Цель: приобрести профессиональные знания и навыки составления письменных и устных текстов.
Сливкова, Ю. В.
С47 Документационное обеспечение в гостиничном деле и туризме: методические указания к освоению дисциплины / Ю. В. Сливкова.. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2015. – ?? с.
Цель данного издания – выработать навыки составления управленческой документации, применяемой в предприятиях сферы гостеприимства и туризма путём выполнения практических заданий, имеющих чётко выраженную отраслевую специфику.
В приложениях представлены макеты различных управленческих документов, выполненных в соответствии с нормативными требованиями по делопроизводству, установленными для российских предприятий всех форм собственности.
Настоящие методические указания разработаны в соответствии с образовательными стандартами и предназначены для студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по специальности 100101 «Гостиничное дело» и 100400 «Туризм».
УДК 649.9
ББК65.432
ISBN
©Омский государственный
институт сервиса, 2015
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. | |
Практическая работа № 1. Особенности официально-делового стиля в делопроизводстве…………………………………………. | |
Практическая работа № 2. Оформление распорядительных документов…………………………………………………………... | |
Практическая работа № 3. Оформление информационно- справочной документации…………………………………………. | |
Практическая работа № 4. Оформление документов по личному составу………………………………………………… | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………... | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………... | |
Приложение 1. Унифицированная форма № Т–1………………… | |
Приложение 2. Унифицированная форма № Т–8………………… | |
Приложение 3. Макет внешней докладной записки……………… | |
Приложение 4. Макет служебной записки………………………... | |
Приложение 5. Макет объяснительной записки………………….. | |
Приложение 6. Макет акта………………………………………… | |
Приложение 7. Макет служебного письма……………………….. | |
Приложение 8. Макет распоряжения……………………………... | |
Приложение 9. Макет приказа по основной деятельности……… | |
Приложение 10. Макет решения…………………………………... | |
Приложение 11. Макет протокола…………………………………. |
Введение
Делопроизводство традиционно определяют как отрасль деятельности, обеспечивающую документирование и организацию работы с официальными документами. Термин «делопроизводство» синонимичен термину «документационное обеспечение управления», который подчёркивает информационно-технологическую документирования, а также акцентирует внимание на содержании конкретного вида документа.
Результатом документирования является документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать.
Поэтому основное внимание в работе уделено практическим аспектам составления и оформления наиболее распространённых управленческих документов в соответствии с требованиями, изложенными в нормативной документации и общепринятыми правилами. Практические задания сопровождаются подробными методическими указаниями, а также сопровождаются макетами наиболее востребованных видов документов.
Помимо закрепления теоретического материала, методические указания направлены на формирования технических навыков оформления документов с учетом особенностей официально делового стиля.
Практическая работа № 1. Особенности официально-делового стиля в делопроизводстве
Цель: приобрести профессиональные знания и навыки составления письменных и устных текстов.
Задание 1. Прочитайте фрагмент Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Выделите признаки официально-делового стиля, проанализируйте строение предложений и выпишите характерную лексику.
Исполнитель вправе заключать договор на бронирование мест в гостинице путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что заявка исходит от потребителя.
В случае опоздания потребителя с него взимается кроме платы за бронирование также плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки бронь аннулируется. В случае отказа потребителя оплатить бронь, его размещение в гостинице производится в порядке общей очереди.
Задание 2. Прочитайте текст и изложите его содержание в официально-деловом стиле.
Правильно подобранный персонал обеспечивает половину успеха предприятия. Улыбчивые или хмурые, темноглазые или светловолосые, говорящие по-русски или по-английски – критерии для подбора сотрудников могут быть разные в зависимости от поставленных задач. Но как поплывет лодка-ресторан, зависит именно от того, кого в нее «посадить». Для того чтобы выбор оказался верным, важно четко сформулировать требования к вакансии. С этой целью создается «портрет» каждой должности. Например, для посудомойки важны не столько внешность и общительность, сколько исполнительность, аккуратность.
Задание 4. Подберите синонимы, свойственные официально-деловому стилю, для следующих слов и словосочетаний: получатель, послание, отправитель, проверка, сообщение, деловая бумага, просьба, человек, деньги, гость, оплата, посылка, доставка.
Задание 4. Назовите и устраните стилистические ошибки в следующих предложениях:
- На последней выставке нам было представлена целая плеяда новых сервисов бронирования.
- Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу.
- Старший менеджер отметил о важности поставленного вопроса.
- Срок выполнения может быть пролонгирован на 2 месяца.
- Докладчик говорил о пользе от использования автоматизированных систем управления в гостинице.
- Гостиница специализируется на размещении командировочных.
- При разработке рекламной кампании отеля следует учитывать следующие факторы.
- Участие иностранного капитала форсирует строительство ускоренными темпами.
Методические указания:
Особенности официально-делового стиля сложились под влиянием определенных условий, выполнение которых предполагает деловое общение. Учитывая тот факт, что большинство ситуаций требующих письменного оформления в организации являются однотипными и повторяющимися, можно выделить ряд требований к официально-деловому стилю:
1. Актуальность, объективность и достоверность;
2. Полнота, аргументированность, убедительность;
3. Адресность;
4. Официальность (регламентированность).
5. Лаконичность изложения;
6. Единообразие формулировок.
7. Нейтральный тон изложения.
8. Применение лексических сокращений.
Ясность и четкость текста определяется прежде всего правильностью композиционной структуры, продуманностью и четкостью формулировок (шаблонных оборотов) и отсутствием логических ошибок.
Практическая работа № 2.
Оформление распорядительных документов