Экономическое воспитание как фактор формирования экономического мышления школьника
В человеке, в мотивах его экономического поведения, в экономической психологии людей заложены огромные потенциальные возможности для экономического прогресса. Экономическое мышление – то способность познавать свою экономическую жизнь, мыслить, думать, соображать, судить умом в интересах личной и общественной экономики. Экономически мыслящий человек – это всегда догадливый, умный, смекалистый, толковый работник. Он бережлив, расчетлив, в меру щедр и в меру скуп. Понимает и соблюдает меру в потреблении, хорошо знает цену труда, ценит деньги и не сорит ими. Экономическое мышление проявляется в образованности, осведомленности, информированности. Именно такого человека необходимо воспитывать в школе. Мудрое экономическое мышление способно создать высочайшую культуру производства и потребления материальных и духовных благ.
В нынешних социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути, призванному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики с математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием и другими школьными дисциплинами позволяет создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.
Система экономического воспитания в школе должна, как нам представляется, умело и убедительно донести до каждого школьника ту непростую, но очень важную истину, что жизнь не прощает невежества, особенно не терпит его экономическая жизнь. Умение рачительно использовать рабочее и свободное время – признак экономической культуры личности, нации, народа. И воспитывать это качество – задача экономического образования в школе. Использование экономики в исследовательских задачах предполагает дедуктивные рассуждения. Термин «дедуктивные» в данном случае подразумевает тот факт, что научная дисциплина экономика вооружает нас определенными предположениями или принципами, которые могут быть использованы при решении задач. Использование этих предположений дает учащимся что-то вроде стартовой площадки – инструмент для отделения полезных ключей от бесполезных при попытке понять поведение людей.Ниже приводится список предположений, которые преподаватели экономики и учащиеся могут использовать в исследовательских задачах. Люди выбирают. Все люди – с высокими или низкими доходами, в больших или малых странах – стоят перед лицом проблемы ограниченности, поскольку потребности людей превышают возможности удовлетворить их при помощи ограниченных ресурсов. Ограниченность вынуждает людей совершать выбор. Выбор людей связан со стоимостью. Люди реагируют на стимулы предсказуемым образом.. Люди создают экономические системы, которые оказывают влияние на индивидуальный выбор и стимулы. Люди выигрывают, когда участвуют в добровольном обмене.. Выбор людей приводит к последствиям, проявляющимся в будущем.
Начиная с 1992 года в общеобразовательных учреждениях России стали вводится различные экспериментальные курсы, наметились новые подходы к организации экономического образования. За прошедший период в преподавании экономики накоплен определенный опыт, разработано информационное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, развернуты программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей экономики.
Обсуждение вопросов экономического образования в ходе научно-практических конференций, совещаний, семинаров, изучение отечественного и зарубежного опыта позволяет от первых, достаточно разрозненных, попыток преподавания экономики в школе постепенно перейти к продуманной системе экономического образования, определить содержание, последовательность и глубину изучения курса, формы практической деятельности учащихся.
В настоящий момент преподавателями экономики российских вузов и школ разработаны программы для всех ступеней общеобразовательной школы, включая программы для факультативных занятий и для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики. Выбор той или иной программы определяется целями и задачами образовательного учреждения, условиями, в которых работает образовательное учреждение: наличием учебно-методических пособий, подготовленных преподавателей, количеством времени в учебном плане, выделенным на изучение предмета, педагогическими технологиями и др.
Повышенный спрос на получение экономических знаний вызывает к жизни новые формы организации экономического образования. К таким формам, прежде всего, следует отнести преподавание основ экономической теории и прикладной экономики в учреждениях дополнительного образования, в очных и заочных экономико-математических школах, школах «Юного предпринимателя», «Юного менеджера» и т.д., использование дистанционного обучения, организацию курсов по подготовке в экономические вузы.