Раздел i. экономико-географическая харак'i'еристика района тяготения железной дороги
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)
Институт экономики и финансов
Кафедра «Экономика и управление на транспорте»
Н.В. Емельянова, Н.В. Шульгина
Экономическая география транспорта
Методические указания и задание
К курсовой работе
для специальностей:
«Экономика и управление
на предприятии (железнодорожный транспорт)»
«Маркетинг»
Москва - 2008
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
(МИИТ)
Институт экономики и финансов
Кафедра «Экономика и управление на транспорте»
Н.В. Емельянова, Н.В. Шульгина
Экономическая география транспорта
Рекомендовано редакционно-издательским советом
университета в качестве
Методических указаний
для студентов специальностей
«Экономика и управление
на предприятии (железнодорожный транспорт)»
«Маркетинг»
Москва - 2008
УДК 91:656.2
Е-60
Емельянова Н.В., Шульгина Н.В. Экономическая география транспорта: Методические указания.- М.: MИИТ, 2008. -19с.
В методических указаниях представлен план изучения территориально-производственного комплекса района тяготения железной дороги и определения объёмов и структуры основных грузопотоков.
©: Московский государственный
университет путей сообщения
(МИИТ), 2008
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа «Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги и определение спроса на перевозки грузов» посвящена изучению регионального транспортного рынка и территориального размещения производительных сил районов тяготения железных дорог, определению спроса на грузовые перевозки, установлению внутрирайонных и межрайонных транспортно-экономических связей, осуществляемых различными видами транспорта района тяготения. Главное внимание в работе уделяется изучению территориально - производственного комплекса района тяготения дороги, определению объемов и структуры основных грузопотоков.
Цель курсовой работы - на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения железной дороги и определить структуру и направления основных грузопотоков.
Основной задачей работы является приобретение студентами необходимых навыков самостоятельного изучения транспортного района и районов тяготения транспорта и определения спроса потребителей на перевозки грузов по видам транспорта.
В процессе работы студенты получают возможность практически ознакомиться с цифровым материалом, литературными источниками и статистическими справочниками о работе железных дорог и других видов транспорта. Они должны научиться самостоятельно анализировать статистические таблицы и другие материалы; отбирать главное, обобщать цифровые данные, проводить экономический анализ, составлять таблицы, графики, картосхемы и т.п. На основе этих данных и расчетов готовится пояснительный материал проекта и разрабатывается картосхема района тяготения железной дороги. Составленная студентами картосхема с основными грузопотоками железной дороги является иллюстративным материалом к курсовой работе.
ОБщИЕ УКАЗАНИЯ
Во введении к курсовой работе должно быть отражено социально-экономическое значение транспорта и особенности железнодорожного транспорта России, показана влияние транспорта на стабильность функционирования экономики, на географическое размещение производительных сил, на создание и развитие территориально-производственных комплексов и т.п. Необходимо также осветить проблемы формирования спроса на транспортные услуги, конкуренции между видами транспорта, совершенствования размещения производства, развития транспорта и транспортного рынка региона в перспективе. Во введении должна быть указана цель курсовой работы. Введение должно занимать не более двух-трех страниц.
РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАК'I'ЕРИСТИКА РАЙОНА ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
На основе изучения литературных источников, статистических данных, экономических и физических карт составить экономико-географическую характеристику района тяготения железной дороги. Выделить местные и транзитные районы тяготения дороги, основные грузообразующие отрасли, населенные пункты и предприятия, определить их потенциальный спрос на транспортные услуги.
Производственно-экономический комплекс района тяготения железной дороги рекомендуется характеризовать по следующему плану:
1. Границы железной дороги.
2. Географическое положение и административно-территориальный состав района тяготения.
3. Местные и транзитные районы тяготения дороги.
4. Главные топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы района тяготения, транспортно-экономическая оценка их размещения; величина и местонахождение запасов, качество сырья и топлива, условия их залегания и добычи.
5. Лесные и водные ресурсы района, их хозяйственное использование.
6. Особенности энергетики района. Крупнейшие тепловые, атомные и гидроэлектростанции, их географическое размещение, используемые энергоресурсы.
7. Население района тяготения железной дороги. Описание по статистическим данным численности, динамики и состава населения. Характеристика крупнейших городов и основных пассажиропотоков. Расчет плотности населения по отдельным административно-территориальным единицам и по району дороги в целом по форме табл. 1.
Таблица 1.