Глава 4. Религиозный туризм в исламе
Религиозный туризм мусульман имеет ярко выраженную паломническую составляющую. Для каждого мусульманина необходимо хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) в священные города - Мекку и Медину. Характерная черта - резкий всплеск числа паломников мусульман именно во время хаджа, который бывает раз в году, с меняющимися в зависимости от лунного календаря датами. Эти города разрешается посещать только мусульманам, что ограничивает экскурсионную составляющую, поскольку экскурсанты - представители других религий не могут посетить главные святыни ислама.
История возникновения и основы вероучения ислама
Ислам является самой молодой религией из существующих трех конфессий. В исламе суннитского толка (этого направления придерживаются большинство мусульман) отсутствует культ святых. Ничто не должно нарушать принципы верховности и единства Бога и отвлекать верующих от поклонения Аллаху. Поэтому в исламе запрещены изображения Бога, людей, животных. Соответственно в исламе отсутствует иконография.
Отсутствие культа святых, чудотворных икон, монастырей - все это приводит к тому, что в исламе значительно меньше, чем в христианстве, священных мест, привлекающих туристов паломников.
Ислам зародился в VII в. н. э. в Западной Аравии среди арабов. Слово "ислам" можно перевести как "покорность богу".
Примерно в 570 г. н. э. в Мекке родился основатель ислама Пророк Мухаммед. В 610 г. в пещере горы Хира ему явился архангел Джибраил (Гавриил), который указал ему на слово Бога (Аллаха). Мухаммед (значение имени - "восхваляющий") не умел писать, поэтому декламировал эти откровения, словно стихи Бога. Эта ночь откровения известна как "ночь славы". После этого события на протяжении более 20 лет у Мухаммеда случались озарения, как в присутствии людей, так и когда он был в одиночестве. Проповеди Мухаммеда встречали сопротивление значительной части населения Мекки, поэтому в 622 г. состоялась хиджра - переселение Пророка в Медину. С этого года начинается отсчет мусульманского календаря. В 629 г. Мухаммед совершил свое первое и последнее паломничество в Мекку, где разрушил племенных идолов в святилище Каабе. 8 июля 632 г. Пророк Мухаммед умер в Медине в возрасте 63 лет.
Догматы ислама
1. Вера в Аллаха (т. е. вера в Бога). Бог в исламе един, превосходящ, вне времени, милостив и милосерден.
2. Вера в священные книги. С каждым из посланников Всевышний посылал людям Книгу откровений. Тору через Моисея, Евангелие через Иисуса, Коран через Мухаммеда.
3. Вера в ангелов, дьявола и джиннов. Ангелы, сотворенные из света, служат проводниками и помощниками Бога. Джинны, созданные из огня, населявшие землю до человека, могут быть как добрыми, так и злыми. Дьявол (шайтан, иблис) - падший ангел, возглавивший враждебные человеку силы.
4. Вера в пророков. До прихода Мухаммеда было 124 тысячи пророков. В Коране записано 26 пророчеств. Мухаммед считается последним посланником, печатью пророков.
5. Вера в рай и ад.
6. Вера в предопределение (аль кадр).Аллаху известно все, все происходящее имеет свой смысл и является выражением его воли.
7. Вера в жизнь после смерти (ахира) и в бессмертие души (рух).
Исламский символ веры звучит так: "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - Пророк его".
Ислам основан на пяти заповедях:
1. Свидетельство - "шахада". Сущностью ислама является покорность богу и признание того, что Мухаммед - его посланник.
2. Молитва - "салат". Выражает преклонение перед богом и благодарность ему. Молитва совершается пять раз в день - на восходе, в полдень, после обеда, на закате и вечером.
3. Милостыня - "закят". Своего рода налог в пользу нуждающихся мусульман. Раз в год мусульманин выплачивает 2,5 % своего капитала в качестве милостыни нуждающимся.
4. Пост - "саум". Мусульмане постятся в течение всего месяца рамадан.
5. Паломничество - "хадж". По меньшей мере один раз в жизни мусульманин должен отправиться в паломничество в Мекку, к Каабе.
В исламе отсутствуют таинства, характерные для христианства. Чтобы стать мусульманином, достаточно произнести в присутствии уважаемых людей исламский символ веры. В исламе отсутствует институт священства, поэтому духовенство и миряне не противопоставляются друг другу. Стать имамом, т. е. "производящим молитву", может любой уважаемый человек, хорошо разбирающийся в Коране и ритуальной практике. На молитву верующие должны надевать чистую одежду, совершив омовение. Во время молитвы верующие обращаются лицом в сторону Мекки. Направление на Мекку указывает михраб - ниша в стене мечети. В Коране четко говорится о необходимости пожертвований. Поэтому в исламе проповедуется подаяние нищим, больным, забота о своих семьях и нуждающихся в помощи. Требуется также уплата милостыни (2,5 %) от всего нажитого человеком в пользу бедных. В девятый месяц лунного календаря рамадан мусульманам предписан пост. Наиболее важной заповедью является хадж. Паломничество совершается в строго определенное время - в месяц зуль хиджа, четвертый после рамадана.
Мусульманские праздники
В исламе самыми большими праздниками считаются два: Ид аль Фитр (Ураза байрам) - праздник разговения после строгого поста в месяц рамадан и Ид аль Адха (Курбан байрам) - праздник жертвоприношения, совершаемого во время хаджа. Мусульмане также с большими почестями и глубоким уважением отмечают день рождения Пророка Мухаммеда, ночь его вознесения, ночь заповеди и ночь могущества.
Суннизм и шиизм
В исламе существуют два основных течения - суннизм и шиизм. Они расходятся в вопросах преемственности духовной власти. Суннизмбазируется на Коране и Сунне (деяния, поступки и слова Мухаммеда) и признает принцип выборности халифов (преемников Мухаммеда). Шиизмопирается на Коран и хадисы (предания), принадлежащие Али и его потомкам. Али - четвертый халиф, муж дочери Мухаммеда Фатимы. Шиизм признает 12 имамов, прямых потомков Али. Приверженцы этого течения также верят в приход в мир незадолго до Страшного суда тайного имама - Махди, который установит равенство и справедливость.
В исламе существует также мистическое течение - суфизм,здесь делаются акценты на эмоциональной и интуитивной стороне религиозного опыта. Основными целями суфизма являются: полное растворение человеческого сознания в сознании Бога, непосредственное эмоциональное переживание опыта общения с Богом, поиски внутренней духовной жизни.