Раздел 1. введение в экономическую теорию

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ярославская государственная сельскохозяйственная академия»

Экономический факультет

Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук

М.Е. Суровцев, А.В. Белов

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ

НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Ярославль 2014

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Лекция 1 Введение в экономическую теорию
РАЗДЕЛ 2 ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИКИ
Лекция 2 Рыночный механизм и его элементы
Лекция 3 Эластичность спроса и предложения
Лекция 4 Теории в области потребительского поведения
РАЗДЕЛ 3 ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ПОНЯТИЕ, МОТИВАЦИЯ, ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА, ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ    
Лекция 5 Производство
Лекция 6 Издержки производства
Лекция 7 Анализ рыночных структур. Модель совершенной конкуренции  
РАЗДЕЛ 4 ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИКИ
Лекция 8 Макроэкономика. Цели и основные показатели
Лекция 9 Макроэкономическая нестабильность
Лекция 10 Государственное регулирование экономики
ХРЕСТОМАТИЯ
Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов (1776)
Карл Маркс. Заработная плата, цена и прибыль (1865)
Карл Маркс. КАПИТАЛ. Критика политической экономии. Т.1 (1867)
Ойген Бём-Баверк. Основы теории ценности хозяйственных благ (1886)
Николай Бухарин. Политическая экономия рантье (1919)
Альфред Маршалл. Принципы экономической науки (1890)
Дмитрий Львов. Экономика России, свободная от стереотипов монетаризма (2000)

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

ЛЕКЦИЯ1. Введение в экономическую теорию

В.1. Объект, предмет и метод экономической теории

В.2. Предмет экономической теории в экономикс

В.3. Предмет экономической теории в марксистской школе

В.4. Проблема выбора. Альтернативные издержки

В.5. Рыночная экономика и ее характеристики

В.6. Методология экономического анализа

Вопрос 1. Объект, предмет и метод экономической теории

Любая наука должна определить свой объект, предмет и метод. Однако наука не определяет своего субъекта. Кто такой субъект науки? Любой человек, решивший заняться научным исследованием, становится субъектом науки. И было бы абсурдом полагать, что исключительно представители негроидной расы могут заниматься техническими науками, представители монголоидной расы – обществознанием, а представители европеоидной расы – науками о человеке. Поэтому ни одна наука не определяет своего субъекта по расе, национальности, имущественному благосостоянию, полу и возрасту.

1. Что такое объект науки? Это то, что она изучает.

2. Что такое предмет науки? Это то, какие вопросы задает наука к своему объекту изучения. Это то, как она видит свой объект. Это точка зрения, угол зрения на свой объект изучения. Из курса черчения вы знаете, что любую деталь можно вычертить спереди, сбоку и сверху. Это три разные картинки и только вместе они дают достаточно полное представление о детали, чтобы её можно было сделать по чертежу. В достаточно крупную вещь можно залезть и нарисовать её изнутри и это будет четвертая картинка. Известна легенда о трех слепцах, встретившихся со слоном, и суждение каждого о слоне было ошибочным, поскольку один ухватил слона за ногу, другой – за хобот, третий за хвост. Однако вместе они давали суждение о слоне более верное, чем каждый из них в отдельности. Эта легенда имеет отношение к любому достаточно сложному объекту изучения: разная точка зрения на объект, то есть разные предметы в отношении одного объекта могут дать (но не обязательно) более верную картину, описание реального объекта. В отношении экономической науки мы приведем ниже три кардинально различных предмета науки, каждый из которых главным, основным, существенным полагает нечто иное, чем остальные.

3. Что такое метод науки? Это способ доказательства того, что созданная нами картинка является очень близкой к реальному объекту, описывает его достаточно точно. Иными словами, это способ доказательства истинности наших суждений и представлений об объекте изучения. К методам науки относятся также способы творческого поиска: аналогия, абстракция, неполная индукция. Однако они не могут служить доказательством истины, хотя им часто приписывается такая роль в обыденном сознании.

Рассмотрим подробно объект экономической теории. Объект можно задать путем перечисления всего, что в него входит: это ресурсы, их использование в производстве, индустрия, сельское хозяйство, транспорт, связь, энергетика, рынки, монополия, совершенная конкуренция, ценовые войны, ценовой сговор, конъюнктура, деньги, цены, инфляция, безработица, экономический рост, финансы, банки, биржи, аукционы, потребительский бюджет, государственный бюджет, реклама, мода, инвестиции и так далее. Подберите общий термин для описания всего вышеперечисленного? Это термин «хозяйство». Хозяйство - это объект изучения науки «экономическая теория». Слово «экономика» не слишком удобное, поскольку может использоваться как синоним слова «хозяйство», а может означать науку, изучающую хозяйство. Поэтому приходится всегда уточнять, что вы имеете в виду: науку или объект этой науки.

Дать родовидовое определение хозяйству как объекту экономической теории невозможно, поскольку родовидовое определение – это уже картинка, то есть это уже предмет науки. И разные научные школы по-разному глядят на хозяйство. Приведем пример родовидового определения с позиции марксистской школы. Хозяйство – это общественные отношения людей в сферах производства, обмена, распределения, собственности и потребления благ, с целью удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей людей. Родовой признак, то есть более широкое понятие, частью которого является хозяйство, - это общественные отношения людей. А видовыми, отличительными признаками выступают: указание на то, что это отношения по поводу благ, и указание на цель этих отношений (удовлетворение потребностей). Обратите внимание на то, что хозяйство – это не столько вещи, используемые людьми, а общественные отношения людей по поводу этих вещей. Н.А. Некрасов писал: «…а чуть работа кончена, глядишь – стоят три дольщика – бог, царь и господин». Прокомментируйте эту фразу, найдите аналоги в современности.

Индивидуальные потребности – это потребности в благах, которые каждый человек оплачивает и потребляет в индивидуальном порядке. Коллективные потребности – это потребности за которые отдельный индивид может не платить. Например, уличное освещение, дороги, мосты, полиция, армия, обеспечивающие безопасность граждан. Эти блага люди оплачивают из коллективных денежных фондов (государственного или муниципального бюджетов). Какой официальный титул носит папа римский. Понтифик. Что он означает? Мостостроитель. Почему у религиозного лидера такой странный титул? Он достался ему по наследству от римских императоров, которые кроме военных титулов (император, триумфатор), желали иметь и гражданский, позитивный, созидательный титул. А поскольку почти все мосты в империи строило государство, то есть тот или иной император, то такое титулование было совершенно правомерно.

Наши рекомендации