Средний оклад или ставки окладов
OEI определяет средний оклад или ставку оклада как ставку, выплачиваемую за нормальное рабочее время, включая: основной оклад, выплаты, равные прожиточному минимуму, и другие гарантированные и регулярные выплаты. Оплата сверхурочной работы, бонусы и чаевые, пособия многодетным семьям, другие выплаты по социальному обеспечению, которые работодатель платит непосредственно работнику, и добровольные вознаграждения в качестве дополнения к основному окладу – все это в средний оклад не включается (Международная Организация Труда, 1996).
Данное определение совпадает с обсуждавшимся ранее, если рассмотренная выше средняя шкала оплаты труда в большей степени основывается на реально получаемом жаловании, чем на номинальном.
Однако во многих странах условия найма, особенно в государственные учреждения, могут гарантировать полную оплату труда на время болезни; или не обнаруживается большого числа прогулов и опозданий. Или, в случае резкого снижения реальных доходов, управление системой оплаты труда и давления со стороны правил, касающихся посещаемости и опозданий, снижается до тех пор, пока не перестают применяться какие-либо санкции или даже вестись официальные записи. В подобных случаях, даже тогда когда между мужчинами и женщинами имеются расхождения в пропущенном рабочем времени, не существует различий в средних, реально получаемых ими окладах, кроме тех, что обусловлены профессиональным распределением. Условия найма в частном секторе различны, с менее выгодной оплатой больничных листов и более строгим контролем за опозданиями, так что различия в средних окладах мужчин и женщин могут обнаруживаться даже тогда, когда отсутствует влияние стажа работы.
OEI предоставляет данные о продолжительности рабочего дня, которая определяется как изложенная в постановлениях, законах или коллективных соглашениях (см. также МОТ, 1997). Это число часов, которое должно быть отработано рабочими, занятыми полный день, до того, как начинает выплачиваться премия за сверхурочную работу. Там, где работники, занятые неполный рабочий день, составляют значительную часть, перевод средней недельной или среднемесячной заработной платы в почасовую, осуществляемой путем деления на количество количества отработанных часов, будет приуменьшать среднюю почасовую оплату труда женщин и усугублять невыгодность их положения. Подобные искажения могут появиться при сравнении средних недель или среднемесячных окладов мужчин и женщин, так как у женщин они могут отражать в среднем меньшее отработанных часов. Данные, представленные OEI, не позволяют сделать необходимую корректировку. Однако некоторые страны (например, Коста-Рика, Эстония, Финляндия, Литва и Великобритания) предоставляют информацию о среднем количестве нормативных рабочих часов, которые были в реальности отработаны, а не о числе часов, установленных коллективным соглашении. В подобных случаях не возникает проблем с переводом средних недельных окладов в среднечасовые, даже если большая часть рабочих женского пола занята не полный рабочий день. Несколько стран предоставляют данные о наиболее распространенных почасовых окладах для некоторых, если не для всех, профессий. Средняя реальная почасовая зарплата, очевидно, является лучшей мерой, так как она принимает во внимание любые различия в отработанных часах и может быть использована для оценивания равных недельных или месячных зарплат, применяя нормативные часы, как установленные нормативным договором.