Нарушения рыночного равновесия
Классификации рынков
По территориальному признаку:
1. местный
2. региональный
3. национальный
4. мировой
По субъектам, вступающим в обмен:
1. рынок потребителей
2. производителей
3. промежуточных продавцов
4. государственных учреждений
По объектам обмена:
1. рынки средств производства
2. рынок товаров и услуг
3. финансовый
4. рынок интеллектуальной собственности
С учетом ассортимента:
1. замкнутый
2. насыщенный
3. смешанный
По степени соблюдения законности:
1. легальный (официальный)
2. нелегальный (теневой)
3. чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)
По степени насыщенности:
1. равновесный (спрос = предложение)
2. дефицитный(спрос > предложение)
3. избыточный (спрос < предложение)
По степени развитости экономической свободы:
1. свободный
2. регулируемый
В любой системе есть передаточные звенья. Без них невозможно еесуществование. В экономической системе имеются свои связующие звенья,которые в целом можно назвать экономической инфраструктурой. Этаинфраструктура выступает связующим элементом во взаимоотношениях междуосновными субъектами экономических отношений – производителямиэкономических ресурсов, конечных товаров и их непосредственнымипотребителями.Инфраструктура – это обязательный компонент любой целостнойэкономической системы и подсистемы.Следует отметить, что рыночная инфраструктура существует на несколькихуровнях. Так, имеет смысл разграничивать глобальный и локальный уровниинфраструктуры рынка. Глобальная инфраструктура реально существует как бы вдвух измерениях – мировом и национальном – и включает в себя ряд локальныхрыночных инфраструктур. Это относится к обоим измерениям.Инфраструктуру рыночных отношений формируют многочисленные институты,среди которых выделяются брокерские фирмы, различные биржи, инвестиционныекомпании, банки, лизинговые компании, центры занятости, страховыеорганизации и другие.Рыночная инфраструктура выступает как институционализированнаятрансакция, поэтому из этого следует, что первым ее элементом являютсясоответствующие институты, в которых образуются трансакции. К числу основных общихинститутов рыночной инфраструктуры в этой части рыночной экономикиотносятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские);аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный,автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), втом числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи;жилищно-коммунальное хозяйство.14-тетрадь стр. 24-26 Неценовые факторы спроса: другие факторы, кроме цен, влияющие на спрос и предложение товаров на рынке. К неценовым факторам относятся доходы покупателей, издержки производства товара, мода, предоставление дотаций, наличие на рынке взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров, запасы и ряд других факторов, в том числе психологической природы.
15-тетрадь стр. 32-38
16) К. Менгер первым изложил теорию предельной полезности и предпринял попытку показать зависимость полезности от редкости предметов потребления. ТАБЛИЦА МЕНГЕРА
Менгер, поясняя свою таблицу, сравнивал потребности I и V. Потребность I – в зерне, самая важная потребность. Потребность V – в напитках. Если человек имеет запас зерна в 3 мешка, то предельная полезность зерна по схеме будет равна 8 единицам, а, предельная полезность вина при наличии трёх бутылей у этого человека будет равна 4 единицам. Менгер был первым, кто сформулировал принцип снижающейся полезности. Согласно этому принципу, стоимость однородного блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса.
17) В кардиналистской теории потребительского поведения полезность является субъективной величиной, поскольку отражает субъективное отношение конкретного человека к конкретному благу. Основополагающее положение этой теории — постулат об убывании предельной полезности благ. Опираясь на этот постулат, можно сформулировать правило равновесия потребителя. Потребительское равновесие — ситуация, когда потребитель, ограниченный данным бюджетом, не может увеличить общую полезность, расходуя меньше средств на приобретение одного блага и больше — на приобретение другого. Каждый потребитель использует множество разнообразных благ и для каждого из них действует закон убывающей предельной полезности. Потребитель будет наращивать потребление каждого блага до тех пор, пока предельные полезности этих благ не сравняются. В свое время это правило поведения потребителя было сформулировано Г. Госсеном и получило название второго закона Госсена. Ныне закон можно сформулировать следующим образом: чтобы получить максимум полезности, потребитель, обладающий ограниченными ресурсами, должен потреблять каждого блага столько, сколько необходимо для выравнивания предельных полезностей по каждому благу. Математически правило потребительского равновесия выражается равенством МU1 = MU2 = ... = MUn.
18-тетрадь стр. 44-46
19-тетрадь стр.50-52
20) тетрадь-стр.58Фа́кторы произво́дства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо;
Информация специфической формой информации является технология.
Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом.
Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.
Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.
Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:
§ организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;
§ принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
§ рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;
§ быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.
В условиях рыночной экономики все перечисленные выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный)доход:
§ рента (земля.);
§ процент (капитал);
§ заработная плата (труд);
§ прибыль (предпринимательская способность).
Закон убывающей предельной производительности, как и другие законы, действует в виде общей тенденции и проявляется только при неизменности применяемой технологии и в короткий отрезок времени.
Для того чтобы проиллюстрировать действие закона убывающей предельной производительности, следует ввести понятия:
общий продукт
производство продукта с помощью ряда факторов, один из которых является переменным, а остальные – постоянными;
средний продукт
результат деления общего продукта на величину переменного фактора;
предельный продукт
приращение общего продукта за счет приращения переменного фактора.
Если переменный фактор будет приращиваться непрерывно бесконечно малыми величинами, то его производительность будет выражаться в динамике предельного продукта, и мы сможем отследить ее на графике (рис. 15.1).
Рис. 15.1. Действие закона убывающей предельной производительности
Построим график, где основная линия ОАВСВ – динамика общего продукта:
1. Разделим кривую общего продукта на несколько отрезков: ОВ, ВС, СD.
2. На отрезке ОВ произвольно возьмем точку А, в которой общий продукт (ОМ) равен переменному фактору (ОР).
3. Соединим точки О и А – получим ОАР, угол которого из точки координат графика обозначим α. Отношение АР к ОР – средний продукт, он же tg α.
4. Проведем касательную к точке А. Ось переменного фактора она пересечет в точке N. Сформируется APN, где NP – предельный продукт, он же tg β.
На всем отрезке ОВ tg α < tg β, т. е. средний продукт растет медленнее предельного. Следовательно, имеется возрастающая отдача от переменного фактора и закон убывающей предельной производительности своего действия не проявляет.
На отрезке ВС рост предельного продукта сокращается на фоне продолжающегося роста среднего продукта. В точке С предельный и средний продукт равны друг другу и оба равны γ. Таким образом, начал проявляться закон убывающей предельной производительности.
На отрезке СD средний и предельный продукты сокращаются, причем предельный – быстрее среднего. Общий продукт при этом продолжает расти. Здесь действие закона проявляется в полной мере.
За точкой D, несмотря на рост переменного фактора, начинается абсолютное сокращение даже общего продукта. Трудно найти предпринимателя, который бы не почувствовал действие закона за пределами этой точки.
Изокоста, изокванта тетрадь стр.61,65
21) тетрадь-стр.58 Математически ПФ могут быть представлены в различных формах — от столь простых, как линейная зависимость результата производства от одного исследуемого фактора, до весьма сложных систем уравнений, включающих рекуррентные соотношения, которыми связываются состояния изучаемого объекта в разные периоды времени.
22-тетрадь-стр.61-63 ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЗАМЕЩЕНИЯ [marginal rate of technological substitution, MRTS] (то же:предельная норма технического замещения) — количество одного ресурса (фактора производства), которое требуется для замены единицы другого ресурса без изменения объема выпуска (т. е. при движении вдоль изокванты). (См. Предельная норма замещения,1.) П. н. т. з. определяется угловым коэффициентом изокванты, вдоль которой происходит замещение одного фактора производства другим.
23-тетрдаь стр.65-66
24-тетрадь стр. 24-27
25) Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.
Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.
Эластичность предложения зависит от:
§ особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);
§ временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);
§ зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.
Факторы, влияющие на эластичность предложения
1. Наличие резерва производственных мощностей.
Когда промышленность не работает на полную мощность, оборудование простаивает, рабочие остаются без работы или заняты неполный рабочий день. В этом случае предложение будет эластичным. Возросший спрос можно удовлетворить довольно быстро: нанять больше рабочих и привести в действие простаивающее оборудование.
2. Уровень запасов.
Если в отрасли есть большие товарные запасы, возросший спрос можно удовлетворить, пустив их в оборот. Пока запасы не истощатся, предложение будет эластичным.
4. Фактор времени.
- в условиях кратчайшего рыночного периода производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены, и предложение совершенно неэластично (ЕS = 0), поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения;
-в условиях краткосрочного периода предложение будет эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (сырье, рабочая сила), либо использовать их более интенсивно;
- в условиях долгосрочного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.
26) инет
27) Леон Вальрас (1834-1910) Франко-швейцарский экономист, основатель математического направления экономического анализа.
При данном подходе рассматриваются прямые функции спроса (предложения):
Это означает исследование динамики объемов спроса и объемов предложения при заданных ценах.
Пусть реальная рыночная цена будет выше цены равновесия , как это представлено на рисунке.
При этой цене объем спроса составит , а объем предложения .
Возникает избыток предложения, и на рынке возникает тенденция к понижению цены.
Напротив, если рыночная цена ( ) установится ниже цены равновесия, возникает дефицит товаров, и цена будет иметь тенденцию к повышению.
Таким образом, условие равновесия по Вальрасу, это равенство величины спроса величине предложения.
Альфред Маршалл (1842-1924) английский экономист, профессор Кембридского университета, основатель Кембридской школы в экономической теории.
При альтернативном подходе исследуются обратные функции спроса (предложения).
то есть упор делается на ценах спроса и ценах предложения при заданном объеме.
Пусть реальный объем продаж ниже равновесного уровня , тогда цена спроса , отражающая готовность покупателей приобрести этот товар, будет выше цены предложения . Это будет стимулировать продавцов увеличивать объем продаж.
И наоборот, если объем продаж выше равновесного уровня то цена спроса , будет меньше цены предложения .
Подобная рыночная ситуация заставит продавцов сократить объем продаж до точки равновесия.
Рыночное равновесие по Маршаллу (объем продаж выше рыночного объема)
Условие равновесия по Маршаллу предсталяет собой равенство цены спроса цене предложения:
28) Экономическое равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны.
Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными или ценойрыночного клиринга
. Такая цена имеет тенденцию в отсутствии изменений спроса и предложения оставаться неизменной.Виды рыночного равновесия:
Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объём, то равновесиеназывают устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.
Нарушения рыночного равновесия
В случаях изменения спроса и предложения под влиянием неценовых факторов рыночное равновесие будет достигаться при других значениях равновесной цены и равновесного объема. [1, с. 209]
Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем товаров: если спрос увеличивается, то возрастает цена и увеличивается равновесный объем; если спрос падает, то цена равновесия снижается и сокращается равновесный объем (рис. 2).
Рис. 2. Изменение спроса и его воздействие на цену равновесия и равновесный объем
При увеличении спроса (рис. 2 а) и цена, и равновесный объем возрастают; при снижении спроса (рис. 2 б) и цена, и равновесный объем сокращаются.
Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и однонаправленному воздействию на равновесный объем: если предложение увеличится, то цена равновесия снизится, а равновесный объем увеличится