Нетарифные методы государственного регулирования внешнеэкономических связей.

Нетарифные методы регулирования – это механизм регулирования внешнеторговой политики, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между гос-ми.

делят на 3 категории:

1.Прямые ограничения на экспортные и импортные операции: квант, лицензия.

В период резкого ухудшения состояния экономики, инфляции и различиц между внутренними и мировыми ценами гос-во в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов в первую очередь прибегает к административным инструментам, которые ограничивают экспорт и импорт, минуя механизмы спроса и предложения.

Эмбарго – наиболее жесткая торгово-политическая мера нетарифного регулирования. Запреты могут применяться как отдельными, так и несколькими гос-ми на основе международных согласований ООН.

Лицензирование – метод гос-го регулирования экспортно-импортных операций через разрешения, выдаваемые гос-ым органом. Перечень лицензируемых товаров утверждается Правительством РФ. Лицензии могут быть:

- Разовыми – выдается для осуществления экспортной операции по одному контракту до 12 текущих месяцев, начиная со дня выдачи лицензии.

- Генеральные – офрмляется на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара с указание его кол-ва и стоимости, без определения конкретного покупателя или продавца.

Квотирование – колличественное ограничение на ввоз-вывоз товара. Квота может устанавливаться в стоимостной форме, если цены на данный товар устойчивые. Часто устанавливаются на физическую массу или объем. Виды квот:

- Глобальные – применяются в отношении всех стран ввоза-вывоза

- индивидуальные – применяются в отношении отдельных стран или их групп.

- Сезонные – на ввоз с/х продукции в период пика ее произ-ва внутри страны

- Добровольные – соглашение между импортирующей и экспортирующей страной, заключенное по инициативе импортирующей страны.

2.Дополнительные специальные пошлины и налоги: антидемпинговая, компенсационные пошлины, импортные депозиты.

Применяются только тогда, когда ввоз товаров наносит ущерб отечественным производителям подобных товаров. Введению данных пошлин предшествует процедура специального расследования.

Антидемпинговые пошлины – вошли в практику как реакция на способность формирующихся монополий преодолевать таможенные барьеры за счет снижения цены. Эти пошлины применяют в размере 50-100% по большей части к импорту по ценам, которые могут быть признаны демпинговыми, а само расширение импорта- дезорганизующим местный рынок

Демпинг – незаконный метод конкурентной борьбы, пресекается на национальном и межстрановом уровне. Введение данной пошлины в дополнение к таможенному тарифу делает ввоз неэффективным.

Компенсационная пошлина.- устанавливается в случае ввоза на тажоженную территорию страны, товаров при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии гос-ва, если такой ввоз наносит ущерб отечественным призводителям.

Специальная пошлина – применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным товаропроизводителям подобных товаров. Сезонные пошлины

3.Специфические административные формальности: технические стандарты, таможенные формальности, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке.

Технические меры – это нетарифные ограничения, которые основаны на соблюдении национальных требований к техническим характеристикам товаров, специальных требований к качеству товаров, их соответствия санитарным, ветиринарным требованиям. Под техническими требованиями стоит так же понимать требования к упаковке, маркировке, заполнению инструкций на национальном языке

ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕЙ АПК

1.Особенности с-х – как отрасли и его структура.

Отрасль –это часть сферы производства, отличающаяся составом продукции, применяемыми технологиями, профессиональным составом рабочей силы, особенностями организации производства.

АПК – совокупность отраслй народного хозяйства, занятых производством, переработкой, хранением и доведением до потребителя сельскохозяйственной продукции.

Гл. задача комплекса – max удовлетворение потребностей насления в продуктах питания и товарах народного потребления.

Наиболее распространенной является след.структура:

1) Фондообразующие (фондопроизводящие) отрасли: Тракторное машиностроение, машиностроение для животноводства, химическая промышленность, микробиологичская промышленность.

2) Сельское хозяйство (комплексообразующая отрасль): *растениеводство, *животноводство

3) Сфера хранения, переработки, доведение продукции до потребителя: Заготовка, транспортировка, складское хозяйство, перерабатывающее производство

В зависимости от связи этих отраслей в с\х, отрасли можно разделить на группы:

1. отрасли первичной переработки (сахарная, льняная, маслобойная, переработка овощей). Размещаются вблизи районов производства с\х сырья

2. отрасли пищевой промышленности (молочная, мясная, рыбная, кондитерская, общ. Питания, детск. Питания.)

В отдельную сферу, не имеющую явную отраслевую принадлежность, выделяют – производственную и социальную инфраструктуру.

Производственная – это отрасли, обеспечивающие нормальное функционирование средств производства, и способность сохранения их работоспособности в течение длительного промежутка времени: 1) Транспорт производственного назначения, 2) Холодильное производство, 3) Ветеринарные службы, 4) Служба защиты растений, 5) Связь всех видов.

Социальная – это часть производственных сил общества, которые направлены на создание необходимых условий для нормального функционирования работников: *ЖКХ, *Мед. Обслуживания, *Детские дошкольные учреждения, *Службы охраны труда, *Санитарные учреждения

Особенности с\х как отрасли:

1. в качестве главного средства производства выступает земля. Процесс труда и создание продукции непосредственно связан с качеством земли и характером её использования.

2. использование биологических срдств труда, т.е. животных организмов, что предполагает непременный учет биологических законов и развития.

3. зависимость от почвенно-климатических условий

4. сезонность.

5. длительность производственного цикл в большинстве сельскохозяйственных отраслей не позволяет быстро увеличивать или сокращать объем производства в соответствии с рыночной инфраструктурой.

6. ранок с\х по своим характеристикам близок к рынку чистой конкуренции.

Проблемы в России:

1) валовой сбор зерна в росии позволяет обеспечить не только свои потребности но и поддерживать относительно высокий экспорт зерна

2) в тоже время мы закупаем зерно. приимущ. твердых сортов, которые либо ограничены либо невозможны из за погодных условий

3) большая часть с/х продукции производится на с/х предприятиях

4) сохраняется тенденция уменьшения поголовья скота

5) большая часть жив. продукции за исключением молока и яиц в ЛПХ – личные подсобные хозяйства.

В Кировской обл: уменьшение посевных, поголовья скота при одновременном росте урожайности и продуктивности.

Основные проблемы: 1) сокращение и старение машинно-транспортного парка, 2) низкий уровень применения удобрений, средств защиты, 3) большое кол-во убыточных п/п, 4) более половины – ЛПХ, 5) процесс уменьшение поголовья скота продолжается, 6) ухуд.соц.сферы

Меры: 1) льгот. кредитование на приобретение техники, строительство жив. помещений; 2) создание и развитие системы потребкооперации; 3) выплата подъемных специалистам; 4) привлечение инвесторов; 5) совреш. кадров; 6) расширение применение совр.технологий


2. Свойства особенности и показатели исп.земли – как основного фактора пр-ва в с-х.

Земля как фактор производства включается в капитал предприятия и относится к недвижимому имуществу.

Гл. свойство земли как фактора производства – плодородие в баллах Бонитета. Кир. Обл. – 43 балла.

Как природный ресурс земля имеет ряд специфических особенностей:

*Земля является предметом фактического бессрочного пользования при условии норм.эксплуатации ее как ресурса;

*Земля невоспроизводима трудом количество земель ограничено и как следствие совершен.неэластичность площади земли;

*Земельные участки значительно различающихся по качеству и следовательно по разному реагируют на одни и те же вложения труда и средств;

*Земля м.б. использована на разл. цели

В экономике выделяют 3 вида плодородия: 1) естественные (природн.); 2) искусственные (создаются человеком в процессе улучш. земли); 3) экономическое – это средство естеств. и искусственного плодородия кот. характеризует качество земли как природного ресурса.

В любой стране земля рассматривается как национальное достояние, поэтому ее использование охраняется и регламентируется законодательством по охране земли (земельный кодекс) 2001г. с с этой целью происходит их мониторинг.

Информация о состоянии земель отражается в земельн. кодастре, кот. необходима для эффективного использования и охране земли, а также для определения уровня налогообложения собственников земельных угодий.

Земельный рынок, как рынок фактора производства ограничен, специфичен и является объектом гос. Регулирования и контроля.

Одна из особенностей земельного рынка связана с тем, что земля недвижима и предложение её неэластично, не реагирует на повышение цены. Т.О. на земельном рынке преобладает рентный тип ценообразования, зависящий от изменения спроса на землю.

Рента – важное понятие для земельного рынка – это разница между платой за услугаи есурса и минимальными затратами, кот. Требуются, чтобы побудить владельца ресурса предложить его услуги на рынке.

Экономич. Рента – выигрыш по сравнению с альтернативной стоимостью предложения данного ресурса.

Цена земли = годовая рента / рыночная ставка ссудного % в десятичной дроби

1. на земельном рынке отсутствует единая цена, т.е. разница в земельной ренте является не исключением. Как на др. рынках, а правилом.

2. ни один из пользователей, за искл. с/х товаропроизводителей не заинтересован в плодородии земли

3. основным фактором, влияющим на ренту, уплач. Не с/х товаропроизводителем, явл-ся преимущество в её местоположении.

Законодательство началось в 1990 году с применением закона о земельной реформе.

ЗК РФ от 10.10.2010 выделяет 7 категорий земель по целевому назначению:

1. с/х назначений

2. поселений

3. промышленности, энергетики, транспорта

4. земли особо охраняемых территорий и объектов

5. земли лесного фонда

6. водного фонда

7. земли запаса

Земли с/х назначения: Пашня, Сенокосы, Пастбища, Залежи (не исп. Более 1 года), Многолетние насаждения (сады, ягодники, виноградники)

ЗК РФ предусматривает след. Виды собственности на землю:

1. Собственность на землю гражданских и юридических лиц

2. Государственная собственность на землю

3. Федеральная собственность на землю

4. Собственность на землю субъектов федерации

5. Имущественная собственность

Объектом купли-продажи м.б. только земельные участники, прошедшие кадастровый учет.

Использование земли в РФ является платным. Форма платы земельный налог .Показатели экономической эффективности использования земли:

Наши рекомендации