Защита итоговой индивидуальной работы на практическом занятии
Защита итоговой индивидуальной работы может проходить на занятиях по мере готовности индивидуальных заданий.
Сообщение студента должно содержать:
- название региона и его отраслевая направленность, роль 2-3 бюджетообразующих предприятий;
- динамика и структура налоговых поступлений консолидированного бюджета региона по основным налогам;
- ряд важнейших интегральных показателей: налоговые доходы на душу населения; налоговая нагрузка на экономику региона (см. приложение 4);
- методика расчета налоговых поступлений по одному из закрепленных за студентом налогов;
- сравнительные данные и выводы о прогнозном расчете налоговых поступлений по закрепленным за студентом налогах и уровне налоговых доходов по соответствующим налогам в консолидированном бюджете субъекта федерации;
- результаты выполнения индивидуального задания.
В ходе защиты предполагается обсуждение, ответы на вопросы. Примерный регламент: выступление 3 мин., обсуждение 3 мин.
Итоговая оценка
Преподаватель осуществляет итоговую оценку выполненного задания и защиты работы на основе критериев, приведенных в нижеследующей таблице.
Критерии оценки: | Оценка в баллах* |
Полнота выполнения задания | |
Сроки выполнения задания | |
Качество используемой информации (достаточность, достоверность, форма представления обработанной информации) для анализа и разработки проекта | |
Качество проведенного анализа налоговых поступлений (построение таблиц, графиков, аналитической записки) | |
Выступление по итогам промежуточных этапов | |
Качество разработанного проекта: | |
- надежность используемых методов прогнозирования (в том числе экономико-математических); - адекватность полученных результатов избранному объекту | |
Качество презентации и защиты проекта | |
Оригинальность выполнения задания | |
Оформление результатов задания | |
ИТОГО: | |
Дополнительные баллы: | |
Выполнение индивидуального задания | |
Подготовка первого варианта научно-практической статьи |
Примечание: распределение в соответствии с общим количеством баллов, отведенных на зачет, -70 баллов
Заключение по кейсам раздела 2 учебной дисциплины.
Изложенные в этом разделе задания носят типовой характер. Однако при их выполнении у студентов имеются большие возможности для проявления творческих способностей. Это касается, прежде всего, используемых методов анализа и прогнозирования. Творческий подход проявляется и в оформлении аналитических таблиц, графиков. Наряду с расчетно – аналитическими методами целесообразно использовать экономико-математические. Последние требуют формирования информационной базы за более продолжительный период времени (семь и более лет), ее предварительной обработки на приведение в сопоставимый вид.
Значительная роль в обеспечении выполнения кейса на достаточно хорошем уровне и в полном объеме отводится преподавателю. Целесообразно в процессе самостоятельной работы необходима систематическая обратная связь (проверка промежуточных результатов), на основе которой проводятся индивидуальные или групповые консультации.
Выполненное задание способствует формированию системного подхода в изучении экономических и налоговых проблем региона, приобретению практических навыков для работы в структурах налоговых органов, осуществляющих анализ и прогнозирования налоговых поступлений.
КЕЙСЫ ПО РАЗДЕЛУ 4 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ НАЛОГОВОЕ В ПЛАНИРОВАНИЕ
Кейс 1 по теме 4.1 «Налоговое планирование индивидуальных предпринимателей»
Цель работы: Приобретение навыков обоснования наиболее выгодного режима налогообложения индивидуальным предпринимателем.
Метод выполнения: расчетно-аналитический
Исходная информация:
1. Основная информация задана в ниже приведенной таблице
2. Необходимую дополнительную информацию студент «вводит» самостоятельно
Вид экономической деятельности* | Совокупный годовой доход, тыс. руб. | Количество наемных работников | Территория: регион и муниципальное образование |
3) парикмахерские и косметические услуги | Студент выполняет задание по «своему» региону | ||
6) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий; | |||
11) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом; | |||
15)услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству; | |||
45) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; |
*Вид экономической деятельности студенты выбирают самостоятельно (из перечисленных в таблице), но в академической группе целесообразно распределить эти виды между всеми студентами по такому принципу: один вид экономической деятельности закрепить не менее, чем за тремя студентами и не более, чем за 7-ью студентами.
Методика выполнения задания: задание выполняется с помощью расчетов в нижеследующей таблице.
Таблица1. Расчеты по обоснованию предпочтительного режима налогообложения по виду экономической деятельности «______________», осуществляемого на территории __________________________(указать регион, муниципальное образование)
№№ пп | Показатели | Упрощенная система налогообложения | ЕНВД | Патентная система налогообложения | Налогообложение по ст. 227 НДФЛ | |
Объект-доходы | Объект- Доходы-расходы | |||||
Совокупный годовой доход, т.р. | ||||||
Прогноз расходов, т. р. | ||||||
Количество физических единиц | ||||||
Налоговая база, т.р. | ||||||
Налоговая ставка, сумма патента | ||||||
Прогноз налоговых платежей | ||||||
Чистый доход предпринимателя* | ||||||
Сумма налоговых платежей в % к чистому доходу** |
*Предпочтение режиму налогообложения с более высоким уровнем чистого дохода
** Предпочтение режиму налогообложения с низким относительным показателем
Кейс по теме 4.2: «Налоговое планирование в домохозяйствах»
Суть задания: Усвоить методику расчета налоговых платежей по домохозяйству
Методы выполнения: постановки задачи и моделирование
Организация выполнения: задание выполняется в группе из 4-5 человек, формируемой по желанию студентов по одному из предложенных вариантов.
Состав групп студентов для выполнения данного задания регистрирует староста группы.
Информация для выполнения задания:
Каждая группа в соответствии с базовыми сведениями по избранному варианту информацию уточняет (конкретизирует, дополняет)
Всего 5 вариантов:
Варианты: | Первый (гор. Москва) | Второй Калужская обл.) | Третий (Нижегородская обл.) | Четвертый (г.Санкт-Петербург) | Пятый (Башкортостан) |
Характеристика ДХ | |||||
Количество членов ДХ/ Среднегодовой совокупный доход, т.р. | 5/4200 | 6/1300 | 4/6500 | 5/3500 | 7/2400 |
Среднегодовой доход отдельных членов ДХ(статус члена ДХ/доход-т.р.): | Муж/3600 | Муж/400 | Муж-финансовый дирек./ 5600, в т.ч. дивиденды 2000 | Муж/1200 | Муж/2280 |
Жена/384 | Жена/360 | Жена/480 | Жена/360 | Жена/0 | |
Бабушка/210 | Бабушка/ | Дедушка-работающий пенсионер/420т.р. | Сын-24 года им. Высшее обр, работает/ | Бабушка-пенсионер, неработающая/ 120т.р. | |
Сын(20лет) студент дн. отд/0 | Дедушка, инв. 1 гр./200 | Дочь (18 лет)/студ дневн.отд/0 | Двое детей школьного возраста/0 | Четверо детей –школьного возраста/0 | |
Дочь, уч.5 кл/0 | Сын (20лет) студент заоч. отд/240 | ||||
Дочь, уч.7 кл/0 | |||||
Недвижимое имущество | 3 к. кВ.-110 кв.м –новостройка (приват. Собственник муж) | 3 к. кВ.-75 кв.м(приват. Долевая собственн дедушки и бабушки) | 3 к. кВ.-110 кв.м (приват. Собственник дедушка) | 3 к. кВ.-110 кв.м –новостройка (приват. Собственник- муж) | 4 к. кВ.-100 кв.м (приват. Собственник бабушка) |
2 к. кВ.-75 кв.м –новостройка (приват. Собственник муж) | Дача- 100 кв. м. собственник-муж | 2кв. -50 кв. Сдается в наем | 2 кв. -70 кв. м.-новостройка(сдача в эксп.- 2013 г), собств-сын | 2 кв. -70 кв. м.-новостройка, приобретена в 2012 г, собств-муж | |
1 к. кВ.-47 кв.м –(приват. Собственник дедушка) | Коттедж -400кв.м. на берегу р. Волга (постоянное проживание) | Дача- 120 кв. м. собственник-жена | Дача- 100 кв. м. собственник-бабушка | ||
Коттедж -300кв.м. | |||||
Транспортные средства | Автомобиль – иномарка 300 л.с. Владелец-муж | Автомобиль – иномарка 200 л.с.-владелец-жена | Автомобиль – иномарка 300 л.с. Владелец-жена | Автомобиль – иномарка 200 л.с. Владелец-жена | Автомобиль – иномарка 150 л.с. Владелец-бабушка |
Автомобиль – иномарка 150 л.с. Владелец-жена | Автомобиль – иномарка 400 л.с. Владелец-муж | моторная лодка-80 л.с. | |||
Катер свыше 100 л.с., собств.-муж | |||||
Земельные участки | 20 соток (Рижское шоссе) | 15 соток Малояросл. район | 30 соток (за городом,10 км. от областного центра) | 10 соток, 70 км. От Санк-Петербурга | 12 соток, 40 км от Уфы |
15 соток (под ИЖС) –Минское шоссе |
Результаты выполнения кейса:
1. Алгоритм расчета налоговых платежей с учетом применения вычетов, льгот
2. Модель расчета в таблица Excel (для получения повышенной оценки)
3. Сумма налоговых платежей по отдельным налогам с физических лиц
4. Сумма совокупных налоговых платежей по домохозяйству
5. Презентация расчетов.