Введение 12 страница

Протекционизм существует как внутренний и внешний. Внутренний протекционизм означает создание условий для развития отечественного производства (налоговые льготы, финансовая и кредитная помощь производству, обеспечение свободного перемещения внутри страны товаров, труда, капитала). Внешний протекционизм представляет собой ограничение проникновения иностранного капитала в экономику страны при одновременном создании условий для проникновения отечественного капитала в экономику других стран. При осуществлении социально-экономической политики протекционизма поддерживается производство наиболее конкурентоспособных товаров для мирового рынка. Характерен пример такой политики в современном Китае, Южной Корее и других. Современная политика протекционизма существует почти во всех странах мира. Обычно политика протекционизма применяется группой стран, а не отдельными странами (например, существующий в настоящее время Европейский Союз).

Фритредерство представляет собой такой вид социально-экономической политики государства, когда государство стремится не вмешиваться в частнопредпринимательскую деятельность. Исторически этот вид политики зародился в Великобритании в конце 18 века, что было связано с началом промышленного переворота. Фритредерство как вид социально-экономической политики предполагает отмену или значительное снижение таможенных пошлин на многие товары, отмену законодательных протекционистских ограничений. Неприемлемость фритредерства доказывал Дж. Кейнс. Но в реальности и в настоящее время некоторые принципы такой политики осуществляются странами, особенно в рамках относительно замкнутых экономических союзов стран как способ конкурентной борьбы со странами, не входящими в тот или иной союз стран.

В начале 90-х годов ХХ века в России начала осуществляться социально-экономическая политика монетаризма. Сам термин «монетаризм» введен в 1968 году Карлом Брюнером, но получил широкое распространение благодаря трудам М.Фридмана. Суть этой политики определяется тем, что количество денег существенно влияет на хозяйственную активность, уровень цен в стране. Поэтому задачей монетаристской политики является регулирование темпов роста денежной массы в стране. Правительство Е.Гайдара в начале 90-х гг. в России проводило именно такую государственную политику. В других странах мира монетаристская политика применялась (но не в чистом виде, как в России) в 30-е годы ХХ века (например, в США, Германии). После 2-ой Мировой войны Международный валютный фонд (МВФ) стал главным центром, пропагандирующим и поддерживающим монетаристскую политику. Россия стала активно проводить такую политику, поскольку заимствовала деньги в ВМФ. За короткий срок страна сократила денежную массу на 70-80%. Но ни к чему хорошему в национальной экономике это не привело. Результатом монетаристской политики стал глубокий системный кризис национальной экономики, резко выросла инфляция.

В противовес монетаристской государственной политике в мире в конце ХХ века увеличилось число сторонников кейнсианской социально-экономической политики. Суть таких изменений ориентации социально-экономической политики состоит в следующем: меняется соотношение сбережений и инвестиций. Если монетаристская политика основана на том, что сбережения – это собака, виляющая хвостом инвестиций, то кейнсианская политика ориентируется на то, что инвестиции – это собака, виляющая хвостом сбережений. Иначе говоря, в кейнсианской социально-экономической политике на первое место по значимости ставятся инвестиции, а не сами по себе сбережения. В чистом виде ни монетаристской, ни кейнсианской социально-экономической политики не проводит ни одна страна мира. От монетаристской политики Россия отказалась. Страна отказалась от надзора за своим социально-экономическим поведением со стороны МВФ, выплачиваются внешние долги, что ослабляет зависимость национальной экономики от внешних заимствований, меняет отношение к ней других стран мира. Но страна пока зависит от внешней конъюнктуры. В настоящее время в России недоиспользуется труд и капитал, существует недостаток покупательского спроса, мало налоговых поступлений. Неактивно кредитуются крупные предприятия. Продолжающаяся приватизация не улучшает использование объектов собственности, не ведет к росту эффективности реальной экономики.

В таких условиях формируется социально-экономическая политика страны, ориентированная на качественные позитивные изменения жизни населения. Социально-экономическая политика государства в России имеет такие характеристики:

· опережающее развитие перерабатывающих отраслей производства по сравнению с добывающими отраслями. Предполагается, что доля добывающих отраслей в структуре промышленного производства страны в 2008 году будет равняться 45,7% (по сравнению с 50,4% в 2000 году). Доля же обрабатывающих отраслей увеличится с 49,6% до 54,3% в 2008 году. Если эти ориентиры будут достигнуты, что должны произойти в отечественной социально-экономической жизни значительные положительные изменения, связанные с ростом занятости населения, направлениями инвестиций, развитием переработки сырья и проч. Но результаты такого изменения структуры промышленности появятся только через 5-8 лет, поскольку нужно закупить или произвести оборудование, технологии, расширить производство. Поэтому в краткосрочном периоде социально-экономическая политика должна, в основном, ориентироваться на рост затрат. Результаты же появятся позже;

· обеспечение роста предпринимательской активности путем изменения бюрократических действий, уменьшения доли нелегального оборота в экономике, создав возможность свободного доступа к информации, ресурсам. Это должно базироваться на развитии институтов и инфраструктуры в соответствии с потребностями предпринимателей и потребителей продукции;

· формирование управления рисками в социально-экономических процессах, что достигается развитием разветвленной сети страхования. Страхование должно основываться на принципе добровольности, а не принудительности страховых платежей (что нередко выступает формой государственного рэкета);

· повышение удельного веса производства наукоемкой продукции, что обеспечит усиление внимания к применению на производстве достижений научно-технического прогресса. В стране пока нет реальной стратегии научно-технического прогресса и развития науки. Численность научных работников по сравнению с началом 90-х годов ХХ века сократилась в 2 раза. Затраты на научные гражданские исследования составляют 0,8% ВВП (для сравнения укажем, что в Японии они составляют 2,8%, в Германии – 2,4%, в США – 2,3%). Предприниматели же склонны применять дешевый ручной труд, а не внедрять научно-технические новшества. Именно поэтому государство активно стремится реализовать Программу инновационного развития экономики;

· развитие конкурентной среды, сокращение воздействия монополизма на социально-экономические процессы страны, что может быть осуществлено только при упрощении осуществления антимонопольных мер. Пока же ослаблен контроль осуществления антимонопольных мер, что не способствует росту конкуренции, ее влияния на макроэкономические процессы;

· должно усилиться организующее воздействие государства на формирование и осуществление социально-экономической политики: условия существования субъектов хозяйствования национальной экономики должны быть предсказуемы, не меняться неожиданно и часто; принятые программы реформирования естественных монополий, приватизации, финансовые планы необходимо исполнять, корректируя при необходимости, но не отвергать, не исполняя;

· создание четкой системы среднесрочного планирования макроэкономических процессов, формирование системы индикативного планирования деятельности всех хозяйствующих субъектов национальной экономики, в том числе деятельности государства, оцениваемой по определенным индикаторам.

В социально-экономической политике российского государства много неудачно намечаемых процессов. Поэтому эта политика должна корректироваться. Прежде всего, необходимо четко ориентировать политику на обеспечение роста качества жизни, создание условий современного человеческого развития. Не совсем удачной является проводимая приватизация объектов государственной собственности. Во-первых, опыт показывает, что нецелесообразно в современных условиях резко сокращать количество объектов государственной собственности, поскольку снижаются, таким образом, возможности влияния на национальную экономику. Во-вторых, целесообразно осуществлять реструктуризацию таких объектов и развивать организацию их использования, применяя механизмы аренды, лизинга и проч. В-третьих, больше внимания нужно уделить развитию системы государственного предпринимательства, в том числе применению государственных заказов, концессий.

Государство на рынке является крупнейшим закупщиком товаров, которые используются для нужд государственного управления, обеспечения национальной безопасности, населения. Конкурсное осуществление таких заказов сокращает возможности теневой экономики. Поэтому важно развитие такого конкурсного размещения заказов государства. Кроме того, государство должно в срок оплачивать такие заказы по мере их исполнения, не задерживая передачу денег, не создавая новые виды неплатежей и сложности в хозяйственной жизни исполнителей государственных заказов. Государственные заказы – это стабильный рынок, предсказуемые цена и доходы производителей. Этот же заказ позволяет развивать планирование хозяйственной деятельности национальной экономики. В экономике городов, поселков именно государственный заказ мог бы способствовать развитию современных плановых начал государственного управления.

Государственная социально-экономическая политика предназначена, прежде всего, для обеспечения современного качества жизни населения. Как справедливо отметила Н.Римашевская, появились две России – две расходящиеся в разные стороны ветви населения. Они резко отличаются размером доходов, своим социальным и экономическим поведением, жизненными предпочтениями и ориентацией. Поэтому, когда статистика приводит данные по среднему уровню доходов, расходов и прочее, то это совершенно не отражает реального социально-экономического положения в стране и не позволяет находить вектор государственной политики. Дело в том, что реально существуют в России два резко отличающихся уровня жизни со своими уровнями доходов, два различных по качеству и ассортименту товаров потребительских рынка. Представители этих социально-экономических ветвей плохо понимают нужды и запросы друг друга. Для одних жизненно важна ликвидация неплатежей, задолженности по нищенской заработной плате (кстати, задолженность по заработной плате растет в частном бизнесе; жесткие требования со стороны Международной организации труда влияет на некоторое сокращение этой задолженности, и действия правительства). Для других важно обеспечение развития крупного бизнеса и прибыльное инвестирование крупных капиталов. Социально-экономическая политика государства должна соединить такие интересы, обеспечить реализацию их и создать условия для общего роста качества жизни, человеческого развития населения страны в целом.

Важным ориентиром социально-экономической политики российского государства является борьба с бедностью в ее самых примитивных формах (низкий уровень доходов, низкий уровень потребления, невозможность из-за этого получить доступ ко многим благам цивилизации, которыми уже располагает национальная экономика). Бедность в России проявляется в нехватке самых необходимых товаров и услуг у той группы населения, которая получает низкие доходы. В стране широко развито натуральное производство, которое помогает снизить уровень бедности этой категории людей. Иначе говоря, современное представление современной экономической науки о бедности должно быть скорректировано на реалии страны. Качественные изменения в потребительском поведении людей, имеющих высокие доходы, также должно отражаться в социально-экономической политике государства. Не может быть ее единого направления. Население с высокими доходами ориентируется не на выживание, а на получение качественного образования, здравоохранения, выше современных стандартов государства, профессиональный рост и т.д. В руках населения с высокими доходами концентрируется преобладающая часть дополнительных благ. Люди с доходами ниже минимального потребительского бюджета составляют в большинстве регионов страны более половины населения. Пока часть экономики Россия может характеризоваться как экономика бедности. В рамках этой парадигмы необходимо формировать социально-экономическую политику страны на прогнозируемый период, используя при этом имеющийся в стране «потенциал экономической надежды».

Задачей государства на перспективу в России является создание социально-интегрированного общества. Это означает сокращение разрыва между уровнями доходов и расходов разных слоев населения страны, увеличивая доходы бедных. Обязательным является развитие достаточной социальной инфраструктуры, чтобы ее услугами могло пользоваться все население. Рынок эти проблемы никогда не решит. Только регулирующая роль государства способна обеспечить создание таких условий. Россия имеет серьезные предпосылки для развития социально-интегрированного общества. Эти предпосылки состоят в следующем. Во-первых, хорошо, что механизмы социальной поддержки и социальной защиты населения пока еще не полностью ликвидированы в стране и не заменены механизмами социальной конкуренции. Они развиваются на ряде предприятий, регионы стремятся оказывать такую поддержку населению. Во-вторых, имеющиеся у основной массы населения довольно высокие и качественные знания, сохранившийся интеллект позволяют развивать производство на новых научно-технических началах, иметь высокие современные потребности. Информационные технологии активно осваиваются населением, что позволяет прогнозировать их использование при небольших трансакционных издержках освоения. Отечественная наука отличается тем, что масштабы ее развития охватывают все территории, все области знания. Управление наукой в России централизованно, что позволяет решать многие сложные проблемы с небольшими затратами. В-третьих, мобильность институциональной структуры экономики позволяет обеспечивать развитие адекватных институтов, необходимых для удовлетворения социальных и экономических потребностей всех слоев населения.

Среди приоритетов национальной экономики социальные приоритеты оказываются все более значимы, поскольку они формируют интерес развития науки, современного производства, информационных технологий и т.д. Распределение функций обеспечения этих приоритетов между воздействием частного капитала и государственного управления оказывается в пользу государственного воздействия, государственной социально-экономической политики.

Лекция 9. Национальная экономика в системе мирохозяйственных связей

9.1 Факторы, влияющие на международные позиции национальной экономики

Мирохозяйственная система существует как взаимодействие национальных экономик. От вида этих экономик, от степени их развитости, от активности взаимодействия и организации их функционирования зависят характеристики мировой хозяйственной системы. Всякая национальная экономика является составной частью мировой системы, поскольку международное разделение труда формирует кооперирование между странами. Ни одна страна мира не может успешно развиваться только на основе внутрихозяйственного потенциала. Состояние национальной экономики все в большей степени определяется масштабами участия этой экономики в международном разделении труда, общемировым научно-техническим и технологическим прогрессом, общим состоянием ресурсов Земли.

Международные позиции национальной экономики определяется многими факторами. Все факторы взаимосвязаны, в отдельности не оказывают на национальную экономику такого воздействия, как в единстве. Здесь формируется и проявляется синергетический эффект единого воздействия различных факторов на мирохозяйственное поведение, положение национальной экономики. Эти факторы можно классифицировать по таким признакам: 1) факторы интернационализации, интеграции национальных экономик; 2) факторы глобализации взаимодействия национальных экономик на мировом уровне; 3) факторы уровня развития каждой национальной экономики, экономической мощи каждой страны. Такая система факторов конкретизируется по каждой их группе. Влияние этих групп факторов специфично на положение и поведение каждой национальной экономики в мирохозяйственных процессах.

Интернационализация и интеграция национальных экономики представляет собой процесс включения каждой национальной экономики, ее отдельных хозяйственных процессов в мировые экономические отношения. Интернационализация национальных экономик представляет собой процесс переплетения и объединения национальных капиталов, других национальных факторов производства. Объективной основой интернационализации национальных экономик составляет углубление международного разделения труда, усиление кооперации стран, интернационализация производства. Формой интернационализации национальных экономик является их интеграция. Интернационализация и интеграция национальных экономик осуществляются как единый процесс. Их влияние на положение национальных экономик в мирохозяйственной системе практически разделить невозможно. Интеграция национальных экономик формируется потому, что производительные силы каждой страны гигантски развиты, переросли национальные границы и эффективно использоваться, приносить устойчивую прибыль могут только при международном их применении, как интегрированные производительные силы. Большую роль в этом процессе в современных условиях играют транснациональные компании (ТНК). ТНК усиливают свои позиции в отраслях с передовой технологией, активно используют информационные технологии, воздействуют на интеграцию и интернационализацию национальных экономик. По сути дела, ТНК являются важнейшей формой включения национальных экономик в мирохозяйственные процессы.

ТНК формирует значительную часть общемирового экономического оборота. По расчетам ученых, примерно 50% мирового экономического оборота приходится на ТНК. Они воздействуют на формирование потребностей населения планеты, создавая некий усредненный вид потребностей. Производство ТНК обеспечивает реализацию этих потребностей. ТНК влияет на то, что издержки производства, реализации, потребления товаров и услуг постепенно интернационализируется. Это проявляется в интернационализации структуры издержек, интернационализации величины этих издержек. Такой процесс приводит к тому, что интернационализируются технологические решения, техническое обеспечение экономик стран. Происходит интернационализация знаний работников.

Роль ТНК в определении мирохозяйственного положения национальных экономик проявляется в том, что страны оказываются интегрированы помимо политической воли их элит, помимо политических и экономических решений правительств. Иначе говоря, ТНК создают единое мирохозяйственное пространство с особыми условиями межгосударственного хозяйствования, особыми процессами формирования экономических издержек, передвижения товаров, капитала, рабочей силы. Обучение работников, организация их деятельности, повышение квалификации и другие действия в ТНК осуществляются по особым схемам, имеющим транснациональные характеристики. Это приводит к тому, что в национальных экономиках возникают категории работников, функционирующих по особым правилам, чем остальные работающие в данной стране. Кроме того, в ТНК движение капитала осуществляется по иной, более простой, схеме, чем межгосударственное, ориентированное на международные договоры. ТНК привносят в национальные экономики, во-первых, современные технологии, условия повышения производительности труда; во-вторых, современную организацию работы с персоналом; в-третьих, образуют вертикально интегрированную цепь поставщиков. Однако национальные интересы при этом соблюдаются не в полной мере, поскольку такие компании имеют собственные экономические интересы, которым подчинены их экономические и социальные действия. Кроме того, в ТНК велик фиктивный финансовый капитал. ТНК могут менять облик национальной экономики. Это видно по тому, как ТНК внесли изменения в развитие экономик таких стран как Южная Корея, Таиланд и другие страны юго-восточной Азии. Правительства этих стран использовали преимущества, какие дает хозяйствование ТНК на их территориях.

ТНК распространены по земному шару. В настоящее время все страны мира, так или иначе, включены в орбиту интересов ТНК. Используя же преимущества организации социально-экономических действий ТНК, национальные экономики позитивно меняются. В докладе ООН по торговле и развитию за 2002 год к транснациональным компаниям отнесены российские фирмы: «Лукойл», «Новошип», Дальневосточное и Приморское морские пароходства. По рейтингу они вошли в первую десятку крупнейших нефинансовых ТНК Центральной и Восточной Европы. В настоящее время в России усилили свои позиции ряд ТНК других стран (например, «Нестле»). Велика роль таких компаний как «Русский алюминий», «Норильский никель».

Важнейшим фактором, влияющим на положение национальной экономики в мирохозяйственных процессах, в процессах интеграции и интернационализации, является создание в стране благоприятного инвестиционного климата, привлечение иностранных инвестиций. Известно, что лидерами по привлечению иностранных инвестиций являются Люксембург и Китай. Небольшое государство – Люксембург – с благоприятной налоговой системой развивает свою экономику ускоренными темпами с начала 80-х годов ХХ века. Эта страна возглавляет список лидеров по привлечению иностранных инвестиций уже 6 лет. В 2002 году в Люксембург было вложено 126 млрд. долл. В Китай за этот же год вложено иностранных инвестиций 53 млрд. долл. Китай, Франция, Германия, Венгрия относятся к странам с высоким иностранным потенциалом и высокими показателями прямых иностранных инвестиций. Россия имеет высокий инвестиционный потенциал. Экономика России была бы привлекательна для иностранных инвесторов, если бы были адекватны организационные, хозяйственные условия развития страны. Реальные показатели иностранных инвестиций в Россию еще недавно были низкие. За 2002 год в Россию было привлечено 2,6 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций. Но затем меняется ситуация с инвестиционной привлекательностью страны. Только за полугодие 2007 года в страну привлечено прямых инвестиций в реальную экономику около 30 млрд. долларов.

Инвестиционные стратегии ТНК также влияют на инвестиционные процессы в национальных экономиках и на положение стран на инвестиционной карте мира. Через ТНК осуществляет перелив капитала, дополняющий перелив капитала, осуществляемый по официальным каналам межгосударственных инвестиционных отношений. В процессе перераспределения мировых богатств принимают активное участие примерно 35 тысяч ТНК. С динамикой рынка капитала тесно связаны международные действия компаний по слиянию и приобретению других компаний. Финансовый капитал ТНК становится объектом спекуляций, что приводит к обесценению этого капитала. При поглощении компания-покупатель рассматривает приобретаемую компанию как объект инвестиций.

Перелив иностранного капитала является для национальной экономики формой взаимопроникновения в экономики других стран: конкуренты вторгаются на рынок, их прямые инвестиции стимулируют общий рост этих вложений, становясь хозяйственным ориентиром привлекательности страны для других компаний. Интернациональное срастание капитала осуществляется нередко при участии транснациональных банков, не входящих в структуру национальных банков страны. Это тоже меняет положение национальной экономики в мирохозяйственных отношениях, вовлекая страну в крупный международный бизнес. Западная Европа лидирует в мире по числу заграничных слияний и поглощений компаний. В 1999 году Западной Европой было осуществлено 73% мировых заграничных сделок. В 2000 году Азия начала догонять другие страны по международным слияниям и поглощениям. В начале XXI века происходит активизация российского капитала в таких действиях. Конечно, этот процесс только начинается. За последние 10 лет заграничная активность слияний и поглощений возросла в 5 раз. Средний размер такой сделки равен примерно 150 млн. долл. Повышению активности слияний и поглощений способствуют новейшие информационные технологии, которые усиливают процесс интеграции и интернационализации в системе отношений национальных экономик. Но традиционное влияние получения больших прибылей при таких процессах остается главенствующим.

Существенное влияние на положение национальных экономик в мирохозяйственной системе оказывает глобализация[28]. Глобализация представляет собой сложное противоречивое явление международных отношений. Глобализация оказывает сложное и неоднозначное влияние на различные национальные экономики, на жизнь человечества. Разные специалисты понимают глобализацию по-разному. Одни ученые считают, что глобализация представляет собой объективный процесс, суть которого состоит в тех реальных современных процессах сферы экономики мира, которые радикально меняют весь образ жизни современного человечества. Сторонники второго направления объяснения глобализации уверены, что это - результат субъективного доминирования одной страны или небольшой группы стран в мирохозяйственных процессах, подчиняющих своему образу жизни остальные национальные экономики, навязывание этим экономикам глобализацию.

Процесс глобализации основывается на распространении в мире информационных технологий и появления на этой базе совершенно других, чем прежде, возможностей производства, обмена, движения товаров, услуг, капитала, труда, общения людей, всестороннее расширение торговых и других внешнеэкономических связей. Этот же процесс характеризуется развитием международной торговли, обменом результатами научно-технических исследований. Глобализация означает высокую степень взаимозависимости национальных экономик. Темпы роста международных торговых и других форм обменов в последние годы высоки. Только за одно десятилетие, начиная с 1985 года, объем мирового товарооборота вырос почти в 2 раза. Международная торговля услугами увеличилась почти в 2,5 раза. К 2007 году доля международной торговли в мировом ВВП национальных экономик составила около 1/3. Торговля патентами, ноу-хау, лицензиями резко возросла. Это означает усиление взаимозависимости национальных экономик в мире. Международные экономические связи становятся не просто каналом общения, а важной формой существования национальных экономик. Сейчас ни одна национальная экономика не может развиваться вне системы мирохозяйственных отношений, воздействий друг на друга. Это мирохозяйственное положение противоречит необходимости укреплять национальную безопасность стран. Поэтому одновременно происходит развитие относительной самодостаточности национальных экономик. Например, США в 80-е годы ХХ века импортировали для внутренних потребностей 73% никеля, 85% кобальта, 100% марганца и т.д. Но в начале XXI века концепция развития этой страны изменилась. В настоящее время развертывается ориентация на большее использование внутренних ресурсов. На характер развития внешнеэкономических действий каждой страны влияет ее внутриэкономическое положение. Влияет на это и степень открытости экономики, вовлеченность в мировое хозяйство, историческая роль внешнеэкономических связей в развитии страны.

Глобализация мирохозяйственных связей связана с тем, что происходит резкое обострение международной конкуренции за обладание финансовыми, инвестиционными, информационными ресурсами. Крупные международные банки становятся участниками этой борьбы, ищут наиболее эффективные объекты инвестирования. Очень часто финансовые операции вообще не имеют никакого отношения к реальной экономике, а связаны со спекулятивными операциями. Известно, что спекулятивный финансовый оборот в мире превышает почти в 10 раз мировой ВВП. Спекулятивно завышается курс акций крупных компаний. Но изменения в финансовых взаимодействиях мира не являются основной базой глобализации мирохозяйственных процессов.

Одновременно происходит мощный процесс, определяющий развитие глобализации в мире. Речь идет об изменении структуры издержек во всей современной экономике на основе базисных технологических преобразований. Именно структурные изменения издержек активнее всего стимулируют развитие глобализации. Только в банковско-финансовом секторе мира затраты на информационные технологии равняются 200 млрд. долл. в год[29]. Издержки на реализацию продукции в современном мире начинают формироваться задолго до ее создания и даже задолго до освоения этой продукции производством. Поиск выхода на рынки зарубежных стран формируют одну из особенностей структуры современных издержек. При этом зарубежные рынки рассматриваются как приоритетные для процесса реализации продукции. Еще одной причиной изменения структуры издержек, влияющих на развитие глобализации, является развитие международного транспорта, удешевление межстрановых перевозок. Это влияет на международную кооперацию, которая становится более простым процессом, чем кооперация производств в стране. Поэтому освоение международного рынка и оказывает мощное воздействие на изменение структуры издержек как базу глобализации экономики и изменения в этой ситуации положений национальных экономик.

На фоне глобализации происходят изменения в национальных экономиках:

· в стране усиливается стремление формировать социальные программы, которые выводят из-под действия законов рынка обеспечение здоровья нации, образование нации. Так, во Франции государственная поддержка образования составляет 85%, в Германии – 85% общих затрат. В России же такая поддержка не превышает 50% и даже нередко оказывается меньше. Это означает, что для России в условиях глобализации мировой экономики актуальным является, прежде всего, развитие государственных программ в социальной сфере;

Наши рекомендации