Результаты работы запросов
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Базы данных»
Тема: «Проектирование базы данных “Деканат”»
Автор курсового проекта: Аушев Руслан
Группа ПИ-321
Руководитель проекта: Л.Ф. Панферова
Ростов – на – Дону
2015 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………. 2
1. Описание предметной области «Деканат» ………………………….. 3
2. Концептуальное проектирование базы данных «Деканат» …………6
3. Логическое проектирование базы данных «Деканат» ………………9
4. Физическое проектирование базы данных «Деканат» ………………15
Заключение ……………………………………………………………….18
Список литертуры …………… …………………………………19
Приложение А …………………………………………………………….20
Приложение Б ……………………………………………………………..23
Приложение В ……………………………………………………………..25
Приложение Г ……………………………………………………………..25
Приложение Д ……………………………………………………………..27
Введение
В настоящее время практически во всех сферах человеческой деятельности применяются информационные технологии, базы данных.
В общем смысле термин база данных — это совокупность сведений о конкретных объектах реального мира в какой-либо предметной области или разделе предметной области.
Задача базы данных состоит в хранении всех представляющих интерес данных в одном месте, причем таким способом, который исключает ненужное дублирование данных.
Целью данного курсового проекта является разработка базы данных «Деканат», в которой будет сохраняться информация о студентах, преподавателях, дисциплинах, составляться расписание экзаменов по группам и преподавателям. Реализуется возможность внесения данных, выборки и изменения данных, вывода информации в необходимом формате.
Описание предметной области «Деканат»
Для создания базы данных «Деканат» рассмотрим в качестве примера деканат в «Ростовском государственном экономическом университете» (РИНХ).
Назначением проектируемой базы данных является:
- хранение информации о студентах, группах, преподавателях и дисциплинах;
- хранение информации об успеваемости студентов (хранение результатов сессии);
- постоянное обновление информации в базе;
- использование для получения отчетов об успеваемости отдельного студента;
Пользователями проектируемой базы данных могут быть:
- сотрудники деканата;
- преподаватели.
У сотрудника деканата есть возможность добавлять, изменять и удалять данные из базы данных. Так они могут просто просмотреть имеющуюся информацию в базе данных
Преподаватель может просмотреть информацию из базы данных в удобном виде (возможность просмотреть отчеты).
В базе данных будет иметься следующая информация о студентах:
- ФИО студента;
- Номер зачетной книжки;
- Год рождения;
- Адрес проживания;
- Контактный телефон;
- Номер группы;
Анализируя информацию о студентах, можно сделать следующие выводы:
- студенты могут быть однофамильцами;
- студенты могут быть одного года рождения;
- студенты могут проживать по одному адресу.
В группе должен быть хотя бы один студент. Необходимо хранить следующую информацию о группах:
- Номер группы;
- Направление обучения;
- Профиль;
- Год поступления.
О преподавателях занесем следующие пункты:
- ФИО преподавателя;
- Табельный номер;
- Адрес;
- Телефон;
- Ученое звание;
- Ученая степень;
- Принадлежность к кафедре.
Каждый преподаватель работает определенной кафедре. Значит, необходимо хранить информацию и о кафедрах. В базу данных следует ввести следующие данные о кафедре:
- Наименование кафедры;
- Телефон;
- Заведующий кафедрой;
В ВУЗе существует множество различных дисциплин. Причем одну и ту же дисциплину могут вести разные преподаватели. Значит необходимо хранить следующую информацию о дисциплинах:
- Наименование дисциплины;
- Количество лекционных занятий;
- Количество практических занятий;
- Преподаватели, закрепленные за дисциплинами, которые они ведут. Один преподаватель может вести несколько дисциплин.
Необходимо будет добавить промежуточную таблицу, которая будет закреплять преподавателя за определенной дисциплиной, делая возможным вести одному преподавателю сразу несколько дисциплин. Один преподаватель может вести несколько дисциплин, и одну и ту же дисциплину могут вести и разные преподаватели. В таблицу занесем следующие данные:
- Код закрепления;
- Код дисциплины;
- Код преподавателя;
- Дата сдачи.
Так как нужно хранить результаты сессии (а это и есть успеваемость отдельного студента), то в базу данных следует записать следующую информацию об успеваемости студентов:
- Информация о студенте (ФИО, номер зачетки);
- Наименование дисциплины;
- Форма контроля (зачет или экзамен);
- Оценка;
- ФИО преподавателя.
Исходя из определенных данных и поставленных задач, проектируемая база данных будет содержать 7 объектов:
- Студент
- Группа
- Кафедра
- Преподаватель
- Дисциплина
- Успеваемость
- Закрепление (преподаватель закрепляется за определенной дисциплиной, которую он ведет)
Концептуальное проектирование базы данных «Деканат»
В результате анализа предметной области «Деканат» были определены следующие сущности, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1. Сведения о типах сущностей
Тип сущности | Описание типа сущности | Псевдоним | Особенности использования |
Студент | Информация обо всех студентах ВУЗа | Учащийся | Каждый студент должен принадлежать одной группе |
Группа | Объединяет в себя студентов | Коллектив, учебное объединение | В каждой группе должно находиться определенное число студентов |
Кафедра | Информация о кафедрах университета | К каждой кафедре прикреплено множество преподавателей | |
Преподаватель | Хранится информация о преподавателях | Педагог | Каждый преподаватель прикреплен к одной кафедре, и каждый преподаватель может вести несколько дисциплин. |
Дисциплина | Хранится информация о дисциплинах университета | Предмет | Для каждой дисциплины определяются часы, отведенные на лекции и практики |
Успеваемость | Хранится информация об успеваемости студентов, результаты сдачи сессии | Результаты сессии | Каждый студент сдает зачеты и экзамены по различным дисциплинам |
Закрепление | Преподаватель закрепляется за дисциплиной | Утверждение, фиксация | Один преподаватель может вести несколько дисциплин |
Следующим шагом будет определение типов связей, существующих между отдельными сущностями. Основные типы связей представлены в таблице 2.
Таблица 2. Основные типы связей
Тип сущности | Тип связи | Тип сущности | Тип связи |
Группа | Состоит из | Студент | 1 : M |
Кафедра | Включает в себя | Преподаватель | 1 : М |
Дисциплина | Прикрепляется к | Закрепление | 1 : М |
Преподаватель | Прикрепляется к | Закрепление | 1 : М |
Студент | Имеет | Успеваемость | 1 : М |
В данном случае связь«состоит из» является связью «один ко многим», так как одна и та же группа может состоять из множества студентов, а определенный студент может относиться только к одной группе.
Связь«включает в себя»является связью «один ко многим», так как каждая кафедра может состоять из множества преподавателей, а каждый преподаватель относится только к одной кафедре.
Связь «прикрепляется к» является связью «один ко многим», так как одна и та же дисциплина или преподаватель может прикрепляться ко многим закреплениям дисциплин и преподавателей, а одно закрепление может содержать только одного преподавателя и дисциплину.
Связь «имеет» является связью «один ко многим», так как для каждого студента можно записать данные об успеваемости по множеству дисциплин, а определенная запись успеваемости принадлежит только одному студенту.
Следующим шагом будет выделение атрибутов для каждой сущности. Атрибуты сущностей представлены в таблице 3.
Таблица 3. Атрибуты сущностей
Тип сущности | Атрибут | Тип данных | Первичный ключ |
Студент | Номер зачетной книжки | Числовой | Да |
ФИО | Текстовый | ||
Год рождения | Дата | ||
Адрес проживания | Текстовый | ||
Телефон | Текстовый | ||
Номер группы | Числовой | ||
Группа | Номер группы | Числовой | Да |
Направление обучения | Текстовый | ||
Профиль | Текстовый | ||
Год поступления | Дата | ||
Преподаватель | Табельный номер | Числовой | Да |
ФИО | Текстовый | ||
Адрес | Текстовый | ||
Телефон | Текстовый | ||
Ученое звание | Текстовый | ||
Ученая степень | Текстовый | ||
Код кафедры | Числовой | ||
Кафедра | Код кафедры | Числовой | Да |
Наименование | Текстовый | ||
Телефон | Текстовый | ||
ФИО заведующего | Текстовый | ||
Дисциплина | Код дисциплины | Числовой | Да |
Наименование | Текстовый | ||
Часы лекций | Числовой | ||
Часы практик | Числовой | ||
Успеваемость | Номер зач. книжки студента | Числовой | Да |
Код закрепления | Числовой | Да | |
Форма контроля | Текстовый | ||
Оценка | Текстовый | ||
Закрепление | Код закрепления | Числовой | Да |
Код дисциплины | Числовой | ||
Код преподавателя | Числовой | ||
Дата сдачи | Дата |
Логическое проектирование базы данных «Деканат»
Логическая модель описывает понятия предметной области, их взаимосвязь, а также ограничения на данные, налагаемые предметной областью.
На этапе логического проектирования нужно определить состав и структуру базы данных, назначить имена файлов и отдельных полей, а также определить реквизиты каждого поля. Для этого надо убрать дублирование записей, т.е. удалить те, которые одинаковые и выполнить нормализацию базы.
Нормализация базы данных – процесс преобразования базы данных к виду, отвечающему нормальным формам. Как правило, необходимо привести к 3 нормальным формам.
Отношение находится в первой нормальной форме (1НФ), если значения атрибутов, из которых построено данное отношение, являются простыми, неделимыми, иначе говоря, атомарными значениями (таблица 4).
Номер зачетки | ФИО студента | Направление обучения группы | Профиль группы | Наименование дисциплины | ФИО преподавателя | Форма контроля | Оценка | Дата сдачи |
12ЭК5 | Кирильчук К.С. | Экономика | Экономика предприятия | Менеджмент | Иванов И.И. | Зачет | Зачет | 12.01.2015 |
12ЭК5 | Кирильчук К.С. | Экономика | Экономика предприятия | Экономическая теория | Ландровская К.П. | Экзамен | 22.01.2015 | |
13ПИ23 | Дегтярев В.А. | Прикладная информатика | Прикладная информатика в бизнесе | Базы данных | Иванов И.И. | Зачет | Незачет | 16.01.2015 |
13ПИ23 | Дегтярев В.А. | Прикладная информатика | Прикладная информатика в бизнесе | История | Коновалов А.С. | Экзамен | 12.01.2015 | |
14ИТ1 | Волков И.О. | Информационные технологии | Информационные технологии в бизнесе | Базы данных | Иванов И.И. | Экзамен | 12.01.2015 | |
14ИТ1 | Волков И.О. | Информационные технологии | Информационные технологии в бизнесе | Информатика | Петров П.П. | Экзамен | 18.01.2015 |
Таблица 4. Нормализация (первая нормальная форма)
Продолжение таблицы 4
Номер зачетки | ФИО студента | Направление обучения группы | Профиль группы | Наименование дисциплины | ФИО преподавателя | Форма контроля | Оценка | Дата сдачи |
14ИТ1 | Волков И.О. | Информационные технологии | Информационные технологии в бизнесе | Программирование | Петров П.П. | Экзамен | 16.01.2015 | |
14ИТ12 | Становая М.К. | Информационные технологии | Информационные технологии в бизнесе | Базы данных | Иванов И.И. | Зачет | Зачет | 13.01.2015 |
14ИТ2 | Свиридов А.П. | Информационные технологии | Информационные технологии в бизнесе | Базы данных | Иванов И.И. | Экзамен | 19.01.2015 | |
14ИТ2 | Свиридов А.П. | Информационные технологии | Информационные технологии в бизнесе | Информатика | Петров П.П. | Экзамен | 24.01.2015 | |
13ПИ11 | Ломоносов А.П. | Прикладная информатика | Прикладная информатика в бизнесе | Менеджмент | Петров П.П. | Экзамен | 24.01.2015 |
Таблицы находятся во второй нормальной форме (2НФ), если они удовлетворяет требованиям 1НФ и значения в каждом не ключевом атрибуте однозначно определяются значением первичного ключа.
Таблицы находится в третьей нормальной форме (3НФ), если они находится во второй нормальной форме и все их не ключевые атрибуты зависят только от первичного ключа.
Таблица 5. Таблица «Группа»
Группа | |||
Номер группы | Направление обучения | Профиль | Год поступления |
Информационные технологии | Информационные технологии в бизнесе | 07.08.2014 | |
Прикладная информатика | Прикладная информатика в бизнесе | 11.08.2013 | |
Экономика | Экономика предприятия | 20.08.2012 |
Таблица 6. Таблица «Студент»
Студент | |||||
Номер зачетки | Номер группы | ФИО | Год рождения | Адрес | Телефон |
12ЭК5 | Кирильчук К.С. | 30.08.1995 | ул. Туполена, д. 6 | ||
13ПИ11 | Ломоносов А.П. | 21.07.1996 | ул. Днепра, д. 2 | ||
13ПИ23 | Дегтярев В.А. | 10.10.1996 | ул. Грозного, д. 1 | ||
14ИТ1 | Волков И.О. | 15.11.1995 | ул. Семенчук, д. 12 | ||
14ИТ12 | Становая М.К. | 03.03.1996 | ул. Генда, д. 10 | ||
14ИТ2 | Свиридов А.П. | 20.01.1996 | ул. Кровли, д. 23 |
Таблица 7. Таблица «Кафедра»
Кафедра | |||
Код кафедры | Наименование | Телефон | Заведующий |
Информационные технологии | 2-34-54-23 | Крикунов В.А. | |
Экономика и менеджмент | 2-34-67-12 | Зайчикова А.Н. | |
Журналистика | 2-34-21-68 | Козлов К.М. |
Таблица 8. Таблица «Преподаватель»
Преподаватель | ||||||
Табельный номер | Код кафедры | ФИО | Адрес | Телефон | Ученое звание | Ученая степень |
Иванов И.И. | ул. Тургенева, д.7 | Доцент | д.т.н | |||
Петров П.П. | ул. Ленина, д. 23 | Доцент | к.т.н | |||
Смирнова А.К. | ул. Краснайская, д. 5 | |||||
Ландровская К.П. | ул. Семенчук, д. 67 | Доцент | к.ф.н | |||
Коновалов А.С. | ул. Провская, д. 5 | Доцент | к.э.н |
Таблица 9. Таблица «Дисциплина»
Дисциплина | |||
Код дисциплины | Наименование | Количество лекций | Количество практик |
Базы данных | |||
Менеджмент | |||
Информатика | |||
Программирование | |||
Экономическая теория | |||
История |
Таблица 10. Таблица «Успеваемость»
Успеваемость | |||
Номер зачетки | Код закрепления | Форма контроля | Оценка |
12ЭК5 | Зачет | Зачет | |
12ЭК5 | Экзамен | ||
13ПИ23 | Зачет | Незачет | |
13ПИ23 | Экзамен | ||
14ИТ1 | Экзамен | ||
14ИТ1 | Экзамен | ||
14ИТ1 | Экзамен | ||
14ИТ12 | Зачет | Зачет | |
14ИТ2 | Экзамен | ||
14ИТ2 | Экзамен | ||
13ПИ11 | Экзамен |
Таблица 11. Таблица «Закрепление»
Закрепление | |||
Код закрепления | Код преподавателя | Код дисциплины | Дата сдачи |
12.01.2015 | |||
22.01.2015 | |||
16.01.2015 | |||
12.01.2015 | |||
12.01.2015 | |||
18.01.2015 | |||
16.01.2015 | |||
13.01.2015 | |||
19.01.2015 | |||
24.01.2015 | |||
24.01.2015 |
Физическое проектирование базы данных «Деканат»
На следующем этапе реализуется физическая модель в СУБД MS Access. Создаются таблицы классов объектов с соответствующими типами данных и свойствами полей.
Физическая модель данных описывает данные средствами конкретной СУБД. Отношения, разработанные на стадии формирования логической модели данных, преобразовываются в таблицы, атрибуты становятся столбцами таблиц, для ключевых атрибутов создаются уникальные индексы, домены преображаются в типы данных, принятые в базе данных.
Структуры таблиц базы данных показаны в таблицах 11 – 17.
Таблица 11. Структура таблицы «Студент»
Имя поля | Тип данных | Формат поля | Первичный ключ | Подпись поля |
Номер зачетки | Текстовый | + | Номер зачетной книжки студента | |
Номер группы | Числовой | Целое | Номер группы | |
ФИО | Текстовый | Фамилия, имя, отчество студента | ||
Год рождения | Дата/время | Год рождения студента | ||
Адрес | Текстовый | Адрес проживания | ||
Телефон | Текстовый | Контактный телефон |
Таблица 12. Структура таблицы «Группа»
Имя поля | Тип данных | Формат поля | Первичный ключ | Подпись поля |
Номер группы | Числовой | Целое | + | Номер группы |
Направление обучения | Текстовый | Направление обучения | ||
Профиль | Текстовый | Профиль группы | ||
Год поступления | Дата/время | Год поступления |
Таблица 13. Структура таблицы «Кафедра»
Имя поля | Тип данных | Формат поля | Первичный ключ | Подпись поля |
Код кафедры | Числовой | Целое | + | Код кафедры |
Наименование | Текстовый | Наименование кафедры | ||
Телефон | Текстовый | Контактный телефон кафедры | ||
Заведующий | Текстовый | ФИО заведующего |
Таблица 14. Структура таблицы «Преподаватель»
Имя поля | Тип данных | Формат поля | Первичный ключ | Подпись поля |
Табельный номер | Числовой | Целое | + | Табельный номер преподавателя |
Код кафедры | Числовой | Целое | Код кафедры | |
ФИО | Текстовый | Фамилия, имя, отчество преподавателя | ||
Адрес | Текстовый | Адрес проживания | ||
Телефон | Текстовый | Контактный телефон | ||
Ученое звание | Текстовый | Ученое звание преподавателя | ||
Ученая степень | Текстовый | Ученая степень преподавателя |
Таблица 15. Структура таблицы «Дисциплина»
Имя поля | Тип данных | Формат поля | Первичный ключ | Подпись поля |
Код дисциплины | Числовой | Целое | + | Код дисциплины |
Наименование | Текстовый | Наименование дисциплины | ||
Часы лекций | Числовой | Целое | Количество часов лекционных занятий | |
Часы практик | Числовой | Целое | Количество часов практических занятий |
Таблица 16. Структура таблицы «Успеваемость»
Имя поля | Тип данных | Формат поля | Первичный ключ | Подпись поля |
Номер зачетки | Текстовый | + | Номер зачетной книжки студента | |
Код закрепления | Числовой | Целое | + | Код закрепления |
Форма контроля | Текстовый | Форма контроля | ||
Оценка | Текстовый | Оценка студента |
Таблица 17. Структура таблицы «Закрепление»
Имя поля | Тип данных | Формат поля | Первичный ключ | Подпись поля |
Код закрепления | Числовой | Целое | + | Код закрепления |
Код преподавателя | Числовой | Целое | Код преподавателя | |
Код дисциплины | Числовой | Целое | Код дисциплины | |
Дата сдачи | Дата/время | Дата сдачи |
Заключение
Созданная информационная система содержит структуру и информацию предметной области «Деканат». В состав базы данных входят таблицы, запросы, формы и отчеты.
Она помогает в работе сотрудников деканата по сбору информация о студентах, преподавателях, дисциплинах. Составлять расписание экзаменов по группам и преподавателям и просматривать экзаменационные и зачетные ведомости. Запросы дают возможность извлечь нужную информацию по заданным критериям с необходимым упорядочиванием (выборки с сортировкой
Формы отображают информацию из таблиц в удобном виде. Отчеты выводят информацию на печать в нужном формате.
Библиографический список
1. Панферова, Лидия Федоровна Базы данных: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2006 – 124 с.
2. Ефимов, Евгений Николаевич. Информационные технологии в экономике [Текст] : учеб. пособие / Е. Н. Ефимов ; Рост. гос. экон. ун-т "РИНХ", Фак. Информатизации и упр. – Ростов н/Д : Изд-во РГЭУ "РИНХ", 2009. - 128 с.
3. Арсеньев, Юрий Николаевич. Информационные системы и технологии. Экономика. Управление. Бизнес [Текст]: учеб. пособие / Ю. Н. Арсеньев, С. И. Шеболдаев, Т. Ю. Давыдова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с
4. Робинсон, С. Учебный курс Access 2000 [Текст]: учеб. пособие для вузов/В.М. Цыганков. – СПб.: Питер, 2001. – 298с.:
Приложение А
Структура БД в Access (Схема данных)
Приложение Б
Структуры таблиц БД
Структура таблицы «Кафедра»
Структура таблицы «Дисциплина»
Структура таблицы «Группа»
Структура таблицы «Преподаватель»
Структура таблицы «Студент»
Структура таблицы «Закрепление»
Структура таблицы «Успеваемость»
Приложение В
Содержание таблиц БД
Содержание таблицы «Кафедра»
Содержание таблицы «Дисциплина»
Содержание таблицы «Группа»
Содержание таблицы «Преподаватель»
Содержание таблицы «Студент»
Содержание таблицы «Закрепление»
Содержание таблицы «Успеваемость»
Приложение Г
Результаты работы запросов
Результат работы запроса «Зачетная ведомость»
Результат работы запроса «Экзаменационная ведомость»
Приложение Г
Результаты работы Форм
Главная форм
Форма «Ведомости»
Форма «Экзаменационная Ведомость»
Приложение Д
Отчеты