ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ. 1. Предмет микроэкономики
1. Предмет микроэкономики. Методы микроэкономического анализа.
2. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход).
3. Аксиомы ординалистского подхода к оценке потребителем общей полезности потребляемых благ. Кривые безразличия потребителя и их свойства. Предельная норма замещения.
4. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Графическая интерпретация равновесия потребителя.
5. Кривая «доход-потребление». Сдвиги кривой индивидуального спроса. Кривые «доход-потребление» для различных видов благ. Кривые Энгеля.
6. Эффект дохода и эффект замещения. Влияние эффекта дохода и эффекта замещения на величину спроса на различные виды благ при изменении цены.
7. Совершенная конкуренция, ее основные признаки.
8. Фирма «прайс-тейкер» в краткосрочном периоде (минимизация убытков, максимизация прибыли). Два подхода в анализе: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками, принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками.
9. Фирма «прайс-тейкер» в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли. Предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде.
10. Совершенная конкуренция и эффективность.
11. Основные черты чистой монополии. Факторы монополизации. Виды монополии. Монопсония.
12. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах.
13. Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия.
14. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.
15.Основные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта.
16. Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).
17. Равновесие фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм.
18. Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности.
19. Неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.
20. Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.
21. Типология моделей олигополии. Модель, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля). Модели, основанные на некооперативной стратегии: модели с последовательным принятием решений (модель лидерства по ценам, модель лидерства по объему выпуска).
22. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.
23. Олигополия и эффективность.
24. Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти. Проблема монополизма в Республике Беларусь.Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.
25.Рынки ресурсов. Предельный продукт и предельная доходность ресурса. Предельные издержки ресурса. Рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы. Неценовые факторы спроса на ресурсы.
26. Структура рынков ресурсов. Совершенная и несовершенная конкуренция на рынках ресурсов.
27. Рынок труда. Спрос на труд. Предельный продукт труда и факторы его определяющие. Индивидуальное и рыночное предложение труда.
28. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсонии. Модели с учетом профсоюзов. Двусторонняя монополия. Равновесие на рынке труда в долгосрочном периоде.
29. Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Формы и системы заработной платы. Дифференциация заработной платы.
30. Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.
31. Рынок капитала и его структура. Физический и денежный капитал.
32. Рынок ссудного капитала и ссудный процент. Спрос и предложение заемных средств. Ставка ссудного процента. Номинальная и реальная ставка процента.
33. Краткосрочный и долгосрочный спрос на инвестиции. Влияние ставки процента на принятие решений по долгосрочным инвестициям. Дисконтирование стоимости будущих доходов.
34. Рынок ценных бумаг. Цены и доходы на рынке ценных бумаг.
35. Предпринимательская способность как фактор производства. Экономическая прибыль как разновидность факторного дохода. Нулевая прибыль. Функции экономической прибыли.
36. Источники экономической прибыли. Неопределенность, риск и прибыль. Неопределенность, инновации и прибыль. Монопольная прибыль.
37. Земля как фактор производства. Ограниченность земли. Земля как возобновляемый природный ресурс: естественное и экономическое плодородие почвы.
38. Земельная рента как цена за использование земли. Определение размера ренты в условиях конкуренции. Экономическая рента. Рента и арендная плата. Цена земли. Формирование рынка земли в Республике Беларусь.
39. Разнокачественность земельных участков и дифференциальная рента по плодородию и местоположению.
40. Частичное и общее равновесие. Взаимосвязи в изменениях на рынках продуктов и ресурсов.
41. Эффективность обмена. Обмен на диаграмме Эджуорта. Критерий оптимальности обмена по Парето. Кривая контрактов. Кривая потребительских возможностей. Конкурентное равновесие потребителей. Эффективность обмена и справедливость.
42. Эффективность производства. Производство на диаграмме Эджуорта. Критерий оптимальности производства по Парето. Кривая производственных контрактов. Кривая производственных возможностей.
43. Эффективность структуры выпуска продукции. Критерий оптимальности структуры выпуска по Парето.
44. Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние. Критерии оценки общественного благосостояния.
45. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования.
46. Внешние эффекты. Общественные и частные издержки и выгоды. Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике.
47. Причины существования внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов: роль спецификации прав собственности и трансакционных издержек. Теорема Коуза. Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии.
48. Полная информированность экономических субъектов как условие экономического оптимума. Выбор в условиях неопределенности. Понятие асимметричной информации.
49. Рынки с асимметричной информацией. Асимметричная информация как причина государственного микроэкономического регулирования.
50. Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ.
51. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный (суммарный) спрос на общественные блага.
52. Производство общественных благ через кооперацию товаропроизводителей (частное предложение общественных благ) и проблема «безбилетников». Роль государства в обеспечении предложения общественных благ.
53. Понятие общественного выбора. Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека».