Оприходование МПЗ (материалов) отражается в приходном ордере по форме М-4, Акте о приемке материалов по форме М-7.

IV курс, 7 семестр

Фармацевтический факультет

Дисциплина «Управление и экономика фармации»

Лекция № 13-14

Тема: «Учет материально-производственных запасов. Учет материалов. Учет лекарственного растительного сырья. Аналитический и синтетический учет».

План.

1.Учет материально – производственных запасов (МПЗ).

2.Учет материалов.

3.Учет движения лекарственного растительного сырья.

4.Аналитический и синтетический учет.

5.Учет тары

1.Учет материально – производственных запасов (МПЗ).

К МПЗ относят производственные запасы, которые используются в качестве предмета труда в производственном и ином хозяйственном процессе.

К бухучету в качестве МПЗ принимаются следующие активы:

· Материалы (Сч.10):

*сырье и основные материалы (Сч. 10-1);

*покупные полуфабрикаты (Сч. 10-2);

*топливо (Сч. 10-3);

*тара, тарные материалы (Сч. 10-4);

*запасные части (Сч. 10-5);

*прочие материалы (Сч. 10-6);

*материалы переданные на переработку на сторону (Сч. 10-7);

*строительные материалы (Сч. 10-8);

*инвентарь и хоз.материалы (Сч. 10-9);

*спец оснастка и спец. одежда на складе (Сч. 10-10);

*спец оснастка и спец. одежда в эксплуатации (Сч. 10-11);

и т.д.

· товары (Сч.41);

· готовая продукция(Сч. 43).

Оценка МПЗ.

При приемке материалы принимаютк бухучету по фактической себестоимости, под которой понимается сумма фактических затрат, за исключением НДС и других возмещаемых налогов.

При отпуске МПЗ (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

1.по себестоимости каждой единицы;

2.по средней себестоимости;

3.по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО);

4.по себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (способ ЛИФО).

Применение одного из способов по группе МПЗ производится согласно учетной политике предприятия (в течении года по группе МПЗ используют один выбранный способ оценки).

Способы оценки материалов при их списании.

По себестоимости каждой единицы.

По средней себестоимости.

Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода + стоимость материалов, поступивших в отчетном периоде : количество материалов на начало отчетного периода + количество поступивших в отчетном периоде = средняя себестоимость.

3.ФИФО (first in – first out).

Оценка основана на допущении, что материальные ресурсы используются в течении отчетного периода в последовательности их закупки, т.е. материалы, первыми поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок, с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца. Оценка материалов, находящихся в запасе на конец отчетного периода, производится по фактической себестоимости последних по времени закупок.

ЛИФО (last in- first out).

Оценка основана, в отличии от метода ФИФО, на противоположном допущении, т.е. материалы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних по времени закупок. Оценка материалов, находящихся в запасе на конец отчетного периода, производится по фактической себестоимости первых по времени закупок.

Пример расчетов.

№ п/п Содержание операции Кол-во (кг) Покупная цена (без НДС) Сумма (руб.)
А. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
1. Остаток на 1 января 5-00 5000-00
2. Поступило в январе: 1 партия 2 партия 3 партия Итого поступило в январе: Итого с остатком на начало месяца:   10-00 12-00 20-00     60000-00 48000-00 400000-00 508000-00 513000-00
3. Отпущено в январе:    
4. Остаток на 1 февраля:    
Б. СПИСАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО СПОСОБУ СРЕДНЕЙ СЕБЕСТОИМОСТИ.
5. Средняя цена в январе:   513000-00 / 31000 = 16-55  
6. Отпущено в январе: 16-55 22000 х 16-55 = 364100
7. Остаток на 1 февраля: 148900 / 9000 = 16-54 513000 -364100 = 148900
В. СПИСАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО СПОСОБУ ФИФО.
8. Израсходовано в январе: - по цене остатка на начало месяца - по цене первой партии - по цене второй партии - по цене третьей партии     5-00 10-00 12-00 20-00  
9. Итого списывается 333000/ 22000 = 15-14
10. Остаток на 1 февраля 180000 / 9000 = 20-00 513000 – 333000 = 180000
Г. СПИСАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО СПОСОБУ ЛИФО.
11. Израсходовано в январе: - по цене третьей партии - про цене второй партии     20-00 12-00  
12. Итого списывается 424000 / 22000= 19-72
13. Остаток на 1 февраля 89000 / 9000 = 9-89 513000 – 424000 = 89000

Основные требования, предъявляемые к бухучету МПЗ:

1.Сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения).

2.Учет количества и оценка запасов.

3.Соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухучета.

4.Соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам).

Учет материалов.

С работником, который ведет учет товарно-матеральных ценностей на сладе, должен быть заключен договор о полной материальной ответственности.

Получение товарно-материальных ценностей у поставщика оформляется бухгалтером доверенностью по форме № М-2а или №М-2 (с обязательной регистрацией в журнале учета выданных доверенностей). Доверенность оформляется в одном экземпляре. Если срок действия доверенности не указан, то она действует 3 года. Дата составления должна быть указана обязательно. Срок хранения доверенностей 5 лет.

Коммерческий акт составляют, если при приемке материальных ценностей у транспортной организации обнаружены:

*несоответствие фактического веса или количества материальных ценностей данным, указанным в сопроводительных документах;

*повреждение или порча материальных ценностей;

*материальные ценности, которые не значатся в товаросопроводительных документах поставщика.

Коммерческий акт является основанием для предъявления претензии поставщику или транспортной организации.

Акт составляется в день приемки товара в 3х экземплярах. Комиссия состоит из представителей организации – получателя и представителей транспортной организации. Срок хранения акта 5 лет.

Оприходование МПЗ (материалов) отражается в приходном ордере по форме М-4, Акте о приемке материалов по форме М-7.

Акт о приемке материалов составляется, если есть расхождения с сопроводительной документацией поставщика. Составляется комиссией в день поставки материалов на склад (комиссия в составе не менее трех человек, желательно присутствие представителя поставщика).

Акт заполняется на основании товарно-транспортных документов. Акт хранится 5 лет.

Наши рекомендации