Уровень цен и его измерение
В рыночной экономике значение цен трудно переоценить. Рыночный хозяйственный механизм - это механизм распределения ресурсов через колебания цен. Объемы всех товаров и услуг измеряются в ценах. Определение уровня цен в экономике поэтому имеет особое значение. Изменения уровня цен необходимо знать в частности и потому, что при определении масштабов ВВП в данном году мы должны знать не только номинальный объем ВВП, но и реальный объем ВВП. При определении темпов инфляции также необходимо измерять уровень цен и сравнивать их по периодам.
В макроэкономическом анализе используются разнообразные показатели уровня цен в экономике, важнейшими из которых являются следующие:
· индекс цен потребительских товаров (CPI, Consumer Price Index),
· индекс цен производителей (PPI, Producer Price Index),
· дефлятор ВВП (GDP deflator).
Индекс цен - это отношение совокупности цен определенного набора товаров и услуг в данном периоде к совокупности цен сходного набора товаров и услуг в базовом периоде, умноженное на 100.
стоимость рыночного набора в текущем году
Индекс цен = ---------------------------------------------------------------------------- х 100.
стоимость рыночного набора в базисном году
Рассчитаем, например, индекс цен для потребительского набора, состоящего из двух товаров, - 1 кг яблок и 3 мужских рубашки. В этом году цены на яблоки в связи с хорошим урожаем снизились с 20 до 15 руб. за 1 кг, а цены на рубашки в связи с ростом издержек производства из-за повышения цен на электроэнергию и хлопок выросли с 300 до 400 руб. за рубашку. Стоимость рыночной корзины выросла с 920 руб. в прошлом году, который у нас служит базисным годом, до 1215 руб. в нынешнем году. Разделив стоимость набора в текущем году на стоимость набора в базисном году и умножив на 100, мы получим индекс цен в текущем году. Он будет равен 132: (1215 / 920) х 100 = 132. Значение индекса цен в базисном периоде всегда равно 100. Если в текущем периоде индекс выше 100, значит, цены выросли. Если индекс ниже 100, значит цены снизились. В нашем примере цены выросли на 32 пункта (%). Данные для расчета индекса цен по нашему потребительскому набору приводятся в табл. 7.7. В принципе ничего не изменится, если вместо потребительских товаров мы возьмем товары производственного назначения, например цветные металлы, нефть, хлопок, токарный станок.
Таблица 7.7. Расчет индекса цен
Потребительский набор | Кол-во | Цены (руб.) | |
базисный год | текущий год | ||
Яблоки | 1 кг. | ||
Мужские рубашки | 3 шт. | ||
Стоимость потребительского набора | - | ||
Индекс цен | - |
Индекс потребительских цен (CPI) - это отношение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем году к его стоимости в базисном году.
Индекс потребительских цен - это наиболее распространенный индекс цен, он затрагивает интересы большинства членов общества. Его очень часто называют индексом стоимости жизни. Этот индекс является одним из важнейших показателей, характеризующих темпы инфляции в стране. Расчеты производятся ежемесячно на базе данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен на потребительские товары в розничной торговле, в магазинах, на вещевых и продовольственных рынках, на предприятиях сферы услуг.
Индекс цен производителя (PPI) представляет собой отношение стоимости представительного набора товаров и услуг производственного назначения в текущем году к его стоимости в базисном году.
Индекс цен производителя особое значение имеет для производственных предприятий различных отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, предприятий связи и транспорта. В России рассчитываются отдельные индексы цен производителей, в частности индекс цен производителей промышленной продукции, индексы цен на топливно-энергетические ресурсы, на сельскохозяйственную продукцию, в строительстве.
Дефлятор ВВП - индекс цен, рассчитываемый для всех произведенных в экономике товаров и услуг, исчисляется как отношение номинального ВВП к реальному ВВП.
номинальный ВВП
Дефлятор ВВП = -------------------------------- х 100.
реальный ВВП
Это более емкий показатель по сравнению с индексом цен производителя или индексом потребительских цен. Он включает цены и потребительских товаров, и товаров производственного назначения. Рыночная корзина, используемая для расчета дефлятора ВВП, включает и продукты питания, и транспорт, и фабричные здания, и услуги парикмахерской, и стоимость образования и т.д. Дефлятор ВВП используется для определения темпов инфляции за ряд лет.
Ключевыми понятиями при определении дефлятора ВВП являются номинальный и реальный ВВП.
Номинальный валовый внутренний продукт (ВВП) - это стоимость всех произведенных в данном году товаров и услуг, выраженная в текущих ценах.
Реальный валовый внутренний продукт (ВВП) - это стоимость всех произведенных в данном году товаров и услуг, выраженная в постоянных (базисных) ценах.
В действительности ВВП, как правило, увеличивается. Но расширение его стоимостного объема, то есть его рост, происходит как в результате действительного увеличения физического объема произведенных товаров и услуг, так и в результате роста цен. Номинальный ВВП увеличивается, даже если не произошло увеличения физического объема производства по сравнению с прошлым годом. Это происходит просто из-за роста цен на ту же самую продукцию. Поэтому для определения реального ВВП и реального роста ВВП рассчитывают объем текущего ВВП в постоянных ценах, то есть в ценах базисного года и по структуре производства базисного года.
Разные индексы цен используются для разных целей макроэкономического анализа, но в целом и индекс потребительских цен, и индекс цен производителей, и дефлятор ВВП показывают примерно сходную картину ценовых изменений.
Совокупный спрос
До сих пор мы обсуждали предмет макроэкономической теории, основные макроэкономические проблемы и макроэкономические показатели. Среди них особое внимание уделили показателю валового внутреннего продукта, национального дохода и индексам цен. В дальнейшем мы будем использовать эти показатели, знакомясь с макроэкономическими моделями и обсуждая конкретные макроэкономические проблемы России и других стран.
Основные задачи при изучении макроэкономики состоят в том, чтобы понять важнейшие макроэкономические зависимости и научиться понимать смысл макроэкономической политики правительства. Для начала мы должны сформулировать простейшие макроэкономические модели, объясняющие развитие рыночной экономики в целом.
В теме 2 мы рассмотрели две базовые макроэкономические модели, модель производственных возможностей и модель экономического кругооборота. Анализируя их, мы выяснили некоторые общие экономические категории и закономерности, например понятие общей экономической эффективности, закон возрастающих альтернативных издержек, функции разных экономических субъектов, принцип равенства доходов, расходов и выпуска в экономике.
В разделе курса, посвященном макроэкономике, мы рассмотрим, по крайней мере, еще две макроэкономические модели:
· общую модель совокупного спроса - совокупного предложения (модель AD-AS);
· стандартную кейнсианскую модель совокупного спроса (модель AD).
В условиях рыночной экономики центральным звеном экономического механизма является конкурентное ценообразование. В этом механизме действуют две важнейшие стороны - спрос и предложение. Ранее, в теме 2, а также в разделе микроэкономики мы уже познакомились с понятиями спроса и предложения, подробно рассмотрели механизм их взаимодействия на микроэкономическом уровне, то есть на уровне отдельных товарных рынков. Теперь мы перейдем к рассмотрению спроса и предложения на макроэкономическом уровне, другими словами, к анализу совокупного спроса и совокупного предложения.
Рассматривая совокупный спрос (AD, Aggregate Demand) и совокупное предложение (AS, Aggregate Supply), мы будем опираться на микроэкономическую теорию спроса и предложения. При этом будем использовать так называемые агрегированные экономические показатели, суммированные показатели объемов производства, расходов и доходов. Мы их называли макроэкономическими показателями. Анализ модели совокупного спроса и совокупного предложения позволит нам понять механизм формирования уровня цен в экономике в целом, объяснить причины его изменений.
Совокупный спрос (AD) - это объем товаров и услуг в экономике в целом, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при определенном уровне цен, другими словами, это величина запланированных расходов на товары и услуги в экономике в целом при данном уровне цен.
В предыдущем разделе, рассматривая ВВП по расходам, мы выделили несколько групп расходов в экономике в целом. Эти группы расходов также входят в состав совокупного спроса. Таким образом, мы можем утверждать, что важнейшими частями совокупного спроса являются: потребительские расходы домашних хозяйств (С), инвестиционные расходы предприятий (I), государственные расходы (G), расходы иностранцев или чистый экспорт (NX).
AD = C + I + G + NX.
Совокупный спрос и его величина могут быть изображены графически с помощью кривой совокупного спроса. Если мы по вертикали отметим уровень цен (Р), а по горизонтали - выпуск продукции (Y), то есть ВВП, то, принимая различные значения уровня цен и выпуска, можно построить кривую совокупного спроса AD (см. рис. 7.6).
Рис. 7.6
При уровне цен Р1 величина совокупного спроса в точке А будет равна Y1, при снижении цен до уровня Р2 величина совокупного спроса возрастет в точке В до уровня Y2. Так же как на микроуровне существует обратная связь между ценой товара и величиной спроса на товар, так и в макроэкономике существует обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса. Кривая совокупного спроса AD, таким образом, имеет нисходящий характер.
Объяснение обратной зависимости между уровнем цен и величиной совокупного спроса иное, чем объяснение закона спроса в микроэкономике. Напомним, что в микроэкономике обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на товар объяснялась законом убывающей предельной полезности, эффектом замещения и эффектом дохода (тема 3). На уровне макроэкономики нельзя, например, объяснить увеличение совокупного спроса эффектом замещения, так как предполагается, что падают все цены. Или взять эффект дохода. Кривая спроса на отдельный товар предполагает неизменность дохода. В условиях макроэкономики снижение уровня цен вызывает снижение доходов и домашних хозяйств, и предприятий.
Нисходящий характер кривой совокупного спроса объясняется действием следующих эффектов:
· эффект богатства,
· эффект процентной ставки,
· эффект импортных закупок.
Эффект богатства состоит в том, что при повышении уровня цен снижается реальная стоимость активов общества (богатства), то есть снижается их покупательная способность.
Например, при повышении уровня цен вы сможете купить меньшее количество товаров и услуг на тот же денежный доход. При снижении уровня цен вы сможете купить большее количество товаров и услуг на тот же денежный доход. Это относится и к другим активам - акциям и облигациям, недвижимости. Их покупательная способность изменяется в противоположном направлении по мере изменения уровня цен, поэтому имеет место обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса.
Эффект богатства: покупательная способность богатства .
Эффект процентной ставки означает, что при повышении уровня цен повышается процентная ставка, что ведет к сокращению объема инвестиционных расходов, являющихся частью совокупного спроса.
При повышении уровня цен в экономике повышается спрос на деньги. Дело в том, что при более высоком уровне цен потребителям требуется больше денег для потребительских расходов, чтобы сохранить потребление хотя бы на прежнем уровне. В свою очередь предпринимателям также требуется большее количество денег для приобретения факторов производства. При неизменном предложении денег и более высоком спросе на них увеличивается цена денег, то есть ставка процента растет. При более высокой ставке процента сокращаются возможности для финансирования инвестиций, которые, как правило, финансируются за счет банковских кредитов. Объем инвестиционных расходов снижается, это ведет к уменьшению совокупного спроса.
Эффект процентной ставки: ,
где L - спрос на деньги,
r - ставка процента.
Эффект импортных закупок состоит в том, что при повышении уровня цен в экономике сокращается чистый экспорт, являющийся частью совокупного спроса.
При повышении цен на отечественную продукцию и при неизменных ценах на импортные товары последние становятся относительно дешевле. Все это ведет к тому, что спрос на импортные товары растет, а спрос на нашу экспортную продукцию падает. В результате состояние нашего внешнеторгового баланса ухудшается, то есть чистый экспорт как разница между экспортом и импортом уменьшается, что ведет к сокращению совокупного спроса.
Эффект импортных закупок: .
Таким образом, мы объяснили, почему величина совокупного спроса меняется в противоположном направлении при изменении уровня цен. Уровень цен - это главный фактор, влияющий на величину совокупного спроса. И этот факт отражен на кривой совокупного спроса перемещением вдоль кривой AD, в частности от точки А к точке В.
Вместе с тем на величину совокупного спроса влияет множество других, неценовых факторов совокупного спроса. Для простоты анализа эти факторы образуют четыре группы, которые соответствуют четырем частям совокупного спроса. Это факторы, влияющие на величину потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных расходов и чистый экспорт. Большинство неценовых факторов совокупного спроса приведены в табл. 7.8.
Таблица 7.8. Факторы совокупного спроса (сдвиги кривой AD)
I. Изменения потребительских расходов (С) |
1 Благосостояние потребителей (доход) |
2 Ожидания потребителей |
3 Задолженности потребителей |
4 Налоги |
II. Изменения ивистиционных расходов (I) |
1 Ставка процента |
2 Ожидаемые прибыли от инвестиций |
3 Налоги на предприятия |
4 Изменения в технологии |
5 Избыточные мощности |
III. Изменение государственных расходов (G) |
1 Содержание государственного аппарата |
2 Оборона |
3 Здравоохранение |
4 Образование |
5 Социальное страхование |
6 Проценты по государственному долгу |
IV. Изменения расходов на чистый экспорт (NX) |
1 Национальный доход в других странах - торговых партнерах |
2 Курс национальной валюты |
I. Потребительские расходы (C). Обратимся вновь к рис. 7.6, где приведена кривая совокупного спроса. Графически изменение совокупного спроса под воздействием неценовых факторов изображается сдвигом кривой совокупного спроса вправо или влево. Например, возьмем такой фактор, как изменение благосостояния потребителей, их дохода. При росте доходов домашних хозяйств увеличиваются их расходы на приобретение предметов потребления. Это вызывает рост совокупного спроса. Такое изменение в совокупном спросе на графике выглядит как смещение кривой AD вправо в положение AD'. При прежних уровнях цен Р1 и Р2 величина совокупного спроса увеличилась до уровней Y1' и Y2'.
Потребительские расходы могут изменяться в результате определенных ожиданий потребителей. Например, в связи с ожидаемым ростом цен на бензин в следующем квартале резко увеличились расходы автолюбителей на покупку бензина в текущем квартале. Это привело к росту совокупного спроса, что означает сдвиг кривой совокупного спроса вправо.
Многие семьи покупают крупные вещи особенно долгосрочного пользования в кредит. При росте задолженности потребителей они начинают сокращать свои текущие расходы, чтобы расплатиться с долгами. Сокращение потребительских расходов ведет к уменьшению совокупного спроса, что графически изображается сдвигом кривой AD влево.
В 2001 г. в России была введена единая ставка подоходного налога в 13%, что означало снижение подоходного налога для получающих высокие доходы. В целом это привело к увеличению реальных доходов населения и росту потребительских расходов. Таким образом, изменения в налогообложении потребителей вызывает изменение совокупного спроса. В данном случае это было увеличение совокупного спроса (на графике это сдвиг кривой совокупного спроса вправо).
II. Инвестиционные расходы (I). Важнейшим неценовым фактором, влияющим на инвестиционные расходы, является изменение ставки процента. В результате финансовой стабилизации в России в начале нового века ставки процента по кредитам существенно снизились, что было одним из факторов, вызвавшим рост инвестиций в экономику страны и тем самым повлиявшим на расширение совокупного спроса.
Ожидания производителей, например ожидаемый рост прибылей от инвестиций, может привести к росту инвестиционных расходов производителей и увеличению совокупного спроса, сдвигу кривой AD вправо.
Снижение налогов на бизнес, например снижение налогов на прибыль предприятий, вызывает рост их накоплений, что в дальнейшем приведет к увеличению инвестиций предприятий в дополнительное оборудование, к расширению производства. Таким образом, изменение налогообложения предприятий вызывает изменение совокупного спроса, в случае с уменьшением налогов на прибыль это означает рост совокупного спроса и сдвиг кривой AD вправо.
Изменения в технологии - это фундаментальный фактор, влияющий на увеличение инвестиционных расходов в экономике. Предприятия заинтересованы в этих инвестициях, так как новые технологии сокращают издержки производства, повышают его эффективность, что ведет к увеличению прибыли компаний.
Одной из макроэкономических проблем рыночной экономики является проблема недогрузки, то есть недоиспользования производственных мощностей предприятий. Недогрузка мощностей не позволяет предприятиям осуществлять новые инвестиции. В условиях недогрузки расширение производства возможно за счет использования прежнего производственного аппарата. Существенное сокращение недогрузки производственных мощностей вызывает необходимость в расширении мощностей, а значит и в дополнительных инвестициях. Изменение уровня недогрузки производственных мощностей в экономике вызывает изменение инвестиционных расходов и совокупного спроса.
III. Государственные расходы (G). Государственные расходы включают расходы на содержание государственного аппарата, оборону, здравоохранение, образование, социальное страхование, выплату процентов по государственному долгу. В большинстве случаев увеличение государственных расходов ведет к увеличению совокупного спроса. Например, российское правительство приняло решение об увеличении государственных расходов на образование. Это решение вызывает рост расходов на приобретение учебного оборудования, строительство новых учебных корпусов и общежитий и т.д. Расширение государственных заказов частному сектору ведет к увеличению совокупного спроса.
IV. Чистый экспорт (NX). К неценовым факторам совокупного спроса со стороны чистого экспорта относятся, во-первых, изменение национального дохода в других странах - наших торговых партнерах, и, во-вторых, изменение курса национальной валюты. Например, при прочих равных условиях увеличение национального дохода в странах СНГ вызывает рост спроса на российские товары, ведет к увеличению нашего экспорта, тем самым и к увеличению совокупного спроса в российской экономике.
Изменение курса национальной валюты по-разному влияет на совокупный спрос. В частности, при снижении курса рубля по отношению к доллару спрос на нашу продукцию со стороны иностранцев увеличивается. Им выгодней покупать нашу продукцию при низком курсе рубля, так как цены на нашу продукцию в их валюте снизились. Все это означает, что при снижении курса национальной валюты наш экспорт увеличивается, а импорт сокращается. Импорт сокращается, поскольку импортные товары у нас дорожают при снижении курса национальной валюты. Таким образом, при снижении курса национальной валюты сокращение импорта и увеличение экспорта вызывает рост чистого экспорта, а значит и увеличение совокупного спроса. На графике кривой совокупного спроса это выглядит как сдвиг кривой AD вправо. Противоположный эффект имеет место в случае увеличения курса национальной валюты.
Итак, мы рассмотрели сущность совокупного спроса, объяснили обратную связь уровня цен в экономике и величины совокупного спроса, показали влияние неценовых факторов на совокупный спрос.
Совокупное предложение
Второй определяющей частью в модели AD-AS является совокупное предложение. Так же как и в случае с совокупным спросом, мы определим сущность совокупного предложения, факторы, влияющие на его величину.
Совокупное предложение - это объем товаров и услуг, производимых в экономике в целом в данном году и предложенных предприятиями на рынке населению, государству и друг другу при данном уровне цен.
Совокупное предложение и его величина могут быть изображены графически с помощью кривой совокупного предложения. Если мы по вертикали отметим уровень цен (Р), а по горизонтали - выпуск продукции (Y), то есть ВВП, то, принимая различные значения уровня цен и выпуска, можно построить кривую совокупного предложения AS (см. рис.7.7).
Рис. 7.7
При уровне цен Р1 величина совокупного предложения в точке А и В будет равна Y1, при повышении цен до уровня Р2 величина совокупного предложения возрастет в точке С до уровня Y2, а при повышении цен до уровня Р3 величина совокупного предложения возрастет в точке С до уровня Y3. Так же как на микроуровне, существует прямая связь между ценой товара и величиной его предложения, так и в макроэкономике в принципе существует прямая зависимость между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Кривая совокупного предложения AS таким образом в принципе имеет нисходящий характер. Ее форма отражает изменения издержек производства на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема валового внутреннего продукта.
Вместе с тем в макроэкономической теории на кривой совокупного предложения различают три отрезка, отличающихся друг от друга поведением цен:
· горизонтальный отрезок (кейнсианский),
· вертикальный отрезок (классический),
· промежуточный отрезок (восходящий).
На горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения уровень цен остается неизменным даже при увеличении объема национального производства. Это возможно в том случае, если ВВП значительно ниже потенциального объема. Такая ситуация означает, что в экономике существует значительный уровень безработицы и недогрузки производственных мощностей. При росте масштабов ВВП уровень безработицы недогрузки мощностей сокращается. Но это сокращение не ведет к росту уровня цен, бездействующие рабочая сила и оборудование вводятся в действие по существующим ценам, и издержки производства при этом не изменяются.
Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения называют также кейнсианским, по имени крупнейшего английского экономиста ХХ столетия Джона Мейнарда Кейнса. Он считал, что в принципе для капиталистической экономики характерно недоиспользование ресурсов, то есть безработица и недогрузка производственных мощностей. Такое положение в экономике характерно для горизонтального отрезка кривой совокупного предложения.
По мере исчерпания незанятых ресурсов уровень ВВП приближается к потенциальному уровню, уровень занятости приближается к полной занятости и экономика начинает функционировать на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения. На этом отрезке повышение цен ведет к росту масштабов производства и совокупного предложения. Возникают трудности в связи с нехваткой ресурсов. И если совокупный спрос продолжает расти, то совокупное предложение будет увеличиваться в том случае, если будут найдены дополнительные ресурсы. Спрос на ресурсы растет и цены на ресурсы повышаются, что ведет к повышению издержек производства. Производители будут наращивать масштабы производства только в том случае, если цены на их продукцию также увеличиваются, чтобы компенсировать затраты более дорогих ресурсов. Все это объясняет тот факт, что с увеличением уровня цен совокупное предложение на промежуточном отрезке также увеличивается. Рост издержек производства лежит в основе прямой зависимости между уровнем цен и величиной совокупного предложения.
На вертикальном (классическом) отрезке кривой совокупного предложения уровень цен в экономике увеличивается, но при этом величина совокупного предложения остается неизменной. ВВП достиг уровня полной занятости. Экономика не способна обеспечить дополнительные ресурсы. Они исчерпаны, поэтому при повышении совокупного спроса происходит только повышение цен без увеличения масштабов совокупного предложения. Имеет место инфляция без экономического роста.
Таким образом, мы установили связь между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Графически изменение совокупного предложения под воздействием роста цен изображается перемещением по кривой совокупного предложения вправо и вверх.
Изменение уровня цен - это главный фактор, влияющий на величину совокупного предложения. Существуют и другие так называемые неценовые факторы совокупного предложения. При изменении этих факторов также изменяются издержки производства.
К важнейшим неценовым фактором совокупного предложения относятся:
· изменение цен на ресурсы;
· изменение производительности;
· изменение правовых норм.
Графически воздействие неценовых факторов на совокупное предложение изображается сдвигом кривой совокупного предложения влево или вправо (см. рис. 7.8).
Рис. 7.8
I. Изменение цен на ресурсы. При увеличении цен на ресурсы - заработной платы, ставки процента, стоимости сырья и оборудования, арендной платы и т.д. - увеличиваются издержки производства. При этом прибыль фирм уменьшается, производство становится невыгодным, снижаются стимулы к поддержанию масштабов производства на прежнем уровне. В результате совокупное предложение начинает сокращаться. В свою очередь, цены на ресурсы также зависят от многих факторов, в том числе от доступности внутренних ресурсов, от цен на импортные ресурсы, от степени господства на рынках ресурсов тех или иных поставщиков ресурсов. Сокращение совокупного предложения в результате роста цен на ресурсы на графике отражается в виде сдвига кривой совокупного предложения влево.
II. Изменение производительности. Производительность труда - это важнейший фактор, влияющий на издержки производства, а значит и на величину совокупного предложения. Повышение производительности труда происходит в результате более высокой квалификации работников, лучшей организации производства, внедрения новой технологии, лучшего использования имеющихся средств производства. При повышении производительности труда сокращаются издержки производства, что ведет к увеличению прибыли предприятий и увеличению стимулов к расширению масштабов производства. В конечном итоге совокупное предложение увеличивается под воздействием роста производительности труда. На графике это изображается как сдвиг кривой совокупного предложения вправо.
III. Изменение правовых норм происходит тогда, когда меняются налоги, изменяются направления и масштабы государственного регулирования экономики. Например, субсидии частному сектору снижают издержки производства. Это ведет к увеличению прибыли и расширению масштабов производства. В результате величина совокупного предложения растет и кривая совокупного предложения сдвигается вправо.