Продолжительность жизни по странам мира, лет
Место в рейтинге | Страна | Возраст | Место в рейтинге | Страна | Возраст |
Андорра | 83,49 | Исландия | 79,8 | ||
Сан-Марино | 81,43 | … | |||
Япония | 80,93 | Россия | 67,08 | ||
Сингапур | 80,42 | … | |||
Австралия | 80,13 | Ангола | 36,96 | ||
Швейцария | 79,99 | Лесото | 36,94 | ||
Швеция | 79,97 | Замбия | 35,25 | ||
Гонконг | 79,93 | Ботсвана | 32,26 | ||
Канада | 79,830 | Мозамбик | 31,3 |
Источник: данные Фонда народонаселения ООН. Режим доступа http://www.unfpa.org
Если же взглянуть на государства бывшего СССР, то даже наиболее прозападные прибалтийские республики демонстрируют весьма невысокие показатели: Эстония находится на 118-м месте (70,31 года), Литва и Латвия — на 124 и 130-м местах соответственно (69,6 и 69,31 года). Все остальные страны бывшего СССР находятся в промежутке между 139 и 170-м местами. Так, 139-ю позицию списка занимает Белоруссия с показателем в 68,43 года, 142-е место у России (67,08 года); Украина на 147-й позиции (66,5 лет), уступая Армении, занимающей 145-е место (66,68). Наихудшие показатели имеет Туркмения, самая недемократическая республика бывшего Советского Союза, - 170-е место (61,19 года).
Самая низкая продолжительность жизни на протяжении уже многих лет наблюдается у большой группы африканских государств (главным образом к югу от Сахары). Высокая смертность в этих странах объясняется перенаселенностью, антисанитарией, постоянными гражданскими войнами и межэтнических столкновениями, болезнями. За редким исключением (Афганистан находится на 201-й позиции) около четырех десятков последних мест рейтинга принадлежит указанной группе стран. Замыкает эту группу Мозамбик: продолжительность жизни его населения составляет всего 31,3 года.
Что касается полового состава населения, то в целом в мире на 1000 женщин приходится 1010 мужчин. Это преобладание мужчин имеет место за счет развивающихся стран. В России же на 100 женщин приходится 86 мужчин. Вместе с тем половая структура как российского, так и всего населения мира достаточно сбалансирована.
Современная динамика и структура населения повлияли на то, что многие государства пытаются влиять на демографические процессы. Поэтому в ряде стран мира проводится демографическая политика— комплексная система мер (административных, экономических, социальных и др.), принимаемых государством в целях воздействия на естественное движение населения страны (прежде всего, на рождаемость).
Объективная и актуальная необходимость проведения демографической политики признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения в них. Основная цель демографической политики заключается в том, чтобы изменить складывающиеся и существующие в данный период времени в данной стране негативные демографические тенденции.
Тем не менее исходя из сложившейся демографической ситуации в стране существует два основных типа демографической политики:
1) политика, направленная на повышение рождаемости (характерна для экономически развитых стран);
2) политика, направленная на снижение рождаемости (зачастую необходима для развивающихся стран).
Очень часто практическое осуществление демографической политики связано как с этическими проблемами, так и с нехваткой финансовых средств.
В большинстве развитых стран демографическая политика проводится преимущественно экономическими мерами и направлена главным образом на стимулирование рождаемости. В комплекс экономических мер в этом случае входят финансовые дотации, такие как денежные пособия семьям, имеющим детей; льготы для одиноких родителей; пропаганда престижности материнства; оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, Польше, США), по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщин, прервавших беременность, и врачей, сделавших аборт.
В развивающихся странах, где темпы роста населения высоки, проведение демографической политики особенно актуально. Ее реализация в то же время осложнена недостатком собственных финансовых ресурсов и зачастую ограничивается лишь декларативными заявлениями. Нередко эта политика вообще не принимается гражданами страны из-за сложившихся в ней исторических традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и в особенности отцовства. Правительства большинства стран, где основной религией является ислам, в принципе отвергают какое-либо вмешательство государства в планирование семьи.
Основная цель демографической политики в развивающихся странах — простое воспроизводство населения («нулевой рост») — теоретически возможен, если каждая семья будет иметь в среднем 2,3 ребенка (так как есть люди, не вступающие в брак, семьи, не имеющие детей, высока смерть в раннем возрасте из-за несчастных случаев). Достижение же такого положения еще не означает немедленной стабилизации численности населения, поскольку росту населения присуща определенная инерция, которую сложно переломить, — в детородный возраст вступают люди, родившиеся при высоком коэ ффициенте рождаемости. Кроме того, если вследствие демографической политики произойдет резкое уменьшение рождаемости, для половозрастной структуры населения будут характерны периоды резкого колебания численности населения, весьма негативно могущие отразиться на стабильном развитии экономики.
Отдельным странам присущи разные формы демографической политики. Так, в Китае ограничение рождаемости сопровождается лозунгом: «Одна семья — один ребенок» (такая политика проводится в стране уже 25 лет). Нарушение этого правила влечет за собой серьезные административные санкции со стороны государства. В Индии ограничение рождаемости осуществляется по принципу: «Два ребенка на одну семью». В развитых странах принимаются и меры по стимулированию рождаемости. В этих целях применяются такие методы, как запреты на аборты, выплата пособий на детей, налоговые льготы семьям с детьми, более высокие налоговые ставки на неженатых мужчин и т.п.