Нормативное правовое регулирование в области гражданской обороны».

Основная задача нормативного правового регулирования в области гражданской обороны - определение задач в области ГО, их правовые основы осуществления, определение полномочий органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций не зависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также сил и средств.

Указ Президента РФ «О гражданской обороне» от 8 мая 1993 г. № 643 обязывает все предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности выполнять требования ГО, а для этой работы иметь в своих структурах специальные подразделения или специально назначенных работников.

Закон РФ «О гражданской обороне» от 12.02.1998г. № 28-ФЗ является основным государственным законом в решении задач ГО. Для функционирования системы мероприятий по подготовке и защите населения от опасностей, законом определена служба ГО. Служба предназначена для проведения мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций ГО в ходе проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Во исполнение указа Президента «О гражданской обороне» постановлением Правительства РФ «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников) специально уполномоченных на решение задач в области ГО» от 10.07. 1999 № 782 определено положение о порядке назначения структурных подразделений (работников) и определены задачи в области управления ГО.

Постановление Правительства РФ «О порядке отнесения организаций к категориям по ГО» от 19.09.1998 г. № 1115 определяется порядок и признаки отнесения организаций по степени их важности к трем категориям - особой важности, 1 и 2 категории.

Постановление Правительства РФ «О гражданских организациях ГО» от 06.1999г. № 620 определяет организации, предприятия, которые должны создать ГОГО, их состав, оснащение специальной техникой и имуществом, порядок их формирования, использования, а также льготы участникам ликвидации ЧС.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 2.11.2000 г. № 841 определяет порядок обучения вопросам подготовки к защите населения и защите от опасностей, а также категории и формы обучения ГО.

Постановление СЗ администрации Орловской области «Об утверждении нормативно-правовых документов Орловской области», Федеральный закон «О гражданской обороне» от 16.12.1999 г. № 35, координирует органы управления и структурные подразделения для решения вопросов ГО, основные планирующие документы по оповещению, эвакуации населения в военное время на территории Орловской области и обеспечению населения и ГОГО имуществом мобилизационного резерва.

Это только основные правовые акты государства в области ГО, строгое выполнение которых является обязательным для юридических и физических лиц.

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

Принципы организации и ведения ГО. Задачи и организационная

Структура ГО».

Организация ГО осуществляется по территориально-производственному принципу, подготовка к ведению осуществляется заблаговременно в мирное время, с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий.

В организационном отношении ГО построена так, что при необходимости обеспечивает использование в своих интересах людских и материальных ресурсов, предусматривает успешное решение задач с наименьшим отрывом людей от основной производственной деятельности.

Территориальный принцип построения ГО заключается в организации ГО в соответствующих административно - территориальному делению РФ - в республиках, краях, областях, городах, районах, сельских администрациях. Ответственность за состояние ГО на территориях этих административных делений несут начальники ГО- руководители (главы администраций) соответствующих административных единиц.

Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении. В соответствии со вступившими в силу изменениями

из статьи 11 исключены слова «являющиеся по должности начальниками гражданской обороны» и пункт 5, определяющий права начальников гражданской обороны. Это продиктовано сложившейся практикой в реализации своих полномочий в соответствии с занимаемой должностью руководителями федеральных органов исполнительной власти, главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителями органов местного самоуправления, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.

Начальником ГО РФ является председатель Правительства РФ, его первым заместителем - министр РФ по делам ГО и ЧС.

В масштабе РФ начальник ГО РФ подчиняется Президенту РФ, который:

- утверждает план ГО РФ;

- вводит в действие план ГО РФ на территории РФ или отдельных ее местностях, в полном объеме или частично;

- утверждает структуру, состав войск ГО и штатную численность военнослужащих войск ГО, утверждает Положение о войсках ГО.

Введение в действие Плана ГО на территории РФ или отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала боевых действий или введением Президентом РФ военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

В области ГО Правительство РФ выполняет следующее:

- обеспечивает проведение единой государственной политики в области ГО;

- руководит организацией и ведением ГО;

- издает нормативные правовые акты в области ГО;

- определяет порядок создания объектов ГО и накопления ресурсов.

Таким образом, общее руководство ГО возложено на Правительство РФ и осуществляется через министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Руководствуясь основами государственной политики в области ГО, требованиями основного закона РФ «О гражданской обороне», можно изложить задачи в области ГО. Ими являются:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- проведение мероприятий по световым и иным видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

- борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению;

- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведение военных действий или вследствие этих действий;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, важных для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Важность задач, решаемых ГО в военное время не вызывает сомнения, и поэтому насколько эффективен и качественен вопрос ее организации, зависит и успешное функционирование государства.

Гражданская оборона как элемент стратегического, оборонного потенциала страны, как составная часть системы национальной безопасности, призвана обеспечить выживание населения в условиях войны.

Органами управления ГО являются:

- постоянно действующие органы управления;

- органы повседневного управления.

ЧЕТВЕРТЫЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

Наши рекомендации