Неопределенность внутренней и внешней среды
Рыночная экономика характеризуется неопределенностью, т.к. она предполагает множество субъектов хозяйствования, цели и мотивы поведения которых предугадать довольно сложно, поэтому деятельность каждого предприятия связана с риском. Если предприятие, ориентируемое на рост показателей своей деятельности, старается в своем поведении минимизировать риск, то оно сознательно идет на риск, учитывая его как константу своей деятельности. Риск-это угроза того, что предпринимателю придется затратить дополнительные средства на проект, либо получить доходы ниже тех, которые рассчитывал, и что он окажется несостоятельным и придется принимать процедуру банкротства.
Все риски для предприятия делятся на два класса:
1) риски, связанные с целенаправленной деятельность человека,
2) риски, связанные с проявлением стихийных сил природы.
Рассмотрим риски, связанные с деятельностью человека.
Политический риск-возможность возникновения убытков или
сокращения размеров прибыли в результате проводимой государственной политики.
Политический риск может проявляться в виде военный действий и гражданских беспорядков, если власти страны, в которой находится компания-контрагент, осуществят определенные действия, делающие невозможным дальнейшее продление контракта и др.
Технический риск может быть связан с отрицательными результатами научно-исследовательских работ, потерями из-за недостижения запланированных технических параметров, с потерями в силу производства, которое не позволяет освоить результаты новых разработок; потерями в результате сбоев и поломки оборудования и др.
Производственный риск связан со снижением намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, потерь рабочего времени, повышенного брака в процессе производства; со снижением цен, по которым планировалось реализовывать продукцию; с увеличением затрат, связанных с перерасходом материалов, сырья, топлива, энергии и др.; с ростом фонда заработной платы в результате увеличения численности рабочих; с увеличением налоговых платежей; с низкими поставками сырья и оборудования, с физическим и моральным износом оборудования предприятия.
Коммерческий риск-это вероятность снижения объема реализации продукции в результате падения спроса или потребности на товар, вытеснения его товарами-конкурентами, введения ограничения на продажу, от повышения закупочной цены товара в процессе осуществления проекта, непредвиденного снижения объемов закупок по сравнению с намеченными, потери товара, потери качества товара, что снижает его цену, и др.
Финансовый риск имеет место, когда в роли товара выступают валюта, ценные бумаги, денежные средства.
Инвестиционный риск бывает следующих видов:
1) капитальный, когда потери инвестора связаны с тем, что он не может высвободить инвестированные средства, не понеся потерь;
2) селективный-в результате ошибочного выбора сферы инвестирования;
3) процентный, когда происходит изменение процентной ставки;
4) страновой, когда инвестирование происходит в определенную стран}' с неблагоприятным инвестиционным климатом;
5) операционный - связаный со сбоями в работе компьютерных систем;
6) временный - связаный с потерями из-за неудачного времени;
7) законодательный - в результате законодательных изменений;
8) риск ликвидности;
9) инфляционный риск.
Вероятность получения непредвиденных ситуаций возможна на всех стадиях жизненного цикла товаров - от их проектирования до утилизации. Но наибольший риск существует на стадии проектирования из-за высокой степени неопределенности ситуации. Это означает, что именно на этой стадии необходим тщательный анализ внешних и внутренних факторов.
Важным фактором, уменьшающим риск, является распределение риска между всеми участниками производственного процесса и прежде всего между заказчиком и подрядчиком.
Концентрация производства
Концентрация представляет собой процесс сосредоточения производства во всех более крупных предприятиях.
Процесс концентрации производства осуществляется в двух направлениях:
1) укрупнение предприятий (абсолютная концентрация);
2) распределение общего объема производства между предприятиями разного размера (относительная концентрация). Абсолютная концентрация характеризует размеры производственных единиц, относительная - долю крупных предприятий в общем объеме производства отрасли.
Концентрация производства происходит в следующих четырех формах:
1) укрупнение предприятии-сосредоточение производства в крупных предприятиях. Укрупнение определяется ростом производительности единичных мощностей машин и оборудования, ростом объемов производства;
2) специализация - сосредоточение однородного производства, являющегося массовым или крупносерийным;
3) кооперирование - установление прямых производственных связей меэвду предприятиями, участвующими в совместном изготовлении определенной продукции;
4) комбинирование - объединение разных форм производства по: обработке сырья, его переработке и (если возможно) использованию отходов производства в одном предприятии - комбинате. Все эти формы взаимосвязаны, часто дополняют друг друга. Поэтому системный подход к их применению наиболее целесообразен.
В отраслях промышленности выделяют следующие виды концентрации:
1) агрегатная концентрация - увеличение максимальной единичной мощности основных фондов и рост удельного веса агрегатов высокой мощности в общей производственной мощности;
2) производственно-техническая концентрация - увеличение количества агрегатов, машин и оборудования, участвующих в производственном процессе;
3) технологическая концентрация - пропорциональное увеличение производственных мощностей в технологически взаимосвязанных производствах (например, прядильных, ткацких, отделочных в текстильной промышленности; доменных, сталелитейных и прокатных - в металлургии). Этот вид концентрации может развиваться на базе агрегатной или производственно-технической концентрации;
4) заводская концентрация - увеличение размеров предприятий. Такой вид концентрации может развиваться на базе технологической концентрации или в результате усложнения структуры предприятий (увеличение количества производственных подразделений).
Концентрация производства зависит от кенструктивно-техно- логических особенностей выпускаемой продукции. Например, в машиностроении, в текстильной промышленности концентрация предприятий и размеры их производственной деятельности определяются оптимальным сочетанием технологического оснащения, форм организации в соответствии с особенностями производства.
Уровень концентрации характеризуется объемами выпускаемой продукции и долей продукции крупных предприятий в отрасли.
Главный критерий эффективности концентрации в промышленности -максимальное использование факторов производства. Оптимальные размеры производства устанавливаются в зависимости от отраслевых особенностей. Так, например, в отраслях добывающей промышленности оптимальные размеры предприятий определяют исходя из наличия запасов полезных ископаемых в месторождениях, сроков службы сооружений, объемов потребления. В деревообрабатывающей отрасли оптимальные размеры определяют исходя из рационального сочетания станков и оборудования, поточных и автоматических линий, обслуживающих и вспомогательных подразделений, необходимых для осуществления выпуска продукции при минимизации затрат.
В промышленности концентрации производства осуществляется путем:
1) концентрации специализированного производства;
2) концентрации комбинированных производств;
3) увеличения размеров предприятий.
Концентрация специализированного производства наиболее высокоэффективна. Она предполагает сосредоточение однородного производства на все более крупных предприятиях. Это способствует развитию НТП, т.к. позволяет применять высокопроизводительное оборудование.
Концентрация комбинированных производств достаточно высокоэффективна, т.к. обеспечивает комплексный процесс производства: обработку сырья, его переработку и использование отходов.
Увеличение размеров предприятий менее эффективно, т.к. при этом осуществляется концентрация производств, непосредственно не связанных друг с другом ни однородностью, ни последовательностью и комплексностью технологических процессов по получению конечной продукции.
Увеличение размеров предприятий предполагает сочетание относительно крупных производств в одних цехах (основного производствами более мелких - в других (вспомогательного производства).
Под влиянием роста потребностей потребителей и технического прогресса происходит развитие процесса концентрации производства.
Поэтому очень важно, чтобы на каждом этапе развития степень концентрации производства соответствовала возможностям производственных мощностей и размерам производства.
Открытие предприятий
Открытие нового предприятия предполагает осуществление ряда этапов по его созданию и организации производственно-хозяйственной деятельности.
Основными этапами создания предприятия должны быть:
1) определение состава учредителей и разработка учредительных документов;
2) заключение учредителями договора о создании и деятельности предприятия;
3) утверждение устава предприятия и оформление протокола JV° 1 собрания учредителей общества;
4) открытие временного счета в банке;
5) регистрация предприятия;
6) передача сведений о предприятии для включения в государственный реестр;
7) внесение участниками предприятия полностью своих вкладов в банк;
8) открытие постоянного расчетного счета в банке;
9) регистрация предприятия в районной налоговой инспекции;
10)получение разрешения и изготовление круглой печати и углового штампа.
На первом этапе создания предприятия определяется состав учредителей, разрабатывается и утверждается устав предприятия, заключается учредителями договор о создании и деятельности предприятия. В договоре обязательно определяется организационно-правовая форма открывающегося предприятия. Затем проводится собрание участников общества, где решаются вопросы о назначении директора и председателя ревизионной комиссии. Секретарь оформляет протокол № 1 собрания участников общества.
Следующий этап - открытие временного банковского счета, куда в течение 30 дней после регистрации предприятия должно поступить как минимум 50% от размера уставного капитала. Далее предприятие регистрируется в местном органе власти по месту своего учреждения в порядке, определенном законом о регулировании юридических лиц. Для государственной регистрации в соответствующий орган представляется пакет документов, включающий:
1) заявление учредителей на регистрацию;
2) устав предприятия;
3) постановление собрания учредителей о создании предприятия;
4) договор учредителей о создании и осуществлении деятельности предприятия;
5) свидетельство об уплате государственной пошлины.
После завершения регистрации выдается свидетельство о регистрации и все сведения о новом предприятии передаются в Министерство финансов Российской Федерации для включения предприятия в Единый государственный реестр предприятия. Здесь осуществляется присвоение кодов Общесоюзного классификатора предприятий и организаций. Эти данные подтверждают факт открытия предприятия. Не позднее чем через год после регистрации участники предприятия полностью вносят свои вклады в банк, открывают постоянный расчетный счет, регистрируются в местной налоговой инспекции по месту своего учреждения. Заключительный этап создания нового предприятия - получение круглой печати и углового штампа.
Если предприятие создается в форме акционерного общества, то его учредители еще осуществляют подписку на акции. При открытой подписке публикуется извещение о предстоящей эмиссии, в нем указывают предмет, цель, сроки деятельности открываемого акционерного общества, состав учредителей и дату проведения учредительного собрания, планируемый размер уставного капитала, общее количество, номинальную стоимость и виды акций, сроки проведения подписки на акции и другие сведения. Лица, подписавшиеся на акции, вносят до дня созыва учредительного собрания взнос не менее 30% от номинальной стоимости акций. В случае, когда все акции распределяются между учредителями общества, взнос должен быть не менее 50%. Не позднее одного года после регистрации акционерного общества акционер обязан выкупить акции полностью.
Следующий важный шаг в открытии общества - организация его деятельности.
Организация деятельности любого предприятия должна базироваться на следующих принципах:
1) наличие квалифицированного кадрового состава и необходимой информации;
2) осуществление координации и взаимодействия всех элементов организационно-управленческой структуры предприятия;
3) обеспечение нормального функционирования предприятия в условиях изменяющейся внешней среды на базе гибкости принимаемых управленческих решений.
В каждом конкретном случае организация деятельности предприятия осуществляется с учетом отраслевых особенностей, в которых будет функционировать открываемое предприятие, его организационно-правовой формы, наличия необходимого оснащения и др.