Туристский продукт состоит из трех составляющих его компонентов
(а) туристских услуг (услуг организаторов туризма — туроператоров и турне и
агентов, услуг перевозчиков, услуг системы гостеприимства и общественного ими
услуг предприятия системы аттракции, других услуг, относящихся к категории тур(
ских);
(б) работ, сопровождающих процесс потребления туристских услуг;
(в) товаров, потребляемых в туре, и товаров, потребляемых вне рамок тура.
Взаимосвязь этих составляющих, их процентное соотношение в составе туристе!
продукта зависит от цели туризма и уровня подготовленности и состоятельности I низаторов. Немалая роль отводится и самим туристам, которых надо готовить, но и дать мотивацию к потребности и обучать правильно потреблять туристский прод\ I Следует также сделать отвлечение на предмет сущности услуги. Адекватно тол| нию услуги, как нематериальному явлению, возникающему в момент его потреб/1
21 Туристский продукт, основанный на рождественском Санта-Клаусе, обильно сдобренный объЛ
индустрии гостеприимства и торговли, а также при наличии первоклассных средств переводи И
воляет принимать мелкому финскому поселку Рованиеми потоки до 350 тыс. туристов ежегпдип
по фактическим объемам сравнимо с туристскими потоками в Санкт-Петербург, где есть ! 1рм
Русский музей, Исаакиевский собор и Нева в гранитных брегах. Таким образом, человеческий I
организаторов туризма, умноженный на инвестиции, является решающим фактором, а не cofu'Tl
ресурсы и их значимость.
22 Впрочем, чего расстраиваться. Ну ведь едут же на Рождество в Рованиеми англичане и ни ммп|
мало как 60% всего туристского потока!!! А поток немалый — 350 тыс. туристов ежегодно 'I.
россияне хуже? Добавим финнам туристов, пока своего ума нет, чтобы собственного Сантп К,
или Деда Мороза организовать толком (чтобы к нему 350 тыс. туристов из Великобритании при!
кроме собственных россиян с детишками). Отметим, что Санта-Клаус живет не только в Ров..
Этот добропорядочный финн, старательно изображающий Санту, думает и всем рассказынм он один в Финляндии. На деле, естественно, этих Санта-Клаусов — пруд пруди, в каждом сел«| городке свой. У работников фронта красных тулупов есть даже свой ежегодный профессии!и праздник в Амстердаме, куда прибывает их более 5 тыс. человек.
23 Туристы обожают эти бумажки. Посетил Иерусалим, Рим или Компостелу — свидетельство пале
ка, пересек экватор — свидетельство, мыс Норд Кап — также. Пять минут изучал под рукош>д(
Санты способ управления его оленьей упряжкой — свидетельство водителя-погонщика олсиы
собачьей упряжки и т. д. до бесконечности. Это супердоходный промысел для изготовителей Г
ной продукции и организаторов туризма и церковников. Листок бумажки с рисунками и пуст!
ками для вписывания имярек, посетившего или участвующего, выдается за 5 USD или даже I
Это свидетельство его владельцем будет тщательно храниться, вывешиваться под стеклом и и |
на стене офиса, в гостиной, с гордостью показываться друзьям, гостям. А по существу ш и
работать как реклама дестинации.
24 И государству.
— 132 —
ГЛАВА 5. ТЕОРИЯ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
< ч и|>и:м-кпъ (|шк ], что туристский продукт в части услуг также нематериален, не шуст it природе до момента его востребования и потребления. Тогда как быть Уилинжением несуществующего и немалыми затратами на этот процесс, а также и с i,|M I м.мыми предметами, без которых невозможно сгенерировать услугу?
5.5. Тур и туристский продукт
i'ii. i. кии продукт является основой тура, отдельные его элементы могут входить в |ММу тура и быть записанными в ваучер.25 Таким образом, элементарный продукт
...... ТОЯТЬ из единичной услуги (хотя некоторые правовые системы минимизируют
" i mi продукт двумя услугами26) или комплекса услуг предприятия или групп
I... mil, например услуга размещения, обычно дополняемая услугой питания, т.е.
. | . m темы гостеприимства, также имеющий внутри себя много составляющих
гмсщ'ов. Это может быть совокупный продукт на основе сложного комплекса
ибразующих типовой или индивидуальный тур. Еще более высокий уровень зани-
| pin гский продукт, предлагаемый крупным туроператором, он может включать
in тур, а несколько различных туров в один или несколько регионов и центров.
ИМ уровнем является совокупный туристский продукт туристского центра, регио-
' нч-ршает эту иерархию национальный (региональный) туристский продукт.
рачительная часть ресурсных составляющих не включается в стоимость тура, но
11" лшино, как общедоступный ресурс, неразрывно связана с ним и может в значимой
kirun илиять на генерацию общего интереса к дестинации и на стоимость продукта.
и'ние ресурса из состава туристского продукта обеднит его и, возможно, приве-
h i пп кснию привлекательности на стадии продвижения и реализации. Возможность
видения такого ресурса предусматривается по умолчанию как общеизвестного и
. • i умного. Об этих возможностях потенциальный потребитель информируется
>(.. и том направленной системы продвижения продукта, информацией о дестина-
фоепектах, буклетах, других информационных продуктах.