Совершенствование социально-трудовых отношений в условиях социальной экономики
Социально-экономические преобразования, связанные с переходом к социально ориентированной рыночной экономике, приведут в процессе трудовой деятельности к существенным изменениям в социально-трудовых отношениях между социальными группами и отдельными индивидами.
При регулировании этих отношений, как и других общественных отношений, основополагающим принципом является создание правовых условий для достижения оптимального баланса интересов сторон. Сторонами социально-трудовых отношений являются государство, работодатель и работник. Отдельный работник — всегда заведомо слабая сторона. Достижение баланса интересов сторон трудовых отношений возможно только при коллективной защите работниками своих прав и интересов, законодательном наделении сторон правами, возложении на них определенных обязанностей. Баланс интересов работодателя и работника означает возможность осуществления реальной защиты социально-трудовых прав, при учете интересов работника и работодателя. В этом заключается основной смысл формирования трудового законодательства социальной рыночной экономики.
При этом, нужно учитывать не только зарубежный опыт, но и особенности нашей страны.
В правовой системе РФ многие аспекты трудовых отношений регулируются преимущественно законодательными актами.
Другая национальная особенность — психология русских, которая формировалась на протяжении длительной истории развития страны. Между государством и населением установлены такие взаимные отношения, при которых граждане не всегда соблюдают все законы и распоряжения государственной власти, но государство гарантирует их социальную защиту и реализацию конституционных прав. Трудовое законодательство призвано способствовать самоорганизации работников.
Работники могут быть равной стороной в трудовых отношениях с работодателями, только в случае объединения. Формой объединения работников для защиты своих социально-трудовых прав и интересов, как правило, являются профсоюзы. В настоящее время в России, несмотря на формальное многочленство работников в профсоюзах, фактически сильных профсоюзных организаций, способных противостоять работодателям и быть равной стороной в трудовых отношениях, нет.
В процессе формирования социальной экономики, по мере укрепления профсоюзов, роль государственного регулирования будет снижаться, а договорного — возрастать.
В социальной экономике роль профсоюзов должна быть значительно расширена. Существующие на предприятиях в настоящее время профсоюзы фактически превращены в органы, организующие досуг работников. Членами таких профсоюзов являются различные категории работников, в том числе выполняющие административные функции, что противоречит основным принципам создания и деятельности профессиональных союзов. Основными признаками при объединении работников в профсоюзы должен быть отраслевой или профессиональный, а также объединение работников по интересам. Выполняя функции управления, надзора и контроля и выражая интересы работодателя, администрация не может состоять в одном профсоюзе с другими категориями работников, которые не обладают такими функциями [14, с.35].
Членство в профсоюзе, объединяющем наемных и других работников и выполняющем административные функции, приводит к зависимости профсоюза от работодателя. Профсоюзная работа предполагает политическую и финансовую независимость профсоюза, в т.ч. и от работодателей.
Важным для профсоюзов является возможность получения от работодателя информации по социально-трудовым вопросам, а в определенных случаях и иной информации, в т.ч. являющейся служебной или коммерческой тайной. Иногда профсоюзам может потребоваться подробная информация о финансово-хозяйственной деятельности работодателя. В настоящее время профсоюзы могут получить такую информацию только в период заключения коллективного договора, в другое время работодатель может и не представить информацию.
С другой стороны, реформирование профсоюзного движения ускорит процесс создания гражданского общества. Совместная деятельность по отстаиванию своих интересов, определенные достижения в этом направлении будут способствовать формированию у людей веры в свои силы, способность общими усилиями влиять на изменение существующей действительности.
При социальной экономике нужны сильные профсоюзы, способные противостоять предпринимателям, правительству и тем самым содействовать повышению производительности труда, экономическому развитию общества.
Таким образом, в условиях социальной экономики должна получить развитие та система трудовых отношений, которая ориентирована на социальное партнерство, т.е. интеграцию интересов различных субъектов отношений в трудовой сфере.
Основным инструментом этой системы будет коллективный договор, регулирующий отношения между работодателем (администрацией работодателя) и коллективом наемных работников, содержание, порядок разработки и реализация которого определяются государственным законодательством.
Помимо коллективного договора отношения между работодателем и наемным работником будут регулироваться на основе индивидуального трудового договора. Система индивидуальных трудовых договоров со значительной дифференциацией уровня оплаты труда способствует появлению дополнительных стимулов работников повысить свои профессионально-квалификационные навыки.
В данной системе важна роль субъективного фактора, при этом базовые социально-экономические права работников ущемлять нельзя. Эти права будут защищать соответствующие государственные структуры.
Система гарантирования должна состоять из трех частей:
— государственной гарантии;
— индивидуального трудового договора;
— трудового арбитража.