Сущность и способы эвакуации
Лекция
Эвакуационные мероприятия
Защита населения, территорий и объектов экономики в ЧС является важнейшей функцией государства в области его безопасности и нормальной жизнедеятельности.В настоящее время наибольшую опасность представляют ЧС техногенного и природного происхождений. Сложность и масштабность проблемы обеспечения безопасности населения и окружающей природной среды в ЧС и необходимость ее решения органами государственной власти и управления всех уровней обусловливается тем, что в РФ насчитывается около 45000 потенциально опасных объектов (ПОО) различного типа и ведомственной подчиненности. В зоне непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в случае возникновения ЧС проживает около 80 млн. человек, т.е. более 50% населения страны.
Защита населения в условия ЧС включает ряд мероприятий, в том числе рассредоточение и эвакуацию населения из крупных городов и важных объектов, а также из зон катастрофического затопления и зон поражения.
СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ ЭВАКУАЦИИ
Все мероприятия по рассредоточению и эвакуации населения планируются и всесторонне готовятся заблаговременно. Они осуществляются для того, чтобы снизить вероятные потери населения, сохранить квалифицированные кадры специалистов, обеспечить устойчивое функционирование объектов экономики. Кроме того, создаются условия для создания группировок сил и средств в загородной зоне в целях проведения спасательных и других неотложных работ в очагах чрезвычайных ситуаций и в особый период.
Рассредоточение - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов и размещению в загородной зоне рабочих и служащих предприятий и организаций, продолжающих свою деятельность в особых условиях.
Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:
- уникальных (специализированных) ОЭ, для продолжения работы которых производственные базы отсутствуют или располагаются в категорированных городах;
- организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городские дежурные коммунальные службы, городские энергосети, газовые службы, службы водоснабжения, здравоохранения, общественного питания, транспорта и связи, органов государственной власти и охраны общественного порядка).
Рабочие и служащие, отнесенные к категории рассредоточиваемых, после вывоза и расселения в загородной зоне посменно выезжают в город для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых. Рассредоточиваемые в военное время размещаются в районах загородной зоны, в ближайших к границам городов, в населенных пунктах, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей с тем, чтобы обеспечить организованную доставку рабочих смен на предприятия в город и обратно за время, не превышающее 4 часов.
Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне оборудуются в соответствии с нормами проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (противорадиационными и простейшими укрытиями, водозаборными скважинами, шахтными колодцами и т.д.).
Одновременно с рассредоточением рабочих и служащих в те же населенные пункты загородной зоны эвакуируются неработающие и не занятые в производстве в военное время члены их семей. При невозможности их совместного размещения из-за ограниченной емкости жилого фонда и фонда общественных и административных зданий соответствующих населенных пунктов члены семей рассредоточиваемых рабочих и служащих размещаются в других населенных пунктах загородной зоны на том же эвакуационном направлении.
Загородная зона - территория, расположенная вне зон возможных разрушений, опасных радиоактивным загрязнением и химическим заражением, а также катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения и его первоочередного жизнеобеспечения
Эвакуация населения- комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон ЧС или вероятной ЧС природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
Эвакуации подлежат:
- рабочие и служащие с неработающими членами семей ОЭ, деятельность которых не прекращается в военное время, а может быть продолжена на новой производственной базе;
- рабочие и служащие с неработающими членами семей ОЭ, прекращающих свою деятельность в военное время;
- нетрудоспособное население и население не занятое в производстве;
- крайне необходимое оборудование и документы, без которых невозможно возобновление деятельности ОЭ или учреждения на новой базе;
- материальные и культурные ценности.
К материальным ценностям, подлежащим эвакуации относится:
- государственные ценности – золотовалютные резервы, банковские активы, ценные бумаги, эталоны измерения, запасы драгоценных камней и металлов, документы текущего делопроизводства и ведомственные архивы государственных органов и организаций, электронно-вычислительные системы и базы данных;
- производственные и научные ценности – особо ценное научное и производственное оборудование, страховой фонд технической документации, особо ценная научная документация, базы данных на электронных носителях, научные собрания и фонды организаций;
- запасы продовольствия, медицинское оборудование объектов здравоохранения, оборудование объектов водоснабжения, запасы медицинского имущества и запасы материальных средств, необходимые для первоочередного обеспечения населения;
- запасы материальных средств, для обеспечения и проведения АСНДР;
- сельскохозяйственные животные, запасы зерновых культур, семенные и фуражные запасы.
К культурным ценностям, подлежащим эвакуации относятся:
- культурные ценности мирового значения;
- российский страховой фонд документации библиотечных фондов;
- культурные ценности федерального (общероссийского) значения;
- электронные информационные ресурсы на жестких носителях;
- культурные ценности, имеющие исключительное значение для культуры народов Российской Федерации.
Особо ценные документы Федерального архивного агентства подлежат укрытию в установленном порядке.
Основанием для отнесения к материальным и культурным ценностям, подлежащим эвакуации, является экспертная оценка, проводимая соответствующими специалистами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Эвакуация материальных и культурных ценностей осуществляется организациями, в чьем ведении находятся данные ценности.
Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение, химическое заражение местности, землетрясение, наводнение, снежная лавина, сель и т.д.), пространственно- временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом эвакуируемого населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий.
Эвакомероприятия планируются и осуществляются в целях:
- снижения вероятных потерь населения, отнесенных к группам по ГО и сохранения квалифицированных кадров специалистов;
- обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики продолжающих свою производственную деятельность в военное время;
- обеспечения условий создания группировок сил и средств ГО в загородной зоне для ведения АСНДР в очагах поражения, при ликвидации последствий применения потенциальным противником современных средств поражения.
В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации:
- упреждающая(заблаговременная);
- экстренная(безотлагательная).
При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов ЧС. Основанием для эвакуации является краткосрочный прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.
В случае возникновения ЧС проводится экстренная эвакуация населения. Вывод населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.
В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения, может проводится локальная, местная или региональная эвакуация.
Локальная эвакуация проводится в том, случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС не пострадавших районах города или сельских населенных пунктах.
Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы, при этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек.
Региональная эвакуация осуществляется при распространении поражающих факторов ЧС на значительные площади, охватывающие территорию одного или нескольких районов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. В ходе региональной эвакуации население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места жительства.
В зависимости от охватаэвакомероприятияминаселенияэвакуация может быть общей и частичной.
Общая эвакуация – проводится на территории страны или на территории нескольких субъектов РФ и предполагает вывод (вывоз) всехкатегорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего персонала и лиц, имеющих мобилизационные предписания.
Частичная эвакуация – проводится до начала общей эвакуации при угрозе воздействия современными средствами поражения противника без нарушения действующих графиков работы транспорта. При частичной эвакуации вывозится нетрудоспособное население (студенты, учащиеся школ-интернатов и ПТУ, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и других детских учреждений, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых, совместно с преподавательским составом, обслуживающим персоналом и членами их семей).
Основаниемдля принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностей критериям.
Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.
В случаях, требующих принятия безотлагательного решения экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по распоряжению начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта.
Современный уровень развития средств нападения, возможность их внезапного применения требует искать такие способы проведения эвакомероприятий, которые позволили бы завершить их в минимальные сроки.
Основными способами являются:
- эвакуация пешим порядком;
- вывоз населения всеми видами транспорта;
- комбинированный.
Наиболее полно отвечает современным условиям комбинированный способ, сущность которого состоит в том, что вывод пешим порядком части населения сочетается с одновременным выводом остального населения всеми видами транспорта, свободного от воинских и срочных хозяйственных перевозок.
Транспортом в первую очередь вывозятся:
- медицинские учреждения;
- население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет);
- рабочие и служащие свободных смен объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах;
- сотрудники органов государственного управления, важнейших научно-исследовательских учреждений (НИУ) и конструкторских бюро (КБ).
Остальное население планируется выводить пешим порядком. Работающие смены объектов, продолжающих производственную деятельность в категорированных городах, с момента начала эвакомероприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в защитных сооружениях. Рассредоточение их в загородную зону осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих смен из загородной зоны.
Эвакуация начинается не позднее чем через 4 часа после получения распоряжения, и должна завершиться, как правило, не более чем (с момента получения распоряжения):
- для городов с населением до 500 тыс. чел.–за 12 часов;
- для городов с населением до 1 млн. чел.–за20 часов.
Для городов с населением более 1 млн. человек сроки эвакуации устанавливаются дополнительно.
Началом эвакуации считается выход первой колонны с СЭП, а концом – выход последней колонны из зоны сильных разрушений (за границы проектных застроек городов).
Безопасное удаление районов размещения выводимого населения определяется с учетом экономического и военного значения категорированных городов и географических условий данной местности. Для каждого категорированного города (КГ) определяется ближняя граница безопасного удаления, которая составляет:
- для городов особой группы - 40-50 км;
- для первой группы – 30-40 км;
- для второй группы – 5-10 км;
- для третьей группы – 4-8 км;
- для отдельно стоящих объектов – 15-20 км.
В зависимости от объема выполняемых задач по гражданской обороне для городов определяются следующие группы: особая, первая, вторая и третья.
Отнесение городов к группам устанавливается по следующим критериям:
- к особой относятся город республиканского значения и столица;
- к первой относятся города:
а) с численностью населения миллион человек и более;
б) с численностью населения 500 тысяч человек и более, на территории которых расположены не менее трех организаций особо важной категории или более 50 категорированных организаций;
в) более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможной чрезвычайной ситуации глобального или регионального масштаба;
- ко второй относятся города:
а) с численностью населения 500 тысяч человек и более;
б) с численностью населения от 250 тысяч человек до 500 тысяч человек, на территории которых расположены не менее двух организаций особо важной категории либо более 20 категорированных организаций;
в) от 30 до 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможной чрезвычайной ситуации глобального или регионального масштаба;
- к третьей относятся города:
а) с численностью населения от 250 тысяч человек до 500 тысяч человек;
б) с численностью населения от 10 тысяч человек до 250 тысяч человек, на территории которых расположены одна организация особо важной категории либо более двух категорированных организаций;
в) менее 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможной чрезвычайной ситуации глобального или регионального масштаба.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
Организацию непосредственного планирования, обеспечения и проведения эвакомероприятий осуществляют эвакуационные комиссии органов местного самоуправления, отраслей (объектов) экономики совместного соответствующими органами управления ГОЧС, аварийно - спасательными службами.
Заблаговременно (в мирное время) создаются следующие эвакоорганы:
- эвакокомиссия области;
- эвакокомиссия города, отнесенного к группе по ГО;
- эвакуационные комиссии районов города, отнесенного к группе по ГО;
- эвакоприемные комиссии районов (городов);
- сборные эвакуационные пункты (СЭП);
- промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
- приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
- администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).
Планы эвакуации оформляются в виде разделов Планов гражданской обороны.
В текстовой части планов эвакуации, разрабатываемых в субъекте Российской Федерации, указываются:
- порядок оповещения населения о начале эвакуации;
- численность эваконаселения с разбивкой по категориям;
- районы размещения эваконаселения в загородной зоне;
- сроки выполнения эвакуационных мероприятий;
- порядок вывоза (вывода) населения из городов, отнесенных к группам по ГО;
- организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршрутах эвакуации;
- организация обеспечения эваконаселения средствами индивидуальной защиты;
- порядок размещения эваконаселения в загородной зоне и его первоочередного жизнеобеспечения;
- санитарно-противоэпидемические и лечебно-эвакуационные мероприятия;
- руководство проведением эвакуации населения;
- организация информирования и инструктажа населения в ходе эвакуации.
К текстовой части плана отрабатываются приложения на картах в виде схем, графиков, расчетов:
- расчет населения, подлежащего эвакуации;
- дислокация СЭП, исходных пунктов эвакуации пешим порядком, пунктов посадки (высадки) населения;
- распределение объектов экономики по СЭП, пунктам посадки и местам размещения в загородной зоне;
- потребность и возможности транспорта, его распределение по эваконаправлениям и маршрутам для вывоза населения;
- состав эвакуационных органов и сроки их приведения в готовность;
- схема оповещения руководящего состава органов исполнительной власти, руководителей объектов экономики и населения о начале эвакуации;
- организация связи и управления;
- карта размещения эвакуированного населения в загородной зоне.
В текстуальной части планов эвакуации, разрабатываемых в городах, отнесенных к группам по ГО, указывается:
- порядок приведения эвакуационных органов в готовность;
- порядок оповещения населения, руководителей объектов экономики о начале эвакуации;
- численность эвакуируемого населения с разбивкой по категориям;
- пункты размещения эвакуируемого населения в районах загородной зоны;
- порядок вывоза эваконаселения различными видами транспорта;
- маршруты вывоза (вывода) населения и их характеристика;
- порядок развертывания СЭП, их пропускная способность, закрепленные за ними объекты экономики;
- пункты посадки населения на транспорт, пункты высадки в районах загородной зоны;
- организация защиты эваконаселения в местах сбора и на маршрутах эвакуации;
- порядок вывоза эваконаселения из ППЭ к местам размещения в районах загородной зоны;
- организация приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне;
- организация комплексной разведки;
- организация управления и связи в ходе эвакуации;
- порядок информирования и инструктажа населения.
К текстовой части плана прилагаются:
- расчет рассредоточения и эвакуации населения;
- расчет рассредоточения и эвакуации населения по способу осуществления;
- расчет заблаговременной эвакуации населения;
- расчет распределения объектов экономики по СЭП, пунктам посадки и местам размещения в загородной зоне;
- почасовой график проведения рассредоточения и эвакуации населения;
- почасовой график прибытия эваконаселения на СЭП;
- график подвоза (“Скользящий график”) рассредоточиваемых рабочих смен предприятий, продолжающих работу в городе, отнесенном к группе по ГО;
- схема организации управления эвакуационными мероприятиями;
- схема связи при проведении эвакуации населения;
- карточки маршрутов пешей эвакуации;
- схемы оборудования маршрутов пешей эвакуации;
- основные показатели планирования эвакомероприятий (форма 3с/эвак);
- расчет вывоза эваконаселения автомобильным транспортом;
- расчет вывоза эваконаселения железнодорожным транспортом;
- расчет вывода эваконаселения пешим порядком.
В планах эвакуации, разрабатываемых в районах городов, отнесенных к группам по ГО, кроме изложенного выше, детально отрабатываются вопросы организации марша пеших колонн:
- маршрут движения от исходного пункта до ППЭ или места размещения в загородной зоне;
- перечень колонн, их состав и нумерация;
- исходный пункт, пункт регулирования и время прохождения их всеми колоннами;
- места привалов и их продолжительность;
- медицинские пункты, пункты обогрева, питания, водоснабжения;
- наличие защитных сооружений вблизи маршрута;
- промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
- пункты размещения в районах загородной зоны;
- сигналы управления и оповещения.
В текстовой части планов эвакуации объектов экономики указывается:
- порядок оповещения и сбора рабочих, служащих и членов их семей о начале эвакуации и их инструктирования;
- численность рабочих, служащих и членов их семей подлежащих эвакуации;
- СЭП, за которым закреплен или который развертывает объект экономики, время развертывания СЭП и прибытия на него рабочих и служащих объекта, а также членов их семей;
- порядок подготовки необходимых документов и минимально-необходимых грузов к эвакуации, погрузки их на транспортные средства и разгрузки их в пунктах эвакуации;
- порядок передачи (кому, в какие сроки) документов, оборудования и имущества, остающегося в пунктах (местах) постоянной дислокации;
- порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункты эвакуации и остающихся в пунктах (местах) постоянной дислокации;
- маршруты эвакуации, ППЭ, пункты посадки, высадки;
- пункты размещения в загородной зоне;
- начальники эвакуационных эшелонов, старшие по автомобильным колоннам и другие должностные лица, отвечающие за организацию вывоза (вывода) в загородную зону;
- порядок размещения в загородной зоне рабочих, служащих и членов их семей;
- организация защиты эваконаселения в местах сбора, на маршрутах эвакуации и в районах размещения в загородной зоне;
- организация первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в местах его размещения в загородной зоне.
- организация управления и связи в ходе проведения эвакуации и в загородной зоне.
Планы эвакуации, разрабатываемые жилищно-эксплуатационными органами,имеют аналогичное содержаниеспланом объекта.
План приема, размещения и первоочередного обеспечения эваконаселения отрабатывается на плане (схеме) города (района). На план (схему) наносится:
- границы административно - территориального образования;
- пункты посадки (высадки), приемные эвакуационные пункты с указанием прибывающего на них населения (в знаменателе) и номеров приписанных объектов (в числители);
- населенные пункты, закрепленные за объектами экономики размещения рассредоточиваемого и эвакуируемого населения с указанием условного номера объекта, численности проживающего населения (числитель) и подселяемого (знаменатель) населения, площадь жилая в кв. м на 1 человека до и после подселения;
- маршруты вывоза прибывающего населения на ПЭП до мест расселения и их характеристика;
- место дислокации пункта управления ГО, мед. учреждений с указанием коечной емкости, санитарно обмывочных пунктов, станций обеззараживания одежды (техники) с указанием их характеристики.
К плану прилагается: пояснительная записка; расчет размещения эваконаселения по населенным пунктам; расчет на выделение автомобильного транспорта для организации перевозок эваконаселения, схема организации оповещения, управления и связи при организации и проведении эвакомероприятий, характеристика территории загородной зоны.
Все документы планов эвакуации, приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в безопасных районах должны быть предельно краткими, ясными по форме и содержанию, разработанными преимущественно графически на картах, планах (схемах) городов (объектов) и удобными для практического использования в любых условиях.
Планы проведения эвакуационных мероприятий гражданской обороны согласовываются (увязываются) с планами (мероприятиями) по переводу экономики с мирного на чрезвычайное положение, обеспечения трудовыми (людскими) ресурсами, финансированием, а также решения вопросов размещения эваконаселения в загородной зоне и обеспечения его жизнедеятельности.
Для определения очередности вывода (вывоза) эвакуируемого населения и четкого планирования его размещения в загородной зоне всё эваконаселение распределяется по 3-м группам:
1-я группа (рассредоточиваемое население) – рабочие и служащие объектов, продолжающих свою производственную деятельность в военное время в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающих их жизнедеятельность;
2-я группа (эвакуируемое трудоспособное население) – рабочие и служащие объектов, прекращающих деятельность в военное время в категорированных городах или переносящих ее в загородную зону:
3-я группа – остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен заблаговременно (до начала общих эвакомероприятий) по частичной эвакуации.
На основании данных о численности населения по группам определяют:
- состав и численность населения для вывода пешим порядком;
- состав и численность населения для вывоза различными видами транспорта; - потребность в транспорте для эвакуационных перевозок населения и материальных ценностей;
- возможность размещения населения в загородной зоне, обеспечения его защитными сооружениями, продовольствием, медицинским и бытовым обслуживанием.
На все население, подлежащее эвакуации, составляется эвакуационные списки по месту работы главы семьи на объектах экономики. Одинокие неработающие - по месту жительства (в жилищно-эксплуатационных органах).
Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются при периодической корректировке планов эвакуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное (чрезвычайное) положение. Списки составляются в 3-х экземплярах.
С получением распоряжения на проведение эвакуации первый экземпляр остается на объекте экономики или в жилищно-эксплуатационной организации; второй отправляется на СЭП и после завершения вывоза (вывода) населения передается в соответствующую эвакуационную комиссию; третий - с началом вывоза (вывода) направляется в эвакоприемную комиссию в районе размещения.
Эвакуационные списки и паспорта являются основными документами для учета, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
В районах загородной зоны эвакоприемные комиссии органов местного самоуправления при участии соответствующих органов управления ГОЧС и аварийно-спасательных служб разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
Планы эвакуационных перевозок населения разрабатывают транспортные органы (службы) по заявкам органов управления ГОЧС.
В заявке указываются: объемы эвакоперевозок по направлениям; предложения по использованию грузовых транспортных средств и по уплотненной посадке людей, исходное время подвода первых групп эваконаселения к пунктам (местам) посадки; силы и средства охраны общественного порядка, их дислокация и порядок действий в местах посадки (высадки) и в пути следования; медицинское обеспечение эваконаселения в период проведения эвакомероприятий; контактные телефоны эвакоорганов и их представителей.
В планах эвакоперевозок указывается количество, род поездов (вагонов), количество и типы автомобилей (судов), время их подачи к пунктам посадки, время отправления и прибытия на пункты высадки, маршруты следования и количество вывозимого населения.
Планы эвакуационных перевозок согласовываются с органами управления ГОЧС и утверждаются начальниками транспортных органов (служб) – владельцев транспортных средств.
При планировании эвакуационных перевозок железнодорожным транспортом управления (отделения) железных дорог определяют максимально возможное увеличение длины эвакуационных эшелонов (поездов) до предельно допустимых норм, предусматривают использование максимального количества станций, подъездных путей и мест для посадки и высадки эваконаселения, увеличение зон обращения пригородных поездов, устанавливают (совместно с органами управления ГОЧС) уплотненные нормы посадки людей в вагоны.
При планировании эвакоперевозок автомобильным транспортом предусматривается использование всех технически исправных автомобилей, независимо от их ведомственной принадлежности, пригодных для перевозки людей; разрабатываются мероприятия по обеспечению автотранспорта двумя сменами водителей и по оборудованию грузовых автомобилей сиденьями для перевозки людей; определяются (совместно с органами управления ГОЧС) уплотненные нормы посадки; согласовывается с органами военного управления порядок использования автомобильных дорог.
Автомобили, предназначенные для выполнения эвакоперевозок, формируются в автоколонны, каждая автоколонна осуществляет перевозки на закрепленном за ней маршруте. Автотранспорт районов загородной зоны используется для вывоза эваконаселения с ППЭ и пунктов высадки к местам его расселения.
Для решения внезапно возникающих задач в ходе рассредоточения и эвакуации населения планируется резерв автотранспортных средств руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, категорированных городов и определяется порядок его использования.
Эвакуация населения организуется и осуществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывод из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, организуется по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям. Эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания осуществляется через жилищно- эксплуатационные органы.
В отдельных случаях эвакуация может осуществляться по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест проживания населения на момент объявления эвакуации.
Эвакуируемое население обязано взять с собой документы, деньги, ценные вещи, постельное и личное белье, туалетные принадлежности средства индивидуальной защиты, продукты питания на 2-3 суток (на 1 человека) и вся ручная кладь не должна превышать 50 кг на одного взрослого человека.
Основными руководящими документамипри планировании, организации и проведении эвакуации населения в мирное и военное время являются:
- Федеральный закон № 68 от 21.12.94 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;
- Федеральный закон № 28 от 12.02.98 г. «О гражданской обороне»;
- Постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»;
- Постановление Правительства РФ от 22.06.2004 года № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».
- Руководство по эвакуации населения в ЧС природного и техногенного характера, МЧС – 96 г.;
- Постановление Правительства РФ «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» (№738, 1995г.) , (№547 от 4.9.2003г.);
- Руководство по организации планирования, обеспечения и проведения эвакуации населения в военное время, МЧС – 96 г.