Цель: приобрести профессиональные знания и навыки составления письменных и устных текстов.

Сливкова, Ю. В.

С47 Документационное обеспечение в гостиничном деле и туризме: методические указания к освоению дисциплины / Ю. В. Сливкова.. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2015. – ?? с.

Цель данного издания – выработать навыки составления управленческой документации, применяемой в предприятиях сферы гостеприимства и туризма путём выполнения практических заданий, имеющих чётко выраженную отраслевую специфику.

В приложениях представлены макеты различных управленческих документов, выполненных в соответствии с нормативными требованиями по делопроизводству, установленными для российских предприятий всех форм собственности.

Настоящие методические указания разработаны в соответствии с образовательными стандартами и предназначены для студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по специальности 100101 «Гостиничное дело» и 100400 «Туризм».

УДК 649.9

ББК65.432

ISBN

©Омский государственный

институт сервиса, 2015

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
Практическая работа № 1. Особенности официально-делового стиля в делопроизводстве………………………………………….  
Практическая работа № 2. Оформление распорядительных документов…………………………………………………………...  
Практическая работа № 3. Оформление информационно- справочной документации………………………………………….  
Практическая работа № 4. Оформление документов по личному составу…………………………………………………  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………...
Приложение 1. Унифицированная форма № Т–1…………………
Приложение 2. Унифицированная форма № Т–8…………………
Приложение 3. Макет внешней докладной записки………………
Приложение 4. Макет служебной записки………………………...
Приложение 5. Макет объяснительной записки…………………..
Приложение 6. Макет акта…………………………………………
Приложение 7. Макет служебного письма………………………..
Приложение 8. Макет распоряжения……………………………...
Приложение 9. Макет приказа по основной деятельности………
Приложение 10. Макет решения…………………………………...
Приложение 11. Макет протокола………………………………….

Введение

Делопроизводство традиционно определяют как отрасль деятельности, обеспечивающую документирование и организацию работы с официальными документами. Термин «делопроизводство» синонимичен термину «документационное обеспечение управления», который подчёркивает информационно-технологическую документирования, а также акцентирует внимание на содержании конкретного вида документа.

Результатом документирования является документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать.

Поэтому основное внимание в работе уделено практическим аспектам составления и оформления наиболее распространённых управленческих документов в соответствии с требованиями, изложенными в нормативной документации и общепринятыми правилами. Практические задания сопровождаются подробными методическими указаниями, а также сопровождаются макетами наиболее востребованных видов документов.

Помимо закрепления теоретического материала, методические указания направлены на формирования технических навыков оформления документов с учетом особенностей официально делового стиля.

Практическая работа № 1. Особенности официально-делового стиля в делопроизводстве

Цель: приобрести профессиональные знания и навыки составления письменных и устных текстов.

Задание 1. Прочитайте фрагмент Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Выделите признаки официально-делового стиля, проанализируйте строение предложений и выпишите характерную лексику.

Исполнитель вправе заключать договор на бронирование мест в гостинице путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что заявка исходит от потребителя.

В случае опоздания потребителя с него взимается кроме платы за бронирование также плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки бронь аннулируется. В случае отказа потребителя оплатить бронь, его размещение в гостинице производится в порядке общей очереди.

Задание 2. Прочитайте текст и изложите его содержание в официально-деловом стиле.

Правильно подобранный персонал обеспечивает половину успеха предприятия. Улыбчивые или хмурые, темноглазые или светловолосые, говорящие по-русски или по-английски – критерии для подбора сотрудников могут быть разные в зависимости от поставленных задач. Но как поплывет лодка-ресторан, зависит именно от того, кого в нее «посадить». Для того чтобы выбор оказался верным, важно четко сформулировать требования к вакансии. С этой целью создается «портрет» каждой должности. Например, для посудомойки важны не столько внешность и общительность, сколько исполнительность, аккуратность.

Задание 4. Подберите синонимы, свойственные официально-деловому стилю, для следующих слов и словосочетаний: получатель, послание, отправитель, проверка, сообщение, деловая бумага, просьба, человек, деньги, гость, оплата, посылка, доставка.

Задание 4. Назовите и устраните стилистические ошибки в следующих предложениях:

- На последней выставке нам было представлена целая плеяда новых сервисов бронирования.

- Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу.

- Старший менеджер отметил о важности поставленного вопроса.

- Срок выполнения может быть пролонгирован на 2 месяца.

- Докладчик говорил о пользе от использования автоматизированных систем управления в гостинице.

- Гостиница специализируется на размещении командировочных.

- При разработке рекламной кампании отеля следует учитывать следующие факторы.

- Участие иностранного капитала форсирует строительство ускоренными темпами.

Методические указания:

Особенности официально-делового стиля сложились под влиянием определенных условий, выполнение которых предполагает деловое общение. Учитывая тот факт, что большинство ситуаций требующих письменного оформления в организации являются однотипными и повторяющимися, можно выделить ряд требований к официально-деловому стилю:

1. Актуальность, объективность и достоверность;

2. Полнота, аргументированность, убедительность;

3. Адресность;

4. Официальность (регламентированность).

5. Лаконичность изложения;

6. Единообразие формулировок.

7. Нейтральный тон изложения.

8. Применение лексических сокращений.

Ясность и четкость текста определяется прежде всего правильностью композиционной структуры, продуманностью и четкостью формулировок (шаблонных оборотов) и отсутствием логических ошибок.

Практическая работа № 2.

Оформление распорядительных документов

Наши рекомендации