Предельная норма замещения (marginal rate
of substitution— MRS)— количество, на которое
потребление одного из двух благ должно
быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать
потребителю уменьшение (или увеличение) потребления
другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.
130 Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
У-Ау
,
ч
ч
; ду
f
/
i
Дх
-- --
II
0 х х + Дх , X
Рис. 4—9. Предельная норма субституции
Если на оси абсцисс мы отложим количество единиц блага X, а
на оси ординат — количество единиц блага Y, то отношение —
AY/АХ или dy/dx характеризует предельную норму замещения
(или субституции) Y на X (рис. 4—9):
-Ау
MRS =
или для непрерывного случая
MRS
Ах
dy
dx
(4.4)
(4.5)
где MRSx — предельная норма замещения у на х.
Тангенс угла наклона кривой безразличия в любой точке является
отрицательной величиной, так как сокращению одного блага
сооответствует увеличение другого. Предельная норма замещения
является положительной величиной, так как равна абсолютному
значению угла наклона. Она выполняет в ординалистской теории
полезности те же функции, что и предельная полезность в кар-
диналистской теории.
Кривые безразличия позволяют выявить потребительские
предпочтения. Однако при этом не учитываются
два важных обстоятельства: цены товаров и
доход потребителей. Кривые безразличия лишь показывают возможность
замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой
именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным.
Эту информацию дает нам бюджетное ограничение(линия цен,
прямая расходов — budget constraint). Оно показывает, какие потребительские
наборы можно приобрести за данную сумму денег. Если
I — доход потребителя, Рх — цена блага X, Р — цена блага Y, а X
и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение
бюджетного ограничения можно записать следующим образом:
Бюджетное
Ограничение
4.2. Мир потребительских предпочтений: закономерности развития 131
I = РхХ + PyY
или в более привычном виде:
I P
Y= - r - — -zr—X (4.6)
Р Р
У у
где -Рх/Ру — угловой коэффициент прямой расходов, который измеряет
наклон этой прямой к оси абсцисс.
При Х=0, Y=I/P , то есть весь доход потребителя расходуется
на благо Y. Его количество легко подсчитать, разделив доход на
цену этого блага. При Y=0 , Х=1/Рх, то есть мы находим количество
блага X, которое потребитель может купить по цене Рх (рис. 4—10).
Yi
Рис. 4—10. Бюджетное ограничение
Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением
означает положение равновесия потребителя. На рис. 4—11 показаны
несколько кривых безразличия — U,, U2, U3. Кривая U,
пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным
решением для потребителя.
N
Рис. 4—11. Положение равновесия потребителя (в ординалистской
теории полезности)
132 Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, мы можем найти
такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия U2 более
высокого порядка и в которой максимизируется благосостояние
потребителя при данном бюджете. Кривая U3 является кривой более
высокого порядка, чем U2, однако она выходит за пределы нашего
бюджета и поэтому пока для нас недостижима.
„ „ Увеличение денежного дохода означает смеще-
Ри а£ дОХ°д ние бюджетной прямой вправо вверх. Анало- р гичный результат может быть достигнут при
снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение
реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте
цен бюджетная прямая сдвигается влево вниз.
С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается
последовательно в положение В;, В2, В3, ... , Вп. Точки касания кривых
безразличия с бюджетными ограничениями Kv K2, К3, К ,..., Кп показывают последовательные положения равновесия потребителя
в соответствии с ростом его дохода (рис. 4—12). Эта кривая,названная
Дж. Хиксом "доход—потребление",в американской литературе
получила название кривой уровня жизни.
X, Х;
Рис. 4—12. Кривая "доход — потребление" (уровня жизни)
Если кривая "доход—потребление" — луч, выходящий из начала
координат под углом 45°, это значит, что с ростом дохода потребитель
в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага X, и
блага Y. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то
изменяется угол наклона кривой. В нашем примере сначала происходит
быстрый рост, а потом относительное уменьшение потребления
блага Y и постепенное увеличение потребления блага X.
Уже в XIX в. было замечено, что с ростом реального дохода
потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем
благ первой необходимости. Первым исследователем, занимавшимся
4.2. Мир потребительских предпочтений: закономерности развития 133
вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских
расходов, был немецкий статистик ЭрнстЭнгель(1821 — 1896).
Кривые Энгеля в современной интерпретации представлены
на рис. 4—13. Отложим на оси абсцисс доход потребителя I, а на оси
ординат — количество оплачиваемых им продуктов Q. Прежде всего
происходит насыщение продовольственными товарами, затем —
промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее —
высококачественными товарами и услугами. Отмечена любопытная
закономерность: даже после перехода к потреблению высококачественных
товаров и услуг происходит новый всплеск спроса на промышленные
товары стандартного качества, которые используются
потребителем для повседневных нужд.
Высококачественные
товары и услуги
Промышленные товары
стандартного потребительского
качества
Продовольственные
товары
!
I
Рис. 4—13. Кривые Энгеля в интерпретации Торнквиста
Кривая "цена Рассматривая кривую "доход — потребление",
потребление" мы исходили из постоянства цен благ. Изменялся
только доход. Теперь предположим в качестве
постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем
цену одного из благ, например блага X. Допустим, что цена блага X
снижается, т. е. Р'х > Рх > PJ > Рх и т.д. Например, 1 единица блага X
стоила 100 долл., а теперь она стоит 50 долл. Это значит, что за 100
долл. покупатель может купить 2 единицы блага X.
Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения
из положения NX2 в положение NX3 (рис. 4—14).
Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые
NX4, NX5 и т.д. Обозначив точки касания кривых безразличия U,,
U2, U3, U4 с бюджетными ограничениями точками R,, R2, R3, R4 и
соединив их, мы получим кривую "цена—потребление".
На базе этой кривой может быть легко построена кривая спроса
(см. рис. 4—146), в этом случае на оси ординат откладывается
цена товара Х(Рх), а на оси абсцисс — количество блага X.
134 Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
N
Р.
Р;
Р:
Р;
Р:
: Х [ Х2 , Х 3
) j i
" \
i - - ^ l ;
f f ^ L
.. -|. .. j . . j... .
V
-
^k
;X4
!
',
i
j
;
D
\ 4
D
A)
X5
6)
X
X, X, x4
Рис. 4—14. Кривая "цена—потребление" (а) и построение кривой спроса (б)
При анализе кривой "доход — потребление" мы рассматривали
влияние изменения дохода, при анализе кривой "цена — потребление"
— влияние изменения цен на относительную замену одного
блага другим. Выясним теперь, в какой степени изменение спроса на
благо X вызвано изменением цены, а в какой — реального дохода.
Допустим, цена блага X снижается с Р^ до
Эффект дохода р2 а це н а н а благо Y остается неизменной
и эффект замещения (]^ = c o n s t ) B этом случае происходят два
процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется
относительная замена одного блага (Y) другим благом (Х).
Определим, в какой мере увеличение спроса на благо вызвано
уменьшением цены, а в какой — связано с ростом реального дохода.
Используем интерпретацию Дж. Хикса. Допустим, что в результате
снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя
переместилось из точки Е0 в точку Ег (рис. 4—15).
Чтобы выявить эффект дохода, необходимо провести линию
бюджетного ограничения NJGJ, параллельную линии бюджетного
ограничения NG,, так, чтобы она касалась первоначальной кривой
4.2. Мир потребительских предпочтений: закономерности развития 135
Эффект замещения Эффект дохода
Рис. 4—15. Эффект дохода для нормальных благ
(при понижении цены Р )
безразличия Ur Обозначим точку касания бюджетной линии NjG2 с
кривой безразличия U1 через Е Величина проекции отрезка кривой
безразличия Е0Е2 на ось абсцисс объясняется исключительно
изменением относительных цен благ и называется эффектом замещения
(субституции).
Эффект замещения (substitution effect) — изменение структуры
потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых
на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного
из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта
дохода. Оставшееся увеличение спроса на благо X в виде отрезка
R2Rj представляет эффект дохода, так как связано с переходом с
одного бюджетного ограничения на другое. Это равносильно увеличению
покупательной способности потребителя.
Эффект дохода (income effect) — это воздействие, оказываемое
на спрос потребителя за счет изменения реального дохода,
вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.
В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения
суммируются, так как происходит расширение потребления
нормальных товаров.
Разграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеет
важное значение для понимания закономерностей ценообразования
в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение
спроса при росте или падении цен на товары и услуги.
Существует группа благ, спрос на кото-
Некачественные блага. рЫе изменяется кгобычным образом. Впе-
Парадокс Гиффена рвые на них обратил внимание, как гласит
научная традиция, английский экономист Роберт Гиффен
(1837—1910). Изучая ценообразование в Ирландии, он обнаружил
136 Глава 4. Поведение потребителя в рыночной экономике
р
Р2 t
Р,
\
-—j-~«^jfo
! i
А
/ D
~Л а
О,
Q2 Qr—Q,
Рис. 4—16. Парадокс Гиффена
Q
парадоксальное явление. Во время катастрофического неурожая картофеля,
который был основным продуктом питания ирландских бедняков,
спрос на него менялся необычным образом. Мы знаем (см.
гл. 3), что если цена на товар повышается с Р1 до Р , то количество
покупаемого блага должно сократиться с Ql до Q2 (рис. 4—16). Однако
в результате неурожая с ростом цены на картофель спрос на
него не упал, а возрос при цене Р2 с Qx до Q3. Это означает сдвиг
кривой спроса из положения D( в состояние D2. Если соединить
точки Nj, N2 и так далее, то в долговременном плане получится, что
спрос на картофель (кривая D) изменяется в том же направлении,
что и цена, т. е. кривая долговременного спроса имеет не отрицательный,
а положительный наклон.
Причину этих явлений нетрудно объяснить: во время неурожая
беднякам пришлось отказаться от ряда других, более высококачественных
товаров (мясо, масло, молоко и др.), цена на которые
выросла в еще большей степени, чем на картофель. Тем самым
низкокачественный товар вытеснил другие, высококачественные товары.
Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает
при их снижении, называется малоценным или низкокачественным
товаром (inferior good). Если для нормальных товаров эффект
дохода и эффект замещения (субституции) суммируются, то
для низкокачественных товаров они вычитаются (табл. 4—3).
Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюджете
потребителя скромное место, то положительный эффект замещения
перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае
снижения цен).
Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете
потребителя (как это было в Ирландии середины XIX в. с
картофелем), то в случае снижения цены на него отрицательный
эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, и
4.2. Мир потребительских предпочтений: закономерности развития 137
Таблица 4—3