Требования к содержанию курсовой работы
Курсовая работа представляет собой небольшое самостоятельное научное исследование студента на выбранную и согласованную с преподавателем тему. В работе на базе изученного теоретического материала (глава 1) производится анализ существующего состояния объекта, выявляются основные проблемы, связанные с его развитием (глава 2), и даются рекомендации по решению выявленных проблем и/или самостоятельно разработанный студентом прогноз (глава 3). Таким образом, основными критериями оценки курсовой работы являются наличие собственного вклада студента в разработку тему, а также теоретическая и логическая обоснованность самостоятельно сделанных выводов. При этом обобщение материала литературных источников не может рассматриваться в качестве самостоятельного вклада.
Курсовая работа состоит из следующих структурных частей: введение, три главы (основная часть), заключение, список используемой литературы. Объем каждого структурного элемента основной части текста работы должен находиться в правильной пропорции с остальными элементами. В работе необходимо наличие статистических данных за предшествующий период или текущий год. Курсовая должна содержать рисунки и таблицы. После каждой таблицы необходимо провести анализ данных.
Общий объем курсовой работы должен включать не менее 25 машинописных страниц через 1,5 интервала (27-30 строк на странице, 60-66 знаков в строке, шрифт Times New Roman 14) с соблюдением установленных размеров отступа от края листа (левое поле – 30 мм; правое поле – 10 мм; верхнее и нижнее поля – по 20 мм).
В конце каждой главы курсовой работы необходимо вкратце привести основные существенные выводы, сделанные автором в результате написания главы. Не допускается сплошное цитирование использованных источников. В работе могут содержаться выдержки из того или иного текста, но они должны быть конкретными и достаточно краткими. Основной текст курсовой работы должен быть написан студентом самостоятельно. Результаты обобщения не должны противоречить материалам использованных источников. Так, например, если в различных источниках содержатся несовпадающие точки зрения, то их нельзя просто изложить в курсовой работе. Имеющееся противоречие нужно отметить и проанализировать, сделав соответствующий вывод (например, об отсутствии окончательного решения того или иного вопроса, или об ошибке одного из авторов).
Все главы и параграфы курсовой работы должны иметь название. Очень важно, чтобы названия разделов соответствовало их содержанию, а в самой работе были последовательно реализованы все заявленные цели и задачи курсовой работы. Не допускается наличие в курсовой работе параграфов объемом менее 3 страниц, а глав – менее 5 страниц. Рекомендуемые минимальный объем параграфов и глав курсовой работы приведен в таблице.
Таблица
Рекомендуемые требования к объему курсовой работы
Название структурного элемента курсовой работы | Объем структурного элемента курсовой работы, страниц |
Введение | 2-3 |
Глава 1 | 8-11 |
Объем параграфов | |
- при разбивке главы на 2 параграфа | 4-6 |
- при разбивке главы на 3 параграфа | 3-5 |
Глава 2 | 7-10 |
Объем параграфов | |
- при разбивке главы на 2 параграфа | 3-5 |
- при разбивке главы на 3 параграфа | 3-4 |
Глава 3 | 5-7 |
Объем параграфов | |
- при разбивке главы на 2 параграфа | 5-7 |
- при разбивке главы на 3 параграфа | 3-4 |
Заключение | 1-2 |
Список используемой литературы | 1-2 |
В тексте курсовой работы не допускается употреблять обороты разговорной речи, профессионализмы. Нельзя использовать иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов на русском языке, применять произвольные словообразования и сокращения слов, кроме установленных правилами орфографии.
Разработка рабочего плана
Прежде чем составлять содержание курсовой работы и приступить к написанию основной части, необходимо разработать рабочий план работы, то есть план изложения результатов исследования. Составляя проект плана, студент должен сначала внимательно ознакомиться с подобранной литературой, обратить внимание на формулировки вопросов, структуру изложения той или иной проблемы, на степень проработанности каждой темы. При составлении рабочего плана следует стремиться к тому, чтобы в нём оптимально сочеталось изложение как общетеоретических вопросов (основные принципы и закономерности исследуемой экономической проблемы), так и
вопросов прикладных (исследование конкретных ситуаций – применительно к отдельной стране, этапу экономического развития, конкретному рынку, предприятию и т.п.). Следует учитывать, что предлагаемые темы ориентированы на раскрытие студентом современного состояния экономической теории, и это должно найти своё отражение в рабочем плане. Важную роль играет логика изложения и взаимосвязь разделов курсовой работы, то есть не только правильное цельное изложение темы, но и обоснованный переход от одного раздела к другому. Таким образом, общим принципом построения рабочего плана является последовательный переход от общего к частному. Проблема сначала рассматривается в целом (почему проблема возникает, какие имеются трудности при её решении, какие существовали подходы к её решению, на каких общих положениях макроэкономической теории должно основываться её решение), а затем детально анализируются методы и формы решения проблемы. Составление рабочего плана курсовой работы и его постепенное улучшение отражают процесс самостоятельного изучения студентами соответствующей экономической литературы.
Ниже приведено краткое содержание курсовых работ по некоторым темам из предложенного списка. Данные носят рекомендательный характер.
В методичке приведено достаточно много примеров, но хотелось бы их ВСЕ оставить, поскольку студенты задают множество вопросов именно по этим разделам и направлениям.
Человеческий капитал и его роль в развитии экономики.
1. Сущность человеческого капитала.
2. Анализ роли человеческого капитала и предприимчивости
в современном производстве.
3. Основные проблемы формирования человеческого капитала в России.
Убыточные предприятия и институт банкротства в экономике России.
1. Понятие, сущность и функции банкротства.
2. Анализ нормативно-правового регулирования процедур банкротства в РФ.
3. Рекомендации по финансовому оздоровлению предприятий РФ.
Антимонопольное регулирование в экономике России: сущность, направления, результаты.
1. Сущность, факторы и формы проявления монополизма в национальной экономике.
2. Особенности монополизации экономики России.
3. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в России.
Формирование рынка труда в РФ: задачи, особенности, инфраструктура.
1. Теоретические основы анализа рынка труда. Его сущность и виды.
2. Формирование спроса и предложения на рынке труда.
3. Основные направления государственного регулирования рынка труда в России.
Платежный баланс экономики России за последние 10 лет: его состояние и оценка.
1. Содержание платежного баланса.
2. Состояние платежного баланса РФ и источники финансирования отрицательного сальдо.
3. Пути повышения качества платежного баланса.
Безработица в России: причины и формы.
1. Безработица: сущность, виды, причины возникновения.
2. Характеристика и особенности официальной и скрытой безработицы в России.
3. Последствия безработицы и пути ее преодоления в России.
Антиинфляционная политика России в условиях мирового финансового кризиса 2008-2010гг.
1. Содержание инфляции как формы макроэкономического неравновесия.
2. Анализ инфляционных процессов в России.
3. Основные факторы и методы подавления инфляционных тенденций.
Налогово-бюджетное регулирование в экономике России.
1. Содержание и принципы налоговой системы современного государства.
2. Эффективность налоговой системы и ее роль в системе государственного управления.
3. Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы России.
Особенности развития кредитно-банковской системы РФ.
1. Общая характеристика денежно-кредитной системы.
2. Влияние денежно-кредитной системы на экономический рост.
3. Совершенствование денежно-кредитной системы в современных условиях.
Особенности формирования и развития инновационной системы в России.
1. Содержание и факторы инновационного развития национальной экономики.
2. Основные предпосылки формирования модели инновационного развития в России.
3. Проблемы инновационного развития национальной экономики России.
Введение
Введение - это небольшой по объему, четко структурированный раздел, в котором необходимо ясно и четко изложить основные аспекты своей работы. Во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы, её важность для решения экономических проблем, сформулировать цель работы и задачи, подлежащие решению в процессе написания курсовой работы, а также определяются объект и предмет исследования.
Актуальность исследования. Обозначив тему работы (например, данная работа посвящена изучению …, рассмотрению …, анализу, созданию, определению), необходимо аргументировать, в силу чего именно эта проблема значима для исследования. Актуальность изучаемой темы раскрывается в следующих аспектах: объективной и субъективной необходимости ее исследования в современных условиях и применительно к конкретному реальному объекту в стране, регионе, сфере деятельности или области научных знаний; степени научной ее проработанности в трудах ученых и сути самой проблемности, противоречивости этой темы, требующей решения в сложившейся ситуации; значении, роли предмета исследования и влиянии его на состояние в стране, регионе, конкретной сфере деятельности или области научных знаний. Завершить данную часть раздела можно следующим образом: Актуальность темы курсовой работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.
Цель курсовой работы. Цель – это результат, который должен быть получен в процессе написания курсовой, в общем цель соответствует названию самой темы работы или ее содержанию. Формулировка цели курсовой работы заключается в решении проблемной ситуации путем ее анализа, выявления закономерностей, тенденций, недостатков и разработке конкретных рекомендаций. Так, целью работы дисциплины является разработка мероприятий, направленных на повышение результативности деятельности объекта. Например, цель работы – разработать комплекс мероприятий по совершенствованию денежно-кредитной системы в современных условиях Российской Федерации. Или, к примеру, изучение состояния экономики в переходный период и нахождение единого подхода (модели) для преодоления проблем трансформационного периода в экономике России.
Задачи исследования.Для достижения поставленной цели необходимо решить определенные задачи. Формулировка задач осуществляется на основе содержания параграфов курсовой работе. Задачи раскрываются в форме перечисления таких "ключевых" слов как проанализировать, выявить, изучить, определить, описать, установить, показать, выяснить, разработать, обобщить, внедрить и т.п., а их количество равно количеству параграфов. Например, название параграфа первой главы «Сущность валютной политики государства». Соответствующая ему задача – определить сущность валютной политики государства. Название параграфа второй главы – «Анализ курса рубля в 2012 году». Соответствующая ему задача – провести анализ изменения курса рубля в 2012 году.
Объект и предмет исследования. Под объектом исследования понимается то явление (процесс), которое создает изучаемую автором проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя. Основным отличием предмета исследования от объекта исследований является то, что предмет исследования является частью объекта исследования. То есть под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта. Текстуально, предмет исследования обычно близок к теме и цели работы. Тем не менее, в отличие от названия и цели работы, предмет работы - это описание в профессиональных терминах того содержания, которое рассматривается в работе автора. Объект исследования – это то явление, факт, событие, отношение и т.п., о котором в курсовой работе пойдет речь и которое будет в ней обсуждаться, анализироваться; предмет исследования – это то, что необходимо сделать в курсовой работе для того, чтобы указанные выше явление, факт, событие, отношение и т.п. были исследованы и оценены. Например, объектом исследования могут являться предприятия малого бизнеса и среднего бизнеса, а предметом исследования - экономические отношения, возникающие в процессе планирования и организации субъектов малого и среднего бизнеса. Например, по теме «Современные тенденции развития банковского сектора в России» объектом исследования является банковский сектор в России, а предметом – процессы развития банковского сектора в экономическом пространстве страны. По теме «Неокейнсианское направление в экономической теории» объектом исследования являются труды экономистов неокейнсианского направления, а также сочинения отечественных и зарубежных исследователей, содержащие анализ и оценки неокейнсианского экономического учения, предметом – совокупность теоретико-методологических и практических идей в учении неокейнсианцев. По теме «Особенности развития финансового рынка в России в начале ХХI века» объектом является финансовый рынок в России и деятельность финансово-кредитных учреждений, предметом – развитие финансового рынка в России в начале XXI века. По теме «Стратегия взаимодействия государства и бизнеса» объектом являются формы экономического взаимодействия между государством и бизнесом, предметом – экономические отношения, складывающиеся между государством и бизнесом. По теме «Причины образования и особенности регулирования естественных монополий» объектом выступают естественно-монопольные рынки, предметом – государственные и рыночные механизмы регулирования естественно-монопольного рынка.
Подготовка введения осуществляется после написания основной части курсовой работы (трех глав).
Первая глава
В первой главе необходимо изложить теоретические основы, концепции и принципы, которые позволят решить поставленные задачи, а также дать определения важнейших экономических понятий, категорий, изучаемых в курсовой работе. В этой части курсовой работы, как правило, производится критический обзор современного состояния и освещения исследуемой проблемы в литературных источниках; обобщаются и оцениваются точки зрения различных авторов по этой проблеме; приводятся, используемые в работе методы решения намеченных исследовательских задач; изучается экономическая сущность исследуемого явления, его генезис, эволюция, виды, классификации. В одном из параграфов первого раздела допускается рассмотрение передового отечественного и зарубежного опыта, а также специфики изучаемого процесса (явления) в конкретных условиях места и времени. В конце каждой главы необходимо делать выводы.
Особое внимание следует обратить на критическое осмысление излагаемого теоретического материала. В экономической теории, в частности, в макроэкономике, часто существуют различные точки зрения по определенным вопросам. Это должно быть отражено в курсовой работе. Автор курсовой на основе сравнения и сопоставления различных точек зрения должен обосновать свой собственный подход к решению рассматриваемых проблем. Он может либо согласиться с одним из исследователей, либо высказать свое собственное мнение. Однако в любом случае позиция автора курсовой работы должна быть четко обоснованной. Например, исследователь В.В. Архипов понимает под инфляцией снижение покупательной способности денег, их обесценение [4, с.68]. Исследователь А.А. Петров считает, что инфляция – это процесс обесценивания бумажных денег, падение их покупательной способности вследствие чрезмерного выпуска (эмиссии) или сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег [8, с.115]. По мнению автора, следует согласиться с мнением В.В. Петрова, так как …
Следует избегать излишне абстрактного изложения теоретического материала. Экономика всегда имеет дело с количественными показателями, поэтому необходимо отразить, какие именно показатели характеризуют исследуемый процесс.
Вторая глава
Во второй главе требуется провести анализ состояния исследуемого явления или процесса. Результатами анализа могут служить основные проблемы, подлежащие решению, основные направления, тенденции развития объекта, динамика изменения рассматриваемых экономических явлений, процессов, влияние исследуемого явления на финансы предприятия, государства. При выявлении определенной тенденции необходимо попытаться объяснить причины выявленных явлений.
В аналитической части раскрываются конкретные методы решения той или иной экономической проблемы (государственного регулирования, ценообразования, приватизации и т.д.), которые должны быть проиллюстрированы соответствующими примерами, цифрами. В связи с этим в данной главе обязательно наличие таблиц и рисунков, отражающих основные положения приведенного анализа. Особое внимание следует обратить на то, что анализ не должен превращаться в простое описание существующего состояния объекта. В отличие от описания анализ предполагает сравнение и сопоставление деятельности рассматриваемого объекта с другими объектами, выявление основных тенденций и направлений развития, самостоятельную формулировку существующих экономических, организационных, финансовых и иных проблем. Например, можно провести анализ формирования и исполнения бюджета на основе сопоставления статистических данных последних трех лет. Другой вариант – сравнительный анализ инновационной деятельности России и одной из стран Европы.
Анализ осуществляется студентом самостоятельно на основании последних статистических данных, заимствованных из литературы. Наиболее полный объем статистической информации по всем вопросам социально-экономической жизни России представлен в официальном издании Госкомстата «Российский статистический ежегодник».
Следует учитывать, что возможны различные подходы к написанию этой части курсовой работы. Если тема достаточно обширна (например, о ценообразовании, государственном регулировании экономики, проблемах государственного долга и т.п.), то в содержании могут быть отражены только некоторые из наиболее существенных вопросов, но они должны быть раскрыты полностью (например, все факторы, формирующие цену на рынке товаров при ценообразовании). Возможен и другой подход: излагаются все вопросы, раскрывающие тему, но главное внимание при этом уделяется их взаимосвязи и сравнительному анализу (например, как связаны между собой рента, ссудный процент и прибыль, и какой из этих показателей играет ведущую роль в рыночной экономике).
В большинстве тем предусматривается рассмотрение вопросов применительно к условиям России. В тех случаях, когда название темы не содержит "привязки" к российским условиям, следует включать соответствующий материал в заключительный раздел аналитической части.
Третья глава
В третьей главе на основе выполненного анализа студент предлагает практические рекомендации и конкретные решения, направленные на совершенствование изучаемых процессов и явлений. Рекомендации должны быть конкретными и вытекать из результатов предыдущего анализа. Можно самостоятельно разработать прогноз развития исследуемого объекта. Допускается использование существующих прогнозов, сделанных другими специалистами, но с обязательным уточнением отдельных положений прогноза самим автором курсовой работы. Например, Исследователь А.А. Васильков полагает, что импорт России к 2012 году увеличится на 10% по сравнению с 2011 годом [6, с.54]. По мнению автора, данный прогноз представляется не вполне обоснованным, поскольку…
Заключение
Заключение резюмирует содержание курсовой работы и позволяет кратко, но с логической последовательностью изложить весь ход исследования, промежуточные результаты и выводы с тем, чтобы обобщить их и дать объективную, научно-обоснованную оценку полученных результатов. Заключение может быть составлено путем сведения воедино всех выводов, сделанных в процессе написания отдельных глав работы.
В заключении, так же как и во введении, не допускается наличие таблиц, рисунков, графиков, цитат и ссылок на литературу. Например, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы…