Налоговое стимулирование производства социально значимых товаров, оказания жизненно важных услуг
Льготы по НДС в части стимулирования оказания социальных услуг можно разделить на две группы: освобожденные от обложения в силу правовых норм и льготы, от которых налогоплательщик имеет право, но не обязан отказаться.
К первой группе относят операции по реализации на территории РФ следующих услуг:
• медицинских (кроме косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических);
• услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;
• по содержанию детей в дошкольных учреждениях;
• оказываемых некоммерческими образовательными учреждениями в части реализации продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми;
• по перевозке пассажиров и т.д
Ко второй группе относят операции по реализации: предметов религиозного назначения, товаров (работ, услуг), производимых общественными организациями инвалидов, учреждениями социальной защиты или социальной реабилитации населения, услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций, услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и пр.
Так как освобождение от НДС предоставляется не организации в целом, а освобождаются от обложения отдельные услуги, положения НК РФ содержат условия применения этого освобождения.
Например, услуги в сфере образования освобождаются от НДС только в том случае, если они оказываются некоммерческими организациями в отношении профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг.
Услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования освобождаются от НДС при условии оказания их по единым условиям перевозок пассажиров (по единым тарифам за проезд), установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Ставка 10% по НДС установлена по операциям реализации товаров для детей, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, отдельных медицинских товаров и изделий медицинского назначения.
К важнейшим услугам жизнеобеспечения относят услуги, оказываемые организациями жилищно-коммунальной сферы. Организации, оказывающие услуги по управлению многоквартирным домом, независимо от организационно-правовой формы, имеют право применять льготу в части освобождения от НДС услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, услуг по реализации коммунальных услуг собственникам многоквартирного дома.
Градообразующие организации имеют право уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на сумму убытков, полученных от деятельности объектов социально-культурной сферы, физкультуры и спорта и других объектов непроизводственного бытового обслуживания населения, находящихся у них на балансе.
Организации, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль организаций. Установленные дополнительные условия в целях применения льгот (наличие лицензии, доля специалистов в штате медицинской организации не менее 50% общей численности персонала) позволяют придать этой льготе целевой характер.
Данная мера должна способствовать поддержке организаций, осуществляющих деятельность в областях образования и здравоохранения, за счет направления средств, сэкономленных в результате применения нулевой налоговой ставки, на развитие собственной деятельности.
Налоговые льготы учреждениям образования, здравоохранения можно рассматривать как инструмент минимизации прямых расходов бюджета и сокращения встречных потоков.
Социальная эффективность налоговых льгот проявляется в создании благоприятных условий развития инфраструктуры социальной сферы, повышении социальной защищенности граждан, создании новых рабочих мест, улучшении условий труда и пр. Потребление жизненно важных товаров обладает неэластичным спросом, поэтому налоговые льготы, предоставляемые производителям важнейших социально значимых товаров, приобретают особое значение в период экономического спада, так как преодолеть его невозможно, не увеличивая потребительский спрос, который в свою очередь зависит от доступности жизненно важных товаров и социально значимых услуг.
Механизмы налогового стимулирования активно используются в целях поддержки благоприятного климата для функционирования некоммерческих организаций.
Большинство некоммерческих организаций производят общественные блага (в частности, услуги в области образования, здравоохранения, культуры, науки, социальные услуги малоимущим, инвалидам и престарелым гражданам и др.), т.е. частично выполняют функции, которые в их отсутствие должны были бы реализовывать органы государственной власти.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в качестве приоритетного направления долгосрочной политики социальной поддержки населения отнесено преобразование государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации, а также введение налоговых льгот для негосударственных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги.
В связи с этим можно привести опыт Германии, где некоммерческие организации являются почти единственными организациями, предоставляющими услуги в таких сферах, как физическая культура и спорт, и находятся в привилегированном положении в тех сферах предоставления социальных услуг, в которых некоммерческое обеспечение финансируется государством, но государственным органам власти запрещено оказывать подобные услуги[2].
Согласно ст. 251 НК РФ не учитываются в составе доходов бюджетных учреждений следующие средства целевого финансирования:
• имущество, полученное безвозмездно по решению органов исполнительной власти всех уровней;
• субсидии, полученные на выполнение государственного задания;
• гранты на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта, охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина.
К необлагаемым средствам целевых поступлений относят средства, поступающие некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности.
Так, товарищества собственников жилья, являясь некоммерческой организацией, не включают в состав доходов вступительные, членские взносы, а также обязательные взносы собственников на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Целевыми поступлениями являются доходы, безвозмездно полученные некоммерческими организациями в виде работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также бюджетные средства, полученные на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
Главное условие освобождения указанных доходов от обложения налогом на прибыль организаций — раздельный учет полученных средств и целевое их использование.
Некоммерческие организации, осуществляющие деятельностью в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, массового спорта и применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонды медицинского и социального страхования РФ по пониженной ставке 20%.
Экономической независимости организаций некоммерческого сектора способствует создание целевого капитала, эффективное управление которым позволяет получать гарантированный постоянный доход и иметь долговременный источник финансирования уставной деятельности некоммерческой организации.
Некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки), могут создавать целевой капитал за счет пожертвований физических и юридических лиц.
В целях исчисления налога на прибыль организаций не признаются доходом средства, полученные некоммерческой организацией на формирование целевого капитала (в том числе недвижимое имущество, ценные бумаги), а также денежные средства, полученные собственником целевого капитала от управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом.
Индикативным показателем развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций в регионе должно стать увеличение объема продукции (работ, услуг), выполненных на территории субъекта РФ некоммерческими организациями.