По субъекту управления
Интегрированную корпоративную структуру можно классифицировать по субъекту управления, который явно определяет направление развития всего объединения и вокруг которого происходит организация всех участников. В зависимости от преобладания степени влияния одного из четырех ключевых субъектов управления выделим соответствующие типы национальных интегрированных корпоративных структур:
1. Промышленное предприятие. Такой тип диверсифицированных корпоративных объединений, ориентированных на промышленное предприятие, наиболее свойственен для экономик США и Великобритании. В виду того, что главным источником финансирования были собственные средства (акционерный капитал, амортизационные отчисления и прибыль) предприятий, они (предприятия) и определяли политику всего объединения. Как правило, организационное строение таких объединений представляет собой сгруппированные вокруг основного предприятия вертикально-интегрированные производственные компании, для которых финансовые компании объединения выполняют поддерживающую функцию. При этом наряду с диверсифицированными корпоративными объединениями с доминированием предприятия существуют и банковские диверсифицированные корпоративные объединения, в которых контроль над предприятиями осуществляется со стороны банков. Типичное строение - горизонтальное объединение крупных предприятий, в центре которого находится ведущий коммерческий банк. Следует также отметить, что в США союз банковского и промышленного капитала закрепился в виде семейных групп (Рокфеллеров, Морганов и других).
2. Финансовое учреждение (чаще всего банк). В Германии и Японии характерно развитие банковско-ориентированных диверсифицированных корпоративных объединений, финансирование капитала и управление которыми осуществлялось, главным образом, банками. Банки по отношению к производственным компаниям выступают одновременно в двух качествах - акционеры и долгосрочные кредиторы. Ядром банковско-ориентированных диверсифицированных корпоративных объединений выступает своеобразный финансовый конгломерат, возглавляемый универсальным банком и предоставляющий все виды финансовых услуг (страховые, инвестиционные, лизинговые, консультационные). При этом немецкие банки, являясь не только акционерами и кредиторами, но и полномочными представителями других акционеров, принимают самое непосредственное в управлении компаниями (представлены не только на собраниях акционеров, но и в советах директоров). Промышленная деятельность немецких диверсифицированных корпоративных объединений организована в виде концернов. Роль банков в японских диверсифицированных корпоративных объединениях стала возрастать в середине XX века - после попытки реорганизации семейных высоко-диверсифицированных холдинговых компаний (дзайбацу). Другая важнейшая составляющая японских объединений - вертикально-интегрированные промышленные концерны (кэйрэцу) и универсальные торговые фирмы, которые базируется вокруг главного банка. В Японии, в отличии от Германии, значительную роль в развитии и всесторонней поддержке национального бизнеса играет государство, поэтому в составе советов директоров корпораций нередко представительство чиновников из правительства.
3. Государство. Весомая роль в управлении диверсифицированными корпоративными объединениями Франции и Италии принадлежит государству, которое при прямой и косвенной финансовой поддержке бюджета активно использовало такие объединения, как инструмент проведения промышленной политики. Банки, в таких объединениях, выполняли функцию финансовых агентов государственной экономической политики в отраслях, имеющих стратегическое значение для хозяйственного и социального развития страны и требующие больших капиталовложений. При этом французский вариант предполагает контроль банков со стороны промышленных предприятий. В итальянском же варианте была реализована «специфическая форма государственного контроля над промышленном сектором, да и над всей экономикой страны, осуществляемого посредством механизмов деятельности государственных банков».
4. Семейный клан. Диверсифицированные корпоративные объединения, базирующиеся на семейном капитале и семейном контроле, характерны для экономик Южной Кореи и Швеции. Промышленная составляющая в таких объединениях является преобладающей. Шведская модель является примером сочетающим в себе инсайдерскую систему корпоративного контроля с элементами рыночно-ориентированной финансовой системы (высокий уровень развития фондового рынка). Южнокорейским диверсифицированным корпоративным объединениям (чеболям) присуща высокая степень концентрации производства и капитала. При этом экономика страны, монополизированная несколькими семейными конгломератами, испытывает постоянное и повсеместное вмешательство государства. В виду недоразвитости рынка акций и облигаций финансирование предприятий в высшей степени зависимо от банковских кредитов. Но сами банки, находясь во владении семейно-контролируемых промышленных конгломератов или государства, не являются крепкими, независимо и хорошо управляемыми структурами, а служат посредниками в проведении гос субсидий.
Следует отметить, что такая классификация типов национальных диверсифицированных корпоративных объединений является развитием (или конкретизацией) более общего разделения по типам систем финансирования на диверсифицированные корпоративные объединения с рыночными и сетевыми системами финансирования.
Классификация типов национальных интегрированных корпоративных структур:
Тип системы финансирования | Главный субъект управления | Страны |
1. рыночная («акционерный капитализм») | 1. предприятие | США, Великобритания. |
2. сетевая («холдинговый капитализм») | 2. банк | Германия, Япония. |
3. государство | Италия, Франция. | |
4. семья | Корея, (Швеция). |
10. Основы законодательства РФ в области зонообразований.
В области зоноооразовании в российской экономике приняты два Федеральных закона: в 2005 г. принят ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"(№116-ФЗ), а в 2006 г. - ФЗ "О внесении изменений е Федеральный закон "0б особых экономических зонах в Российской Федерации"(№76-ФЗ)1.Последний уточняет положения первого законодательного акта применительно к созданию и условием функционирования туристско-рекреационных зоноооразований.
Основной закон об ОЭЗ состоит из 10-ти глав и 41-ой статьи,
В первой главе "Общие положения" приводится определение Правительством РФ понятия ОЭЗ "как часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности".
С позиции менеджмента данное определение нельзя признать полным, достаточным и правомерным.
В данной главе законов установлены цели создания зонообоазований, состоящие вобеспечении развития обрабатывающих отраслей промышленности, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.
Во второй главе ФЗ "Об ОЭЗ в РФ" отражается порядок создания, финансирования инфраструктурного обустройства, сроки существования ЗСП, оформления взаимоотношений между Правительством PФ и исполнительно-распорядительными органами субъектов Федерации, на территории которых создаются зонообразования.
Финансирование инфраструктурного обустройства зон предусмотрено осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъекта Федерации и муниципального образования.
Зонообразования создаются сроком на 20 лет, который продлению не подлежит. предпринимательской деятельности и/или эта деятельность не осуществляется ее резидентами.
Третья глава посвящена вопросам управления зонообразованиями соответствующими органами и их полномочиям.
Управление зонообразованиями в РФ возлагается на Федеральный уполномоченный Правительством РФ орган - Федеральное Агентство по управлению ОЭЗ (РосОЭЗ) и его территориальные органы соответствующих субъектов Федерации.
В четвертой главе ФЗ "Об ОЭЗ в РФ" регламентируется правовое положение резидентов зонообразования, начиная с определения статуса резидента соответствующей зоны, их регистрации, выдачи свидетельства о регистрации соответствующей предпринимательской деятельности и заканчивая установлением порядка осуществления этого вида деятельности, а также прав резидента при проведении контроля в ходе плановой комплексной проверки,
В последующих главах ФЗ "Об ОЭЗ в РФ" регламентируется содержание Соглашения о ведении предпринимательском деятельности в соответствующих ЗСП, порядок их заключения, проведения экспертизы проектной документации, изменения условий соглашения, прекращения и расторжения заключенных соглашений, их последствия.
Налоговый режим учрежденных ЗСП предполагает снижение ставки по социальному налогу на 50%, освобождение от налогов на имущество и транспорт на определенный срок по решению Правительства субъектов РФ.
Взаключительных главах ФЗ установлены гарантии резидентам ЗСП от неблагоприятного изменения законодательства РФ по налогам и сборам, порядок разрешения споров, возникающих из отношений, регулируемых данными ФЗ и заключительные положения, касающиеся того, что регламенты данных ФЗ не распространяются на отношения, регулируемые ФЗ, «Об особой экономической зоне в Калининградской области» и Ф3 «Об особой экономической зоне в Магаданской области».
1. Общая схема системы государственного регулирования процессов ЗСП и ее правовая основа.
Правовую основу регулирования процессов создания и развития ЗСП в российской экономике составляет система законодательно-нормативных актов, в наибольшей степени соответствующая федеративному устройству российского государства.
Основополагающим правовым актом в данном секторе российской экономики стал ФЗ "Об 073 в РФ" от 2005 с изменениями и дополнениями от 2006 г. (13).
Вторым нормативным актом является Постановление Правительства РФ, констатирующее решение о создании конкретной ЗСП на территории соответствующего субъекта Федерации и его муниципального образования. Это решение основывается на результатах конкурсного отбора заявок, составленных высшим органом исполнительной власти субъекта РФ совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. В заявке отражается характеристика социально-экономического положения субъекта Федерации и его муниципального образования, на территории которого предполагается создание ЗСП; стратегия их социально-экономического развития с указанием планируемого вклада предполагаемой ЗСП в реализацию этой стратегии; перечень и характеристика потенциальных резидентов ЗСП с указанием направлений их деятельности с приложением соответствующего проекта ЗСП и его технико-экономического обоснования.
Третьим нормативным документом, утвержденным ФЗ "Об ОЭЗ в РФ" является Соглашение, которое заключается в течение 30-ти дней со дня принятия решения о создании конкретной ЗСП между Правительством РФ, соответствующим субъектом Федерации и его муниципальным образованием.
Данное Соглашение устанавливает объем и сроки финансирования инфраструктурного обустройства за счет средств соответствующих бюджетов, план обустройства и его материально-техническое обеспечение, комплекс мероприятий перспективного плана развития ЗСП и порядок их финансирования.
Завершает законодательно-нормативный блок Положение о конкретной ЗСП, которое конкретизирует применительно к конкретным условиям требования и порядок функционирования ЗСП, его резидентов, порядок предоставления льгот по таможенному, налоговому, валютному, финансово-кредитному режимам, а также права и обязанности Администрации ЗСП, всех её участников.