Активные методы обучения в вузе 3 страница
Вы уже поняли, что задание генерального директора предстоит решать Вам, при этом в таком масштабе времени:1 неделя – 1 час игрового времени. Вам предстоит справиться с заданием за 4 часа игрового времени.
Учтите, что всякую сделку с односторонним учетом материальных интересов отвергнут сами партнеры. Выгодное Вам решение не должно быть откровенно невыгодным для других участников сделки. Свою способность к оптимальным решениям Вам предстоит подтвердить расчетами.
Исходные данные
Фирма остро нуждается в приобретении имущественного комплекса, продаваемого машиностроительной компанией за 12 млн.руб. Нормативный срок службы имущественного комплекса 8 лет. Фирма выпускает продукцию, которая будет пользоваться спросом в регионе в течение 6 лет.
У фирмы достаточно оснований для того, чтобы заинтересоваться вариантом лизинга. Но степень неопределенности значительна. Все же кое-какая полезная информация имеется:
· рыночная ставка по депозитам – 12% годовых;
· рыночная ставка по долгосрочным ссудам – 18% годовых;
· лизинговые компании привыкли работать на финансовом рынке за комиссионное вознаграждение в размере 8-10% в год от среднегодовой стоимости имущества, сдаваемого в лизинг;
· ставка НДС – 18%.
Потребуется и другая информация о финансовом рынке, которую следует назвать самостоятельно, опираясь на российские реалии и здравый смысл.
Новый имущественный комплекс позволит организовать производство продукции с текущими издержками (без амортизации) в размере 5 млн.руб в год. Ежегодные издержки, связанные с лизингом, увеличат себестоимость продукции. Фирма ориентируется на продажную цену своей продукции: Р = 1000 руб/ед и физический объем продаж Q – 13000 ед продукции в год.
Другая информация по экономике фирмы может формироваться при консультации с преподавателями-руководителями деловой игры.
Порядок проведения деловой игры:
1. Академическая группа, состоящая из 20-25 человек, делится на четыре подгруппы, работающих на условиях состязательности (соверничества).
2. В каждой подгруппе выбирается руководитель (директор) ответственный за координацию интересов все участников лизингового контракта, специалистов, отвечающих за материальные интересы лизингополучателя, лизингодателя и машиностроительной компании и юрисконсульта.
3. В процессе игры контакты подгрупп между собой запрещены.
4. В игре участвуют два преподавателя: один – специалист по экономике, другой – по хозяйственному праву. Они образуют жюри, руководят проведением игры, оказывают консультации, контролируют и оценивают работу подгрупп.
5. Игра длится 4 часа и состоит из двух этапов. На первом этапе длительностью 3 часа подгруппы выполняют технико-экономические обоснования (ТЭО), ведут расчеты, составляют договора лизинга. Этап идет без общих перерывов. Первый этап заканчивается составлением отчета в письменном виде, с текстом договора лизинга. Договор лизинга должен содержать следующие положения предусмотренные федеральным законом «О лизинге»:
· точное описание предмета лизинга;
· объем передаваемых прав собственности;
· наименование места и указание порядка передачи предмета лизинга;
· указание срока действия договора лизинга;
· порядок балансового учета предмета лизинга;
· порядок содержания ремонта предмета лизинга;
· перечень дополнительных услуг, предоставляемых лизингодателем на основе договора комплексного лизинга; указание общей суммы договора и размера вознаграждения лизингодателя;
· порядок расчетов (график платежей);
· определение обязанности лизингодателя или лизингополучателя застраховать предмет лизинга от связанных с договором рисков, если иное не предусмотрено договором.
Письменный отчет с указанием состава участников деловой игры и должностных обязанностей каждого из них сдается в жюри.
После сдачи подгруппами отчетов в жюри объявляется 10 мин. общий перерыв. За это время жюри проверяет правильность выполненных расчетов, составления договора лизинга и делает предварительные выводы.
На втором этапе длительностью один час осуществляется поочередная защита своих отчетов руководителями подгрупп.
После заслушивания докладов и ответов на вопросы преподавателей и оппонирующих групп подводятся итоги.
Задание участникам игры
На основании исходных данных (стр. 28) проведите необходимые технико-экономические и финансовые обоснования договора лизинга, обеспечьте учет интересов всех участников контракта; докажите расчетами достаточную эффективность принятого решения дл всех заинтересованных сторон.
Используйте вариабельность лизинга по срокам, количеству участников договора, источникам финансирования единовременных затрат, организации финансовых отношений сторон в ходе исполнения контракта, обязанностям сторон в части организации сопутствующих услуг. Определитесь с вопросом о выкупе имущества, взятого в лизинг.
При проведении расчетов можно использовать учебно-методическое пособие кафедры «Экономическая теория» по лизингу.
Подведение итогов деловой игры
Оценка результатов производится по пятибалльной системе путем открытого голосования участников. Общая оценка работы каждой подгруппы складывается из оценки жюри и трех оценок оппонирующих подгрупп. Решающее слово за жюри.
При подведении итогов учитывается общая компетентность, грамотность обоснований, оригинальность решений, способность их защищать и вести полемику. Штрафные баллы не начисляются.
Фондовая биржа
ЦЕЛЬ ИГРЫ: закрепить теоретические знания по операциям с ценными бумагами; получить навыки в определении курса акций, дохода курсового брокера и биржевого сбора.
Основные положения
В игре представлено моделирование некоторых биржевых процессов: котировки акций, спекулятивные операции и др. Участникам предоставляется возможность принятия решений при покупке или продаже акций с учетом ряда факторов. Участники могут выполнять роль «медведя», «быка» или же использовать биржу для привлечения денег. В ходе игры определяются финансовые результаты сделок для каждого участника, рассчитываются индексы курсов акций (по типу индекса Доу-Джонса), доход курсового брокера, биржевой сбор.
Спекуляции с акциями осуществляются при помощи срочных сделок. Например, инвестор («бык») в расчете на повышение курса скупает акции с тем, чтобы через установленный срок (месяц, квартал) получив эти бумаги, продать их по возросшей цене. Инвестор, играющий через своего брокера на понижение («медведь»), заключает контракт на продажу акций (не имея их в наличии) через определенный срок в будущем. К концу этого срока он покупает акции по снизившейся цене и передает их заказчику, который оплатил эти бумаги по более высокой цене.
Порядок проведения деловой игры
1. В игре принимает участие одна академическая группа численностью до 30 чел.
2. Группа разбивается на 6 команд по 3-5 игроков в каждой. Выбираются капитаны команд, которые распределяют роли (должности) внутри команды.
3. Команда представляет юридическое лицо (фирму), владеющее акциями корпораций А и Б и осуществляющее операции на вторичном рынке ценных бумаг (фондовой бирже). Каждая команда выступает под порядковым номером – от 1 до 6.
4. Из числа лучших слушателей назначаются 2 курсовых брокера, осуществляющих котировку акций корпораций А и Б.
5. Игра длится 4 часа и состоит из 4-х этапов:
· первый этап длительностью 1,5 часа заключается в осуществлении первоначальных сделок и формировании в их ходе официального курса акций;
· на втором этапе продолжительностью один час участники игры, получив новую вводную положения акций корпораций А и Б следят за развитием событий на финансовом рынке в зависимости от того, какие сделки они совершили на первом этапе;
· на третьем этапе вводятся условия, меняющие курс акций, инвесторы вновь реагируют на данную информацию операциями с ценными бумагами, повторяя действие второго этапа, этап рассчитан на один час;
· на четвертом, заключительном этапе, продолжительностью полчаса подводятся итоги: 1) определяются доходы или убытки каждой команды; 2) анализируются допущенные ошибки и нерациональные действия команд. Отдельно оценивается работа брокеров.
6. Руководит игрой преподаватель, который определяет последовательность действий игроков, следит за регламентом, ведет контроль за ходом всех операций, в помощь ему может быть выделен один игрок из слушателей или ассистент кафедры.
Условия игры
Задание выдается только на первый этап, чтобы участники игры не знали дальнейших условий изменения конъюнктуры.
Участники постоянно получают от своих брокеров информацию и принимают решения. В игре брокеры выступают как единое целое с фирмами – клиентами. Это обеспечивает в игровой ситуации свободу действий инвесторов, покупающих (или продающих) акции.
Акции компаний А и Б могут обслуживать один или разные курсовые брокеры по усмотрению преподавателя ведущего игру. Для принятия решений о покупке или продаже акций фирмам необходимо знать основные характеристики хозяйственной деятельности и положения на рынке компаний А и Б.
Корпорация А выпускает компьютерную технику, действует в условиях острой конкуренции. Это крупное, экономически стабильное предприятие, регулярно выплачивающее дивиденды. Среди ее акционеров – разные фирмы и физические лица. На вторичном рынке обращается большое количество акций. В настоящее время конкуренция несколько ослабила позиции корпорации А на рынке. Однако, она ведет переговоры об объединении с крупной фирмой данной отрасли. Сообщения о возможностях объединения противоречивы. При этом большинство экспертов убеждены, что если объединение состоится, то курс акций корпорации А существенно возрастет. В то же время срыв договора может привести к их падению. В зависимости от развития событий, выгодным может стать либо покупка, либо продажа этих акций. Соответственно, владельцы этих акций, непроводящие операций с ними, тоже могут оказаться в выигрыше или в убытке.
Корпорация Б занимает сильные позиции в автостроении. Она также стремится поддерживать стабильные дивиденды и, по возможности их увеличивать. Однако динамика спроса на автомобили более подвержена непредсказуемым воздействиям (мода, вкусы, действия конкурентов), чем на компьютеры. Кроме того, существенное значение имеют трудно предсказуемые колебания цен на энергоносители. Снижение спроса на автомобили этой компании под воздействием какого-либо фактора или их комбинации привело бы к падению курса акций.
Таким образом, существует риск для инвестора практически в любой ситуации. Проблема осложняется тем, что инвесторы не владеют полной информацией о биржевой конъюнктуре (количество поданных заявок на покупку или продажу, кто заявители и т.д.).
Мотивы действий участников игры могут быть следующими.
При покупке акций:
1. Получение дивидендов, превышающих банковский процент.
2. Ожидание роста курса.
3. Скупка большого пакета акций для стимулирования роста их курса.
4. Участие в управлении фирмой.
При продаже:
1. Расчет на понижение курса при срочных сделках.
2. Привлечение наличных денег для модернизации производства и т.п.
3. Ожидание падения курса и дивидендов.
4. Стимулирование снижения курса в интересах конкурентов.
В целом, действия инвесторов определяются в основном двумя факторами: уровнем дивиденда по отношению к банковскому проценту и динамикой курса.
Методологические указания по выполнению заданий
Первый этап
Содержание первого этапа игры заключается в осуществлении первоначальных сделок и формировании в их ходе официального курса акций.
1. В игре сначала рассчитывается ориентировочный курс акций корпораций А и Б, исходя из сравнения дивиденда и банковского процента. Курс должен быть таким, чтобы инвестор получил доход не ниже, чем в банке, т.е. необходимо рассчитать отношение абсолютной величины дивиденда к норме процента: дивиденд/процент x 100 %:
Номинальная стоимость акций корпораций А и Б равна 100 единиц. Фирма А выплачивает дивиденды в размере 6 единиц, фирма Б – в размере 8 единиц. Банковский процент по вкладам – 7 % годовых.
Ориентировочный курс акций необходим для того, чтобы еще до установления официального биржевого курса инвесторы знали бы приблизительную стоимость акций. Заявочные цены покупок и продаж не должны очень резко отличаться, иначе сделки не состоятся. А поскольку разные инвесторы, действующие независимо, не знают заявочных цен друг друга, то должен быть какой-то уровень, на который ориентировались бы все. Необходимо учесть, что обычно биржевые цены складываются выше этого уровня. Соответственно, инвесторы должны рассматривать его как минимальный.В то же время заявочные цены не должны превышать ориентир более, чем на 10 единиц. Дело в том, что для покупателя завышенная цена не выгодна, продавец же знает, что не сможет на таких условиях их реализовать (табл. 2.2.)
2. После расчета ориентировочного курса игроки передают свои заявки на покупку или продажу акций корпораций А или Б курсовому брокеру. При этом поручение, как правило, не афишируется (его можно передать на отдельном листе). Необходимо указать, сколько и каких акций, по какой цене вы хотите приобрести или продать. Каждый заказ должен иметь определенную цель – согласно выше указанным мотивам. Кроме этих общих факторов, действия инвесторов могут диктоваться какой-либо дополнительной информацией, известной фирме.
Таблица 2.2.
Исходные положения дел с акциями в корпорациях А и Б
Инвесторы (фирмы) | Корпорация А | Корпорация Б | ||
Операции | Операции | |||
покупки | продажи | покупки | продажи | |
| 40 акций по 89 ед | 30 акций по 120 ед. | ||
| 30 по 96 | 40 по 115 | ||
| 20 по 89 | 50 по 120 | ||
| 40 по 90 | 70 по 122 | ||
| 20 по 92 | 40 по 118 | ||
| 40 по 90 | 30 по 124 |
3. После получения курсовым брокером всех заявок, начинается формирование официального курса. Ориентировочный курс акций корпорации А = 86 (6 / 7 х 100), корпорации Б = 114 (8 / 7 х 100) единиц. Курсовой брокер должен удовлетворить максимальное количество поручений. Он заинтересован в этом и материально, так как получает вознаграждение в зависимости от биржевого оборота обслуживаемых им акций. Нужно учесть, что после установления официального курса заявки на покупку удовлетворяются в порядке убывания заявленных цен. Продажа, наоборот, осуществляется по мере повышения цен. В нашем примере: если брокер установит курс для корпорации А в 89 ед., то продажи составят не более 40 акций (инвесторы 4 и 5 не реализуют акций). При курсе 92 ед. и более акции купит лишь фирма 2. Максимальный же объем оборота окажется при курсе 90 ед.- это и будет официальный курс. Далее брокер выписывает в отдельную таблицу поручения, которые удовлетворят данный курс (цены покупок выше или равны курсу, цены продаж ниже или равны курсу- см. табл 2.3).
Таблица 2.3
Положение дел с акциями в корпорации А
Инвесторы (фирмы) | Корпорация А | |
Покупки | Продажи | |
- | 40 по 89 | |
30 по 96 | - | |
- | 40 по 90 | |
40 по 90 | - | |
Итого: | 70 акций | 80 акций Курс=90 ед. |
Брокер приходит к заключению, что при курсе 90 ед. складывается избыток предложения в 10 акций. Уменьшить курс он не может, так как это снизит оборот. Поэтому брокер обращается к биржевому залу с информацией о наличии свободных 10 акций корпорации А по 90 ед. за штуку. Если найдется покупатель, то спрос и предложение выровняются. Если же покупатель не найдется, брокер реализует все заказы на приобретение бумаг за счет продажи 40 акций, заявленных по 89 ед. (фирма 1) и 30 акций (вместо 40), заявленных по 90 ед. (фирма 4).
Для корпорации Б оптимальный курс в нашем примере составит 120 ед., так как при большей цене снизится объем покупок, а при меньшей – продаж, и в любом случае сократится оборот. При курсе 120 ед. спрос и предложение сложатся следующим образом (табл. 2.4.)
Таблица 2.4.
Положение дел с акциями в корпорации Б
Инвесторы (фирмы) | Корпорация Б | |
Покупки | Продажи | |
30 по 120 | - | |
- | 50 по 120 | |
70 по 122 | - | |
- | 40 по 118 | |
Итого: | 100 акций | 90 акций Курс=120 ед. |
Если нет участника, готового дополнительно продать 10 акций, то брокер осуществит сделки по реализации 70 акций фирме 4 и 20 акций (вместо 30) – фирме 1.
4. Игровые таблицы, подобные выше приведенным, после получения всех заявок целесообразно начертить на доске, чтобы все игроки имели представление об образовании официального курса. Сделки могут и не состояться, если самая высокая заявленная цена покупки окажется ниже минимальной заявленной цены продажи. В этом случае курсовой брокер может предложить участникам изменить свои поручения.
После совершения сделок ведущий занятие преподаватель, чтобы контролировать в дальнейшем ход игры, записывает информацию о покупках и продажах всех шести фирм – игроков.
Курсовой брокер рассчитывает: а) биржевой сбор от совершенных им сделок. Это сумма, идущая в доход биржи, равна 0,25 % от оборота; б) личный доход курсового брокера (куртаж), равный 0,01 % от оборота; в) индекс котировки акций. Он показывает общее состояние рынка ценных бумаг, в данном случае состоящем из акций двух компаний. Индекс рассчитывается как среднее арифметическое курсов акций корпораций А и Б (90+120)/2=105).
Эти расчеты лучше проводить уже после начала второго этапа игры, пока инвесторы принимают решения о своих последующих действиях.
Второй этап
Он как бы отделен от первых сделок на несколько недель. За этот период положение корпораций А и Б изменилось. Соглашение корпорации А об объединении с другой фирмой признано антимонопольным ведомством незаконным, ущемляющим условия конкуренции в отрасли. Это должно понизить курс акций корпорации А. Эксперты предсказывают падение их курса до уровня 60-70 ед. Инвесторы, совершающие сделки с акциями корпорации А, будут ориентироваться именно на эти данные. В то же время корпорация Б представила на последней международной авто-выставке новую модель автомобиля, вызвавшую интерес покупателей. Это обещает рост курса акций корпорации Б до 130-140 ед.
Учитывая эти обстоятельства, участники переходят к выполнению следующих действий.
1. Инвесторы, в зависимости от того, какие сделки они совершили на первом этапе, могут выиграть или проиграть от изменения курсов акций. «Медведи» имеют возможность получить прибыль от падения курса, скупив ценные бумаги по низкой цене. «Быки», продавая акции по возросшему курсу, увеличивают свои доходы. Те, кто купил акции корпорации А, могут продать их, опасаясь дальнейшего снижения курса, или же приобрести новые в надежде на скорое улучшение положения корпорации А. Если фирма много потеряла, купив в начале игры акции корпорации А, то имеется возможность возместить убытки, продав бумаги корпорации Б. В этом случае, когда инвестор намерен приобрести акции корпорации Б при ориентировочном курсе 130-140 ед., важна заявочная цена. Заявка на покупку по 130 ед., диктуемая стремлением купить акции подешевле, может оказаться невыполненной, если официальный курс установится, например, в 135 ед. В тоже время заявка на 140 ед., вероятно, будет реализована. Но в этом случае нужно учесть, что если многие участники пожелают купить акции по 140 ед., то курс установится более высокий, чем при поручениях, например, в 135 ед. Такое положение невыгодно покупателям. Если «выбросить» на рынок большие партии акций по низкой цене, то их курс может понизиться. И наоборот, заявка на покупку крупного пакета ценных бумаг по высокой цене способна стимулировать рост курса или предотвратить его падение. Так как ряд фирм связаны экономически с корпорациями А и Б, то изменение котировки ценных бумаг корпораций А и Б отразится и на акциях инвесторов. Поэтому в тактику действий привносится и мотив поддержки компаньонов или ослабление позиций конкурентов (табл. 2.5.).
Таблица 2.5.
Информация о состоянии дел с акциями корпораций
А и Б на втором этапе
Инвесторы (фирмы) | Корпорация А | Корпорация Б | ||
Операции | Операции | |||
покупки | продажи | покупки | продажи | |
| 40 акций по 65 ед | 20 акций по 140 ед. | ||
| 50 по 70 | 30 по 130 | ||
| 40 по 125 | |||
| 10 по 60 | 100 по 130 | ||
| 30 по 65 | 50 по 135 | ||
| 50 по 70 | 40 по 130 |
Далее необходимо изучить приведенные выше варианты действий, учитывая, что согласно одному из них могут купить разные инвесторы.
После этого начинается подача заявок и формирование брокером официального курса. Каждая заявка должна быть мотивирована, как и на 1-ом этапе.
Инвестор 1, продав в срочной сделке акции корпорации А по 90 ед., теперь скупает их по низкому курсу, чтобы выполнить первоначальные обязательства и получит прибыль. Фирма 2, купив сначала акции корпорации А, опасается дальнейшего снижения их курса. Фирма 3 считает, что курс акций корпорации А в конечном счете вырастет и не спешит от них освободиться. В то же время инвестор 4 идет на некоторый риск и решается купить их в небольшом количестве. Его действия обоснованы на большом доходе, полученном от роста курса акций корпорации Б, которые теперь он продает. Фирма 5 пытается избавиться от падающих акций корпорации А и вложить деньги в акции корпорации Б. Фирма 6, скупившая ранее большое количество акций корпорации А, стремится теперь предотвратить падение их курса, покупая новый их пакет. Цель отчасти достигается, так как без его заявки курс акций составил бы 65 ед., а с учетом этого спроса курс равен 70 ед. Таким образом, инвестор 6 уменьшил свои убытки на 5 ед. в расчете на каждую акцию корпорации А. Но для покупки дополнительных акций и для покрытия убытков от падения курса акций корпорации А ему нужны средства, и фирма 6 продает акции корпорации Б. Курс акций корпорации А устанавливается на уровне 70 ед., и при этом будет избыток предложения в 30 акций. Очевидно, инвестор 1 согласиться купить эти 30 акций, так как ему необходимо их продать, чтобы выполнить сделку предыдущего этапа (табл. 2.6).
Описание сделки – лишь одна из возможных ситуаций, приведенная для того, чтобы практически показать мотивы принятия решений и механизм их воздействия на курсы акций.
Таблица 2.6.
Характеристика положения дел с акциями корпораций А и Б по этапам
Инвесторы (фирмы) | 1 этап | 11 этап | ||
акции корпорации А | акции корпорации Б | акции корпорации А | акции корпорации Б | |
| -40 | +10 | +30 | +20 |
| +30 | -50 | +30 | |
| -20 | +40 | ||
| -30 | +70 | -100 | |
| -40 | -30 | +50 | |
| +40 | +50 | ||
Курс акций | 90 ед | 120 ед | 70 ед. | 135 ед. |
2. Получив все заявки, курсовой брокер устанавливает котировку, как и на первом этапе, и пытается сбалансировать спрос и предложение, выполняет поступившие заявки. Преподаватель для контроля за ходом игры отмечает у себя в таблице все совершенные сделки. В нашем примере их можно зафиксировать в следующим виде, где «- » – продажи, «+» – покупки.
3. Подводятся итоги двух этапов. Каждый инвестор составляет свой биржевой баланс, отражающий все сделки и их итоги. Например, у фирмы 4 с самого начала было 50 акций корпорации А и 50 – корпорации Б, ее действия в процессе игры отражены в табл. 2.7.
Таблица 2.7.
Поэтапный биржевой баланс фирмы 4
Показатели | Начало игры | 1 этап | Итог 1-ого этапа | Наличные деньги | Всего, ед. | |||
Корпорация А | Корпорация Б | Корпорация А | Корпорация Б | Корпорация А | Корпорация Б | |||
а | б | в | г | д | е | ж | з | |
а+в | б+г | |||||||
Ации, шт. | -30 | +70 | ||||||
в+г | д+е+ж | |||||||
Сумма о курсу, ед. | - | - | +2700 | -8400 | –5700 |
Продолжение табл. 2.7.
Показатели | 11 этап | Итог 11 этапа | Наличные деньги | Всего, ед. | Итог двух этапов, ед. | |||||||
Корпорация А | Корпорация Б | Корпорация А | Корпорация Б | |||||||||
и | к | л | м | н | о | п | ||||||
Акции, шт | - | -100 | д+и 20 | е+к | ||||||||
Сумма по курсу, ед. | - | +13500 | ж+и+к | л+м+н 11900 | о-з | |||||||
Данные таблиц показывают, что инвестор 4 потерял 400 ед. от падения курса акций корпорации А, но успешно сыграл, скупив и затем продав по более высокой цене акции корпорации Б, получив большую сумму. Общий итог положительный, в результате двух этапов инвестор 4 получил прибыль в 1400 ед. Эта величина отражает изменения курсов всех акций, в том числе и не принимавших участия в игре (т.е. не поступивших на биржу). Поэтому итог непосредственно сделок отражает полученные деньги (колонка «н»). У другого игрока в той же колонке может оказаться отрицательное число. Это не обязательно свидетельствует об убытках, так как вложение наличных денег в акции впоследствии могут принести еще большую сумму. В то же время, поскольку игра на бирже ведется в конечном итоге ради увеличения реальных денежных сумм (в дивидендах или от роста курса), то положительный результат в графе «н» можно считать успехом.
2. По окончании вычислений каждый участник выступает перед всей группой с отчетом о деятельности своей фирмы на бирже. Нужно рассказать, чем руководствовался инвестор, какие совершал сделки и какие цели преследовал, насколько ему удалось осуществить замыслы. Эти выступления необходимы для того, чтобы все игроки имели представление о различных возможностях биржевой игры и факторах, влияющих на курс акций.