньшая степень регулированности и большая стихийность рыночного механизма; усиливающаяся роль иностранного капитала и политики международных экономических учреждений и организаций в жизни стран, что ведет к возрастанию финансовой, технологической и иной зависимости от высокоразвитых государств, формирует внешнеориентированный тип социально-экономического и политического развития. Эти черты определяют и место среднеразвитых стран в мировом хозяйстве, связанное с международной специализацией на аграрно-сырьевых, топливо-, материало- и трудоемких и других технологически простых, малонаукоемких отраслях обрабатывающей промышленности, а также на международных услугах (туристических, транспортных, экспорте рабочей силы и др.).
8. Постоянный ход процессов естественного и механического движения населения приводит к определенному изменению численности человечества на Земле.
Самые высокие в мировой истории темпы прироста населения пришлись на середину ХХ в. Именно в это время и возникло понятие «демографический взрыв», что означает резкое увеличение численности населения мира. Ярко он проявился в большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки, которые, получив политическую и экономическую независимость в 50- х годах ХХ ст., Улучшили внутреннюю социально-экономическую ситуацию, что способствовало существенному снижению смертности из-за высоких темпов рождаемости. Однако в мире существуют страны, в которых демографическая ситуация диаметрально противоположным, т.е. наблюдается постепенное сокращение численности населения — депопуляция, или демографический кризис.
Первую оценку численности населения мира дал 1682 английский экономист Уильям Петти. Он считал, что на планете на конец XVII в. проживало около 320 млн человек. Точные данные о численности населения страны дают переписи — одновременный сбор статистической информации обо всех ее жителей. Результаты таких переписей используют государственной социально-экономической политике, планировании экономического роста, бюджета страны. ООН рекомендует проводить переписи населения в стране один раз в 10 лет. Первые переписи населения были проведены в Скандинавских странах и в Австро-Венгрии в середине XVIII в., Затем в США (1790 г.), России (1897 г.).
Численный состав населения мира постоянно меняется, имеет свою динамику и характеризуется постоянным ростом. Со времени появления первых людей на Земле численность человечества возросла во много тысяч раз.
И в октябре 1999 г. на планете родился шестимиллиардный ее житель, а в 2009 г. на ней проживало уже 6790 млн человек, из которых более 3 /4 живет в 25 странах мира (с численностью населения более 50 млн человек). Первое удвоение численности населения мира произошло в XV в., Второе — в XVIII в., Третье — в XIX в., А четвертое — в конце ХХ в. Особенно быстро удваивается населения Африки, Ближнего и Среднего Востока, очень медленными темпами этот процесс в Европе, которой на это понадобится до 282 года.
За последние 30 лет количество жителей на Земле увеличилась почти на 2 млрд человек, что произошло в основном за счет стран Азии, Африки, Латинской Америки.
Динамика численности населения мира
Постоянный ход процессов естественного и механического движения населения приводит к определенному изменению численности человечества на Земле.
Самые высокие в мировой истории темпы прироста населения пришлись на середину ХХ в. Именно в это время и возникло понятие «демографический взрыв», что означает резкое увеличение численности населения мира. Ярко он проявился в большинстве стран Азии, Африки и Латинской Америки, которые, получив политическую и экономическую независимость в 50- х годах ХХ ст., Улучшили внутреннюю социально-экономическую ситуацию, что способствовало существенному снижению смертности из-за высоких темпов рождаемости. Однако в мире существуют страны, в которых демографическая ситуация диаметрально противоположным, т.е. наблюдается постепенное сокращение численности населения — депопуляция, или демографический кризис.
Первую оценку численности населения мира дал 1682 английский экономист Уильям Петти. Он считал, что на планете на конец XVII в. проживало около 320 млн человек. Точные данные о численности населения страны дают переписи — одновременный сбор статистической информации обо всех ее жителей. Результаты таких переписей используют государственной социально-экономической политике, планировании экономического роста, бюджета страны. ООН рекомендует проводить переписи населения в стране один раз в 10 лет. Первые переписи населения были проведены в Скандинавских странах и в Австро-Венгрии в середине XVIII в., Затем в США (1790 г.), России (1897 г.).
Численный состав населения мира постоянно меняется, имеет свою динамику и характеризуется постоянным ростом. Со времени появления первых людей на Земле численность человечества возросла во много тысяч раз.