Цены на продукцию обрабатывающей промышленности
И цены на сырье.
В качестве мировых цен на продукцию обрабатывающей промышленности выступают, как правило, экспортные цены крупных фирм, производящих и экспортирующих значительную часть продукции отрасли. При этом базой экспортных цен служат цены на внутреннем рынке.
Цены на сырье, к которой, согласно классификации статистического бюро ООН, относятся энергоресурсы, минеральное сырье, сельскохозяйственные продукты, удобрения, цветные металлы, зависят не от величины внутренних затрат, а от таких факторов как:
соотношение между спросом и предложением на рынке сировинних
товаров;
сочетание цен основных производителей - экспортеров и биржових
котировок в роли мировых цен для значительной части сырьевых товаров;
регулирования цен отдельными государствами или их группами, которые являются главными экспортерами (страны ОПЕК)
господства монополий, которые продают свои товары по монопольно высоким ценам, а покупают - по монопольно низким;
инфляция, поскольку ожидания заставляет производителей закупать сырье и оборудование с учетом того, что в будущем за них придется платить больше.
Стоимостные показатели рассчитываются, как правило, в национальной валюте и переводятся в доллары США в целях международного сопоставления. Правда, есть страны, прежде всего страны с высоким уровнем инфляции, расчеты экспорта и импорта осуществляют сразу в долларах США.
Поскольку основная доля товаров в международной торговле перевозится морским транспортом, то за основу (базу) расчета цен экспорта и импорта берется транспортировки морем. С целью международного сопоставления экспорт рассчитывается в мировых ценах на момент пересечения товаром границы на базе ФОБ (от английской аббревиатуры (FOB-free on board), что означает "свободно на борту", а импорт - на базе цен СИФ (от английской аббревиатуры CIF - cost, insurance, freight), что означает "стоимость, страхование и фрахт".
Согласно общепринятым правилам толкования международных коммерческих терминов экспортная цена ФОБ предусматривает включение в цену товара расходов на доставку товара в порт и погрузки его на судно, а импортная цена СИФ предусматривает включения в цену товара расходов на доставку товара в порт, погрузки его на судно, покупку страховки, оплату фрахта и других сборов.
Экспорт на. условиях ФОБ, в свою очередь, может выступать в различных вариантах в зависимости от того, в какой степени распределяется между продавцом и покупателем ответственность за доставку товаров и транспортные расходы:
экспорт на условиях франко-вагон с указанием пункта отправления. При этих условиях экспортер обеспечивает погрузку товара в железнодорожные вагоны, грузовые автомобили или другие транспортные средства и несет ответственность за сохранность товара только для загрузки его на транспортное средство. За перемещение товара от пункта отправления ответственность берет на себя покупатель, оплачивая все транспортные расходы и экспортные налоги и услуги; экспорт на условиях франко-вагон с указанием пункта отправления с предварительной оплатой стоимости перевозок до пункта назначения. При таких условиях цена включает стоимость перевозок, и покупатель не несет расходов на транспортировку товара от пункта отправления до пункта назначения;
экспорт на условиях франко-вагон с указанием пункта отправления с включением в цену стоимости перевозок без оплаты ее экспортером. Этот вариант отличается от предыдущего тем, что экспортер уменьшает цену товара на сумму транспортных расходов, которые будут уплачены покупателем при получении товара;
экспорт на условиях договоренности между экспортером и импортером о том, что экспортная цена включает стоимость перевозки товара до пункта назначения. Тогда экспортер оплачивает расходы транспортировки, а покупатель несет ответственность за передвижение товара от пункта отправления и платит все налоги, сборы и стоимость услуг;
экспорт на условиях, когда цена включает все расходы экспортера по транспортировке товара к месту нахождения транспортного средства покупателя и стоимость загрузки товара на него; экспорт на условиях франко- пункт назначения в стране импортера. При таких условиях цена включает стоимость товара в пункте отправления и все транспортные расходы на доставку товара в определенный партнерами пункт назначения в стране покупателя, а также экспортные налоги, сборы и другие расходы. Все эти расходы оплачивает продавец. В результате различий в базах расчетов совокупная стоимость мирового экспорта будет всегда меньше стоимости мирового импорта на величину, примерно равную сумме расходов на страхование товара, его перевозки и другие портовые збори.
В практике международных торговых отношений случаи, когда в экспорт и импорт включают не только международное перемещение товаров, но и перемещение факторов производства. Скажем, поставка в Украину оборудования для предприятия, принадлежит немецкой фирме, может рассматриваться как импорт товаров, и как импорт капитала. Участие украинских специалистов эксплуатации металлургического комбината в Индии может считаться экспортом товара (услуги по техническому обслуживанию) или экспортом рабочей сили.
Некоторую особенность имеет ценообразования транснациональных корпораций. В них различают два вида цен: внешние международные цены и внутренние международные цены. Внешние международные цены (цены международных корпораций) - это цены, по которым корпорации реализуют свои товары на международном рынке.
Внутренние международные цены (трансфертные цены)- это цены, по которым осуществляется обмен товарами и услугами между материнской компанией и ее зарубежными филиалами, а также между филиалами. При установлении трансфертных цен фирма ставит перед собой цель обеспечить конкурентоспособность продукции на рынках. А потому стремится действовать в тех странах, в которых более низкие налоги и тарифы.
В большинстве стран государство активно вмешивается в процесс ценообразования в отношении товаров и услуг, которые реализуются на внешнем рынке. Влияние государства на цены осуществляется через финансирование научно- исследовательских работ, бюджетное финансирование экспорта, а также с помощью соответствующей таможенной политики. С целью снижения экспортных цен и повышения конкурентоспособности отечественных товаров правительства предоставляют своим экспортерам субсидии (своеобразную доплату к экспортной выручки), если внутренние цены выше экспортных. Кроме того, правительства могут косвенно влиять на экспортные цены через систему налогообложения экспортных товаров, снижая или даже видминюючы налоги на товары и сырье, из которого они виробляються.
Бюджетные финансирования экспорта дают возможность фирмам в отдельных случаях применять демпинговые цены, которые могут быть ниже себестоимости. При таких условиях фирмы -экспортеры покрывают свои убытки за счет прямых или косвенных доплат со стороны государства. Продажа товаров по низким ценам дает возможность фирмам устранить с рынка своих конкурентов и сохранить на нем свое панування.
На ценообразование в международной экономике наряду с национальными государственными структурами влияют организации международного сотрудничества и интеграции. Среди них наибольшее влияние оказывают ЕС, МВФ, Всемирный банк, ГАТТ, а также семерка наиболее развитых стран. Определенное влияние на международное рыночное ценообразование оказывают разнообразные ассоциации свободной торговли, таможенные союзы, свободные экономические зоны и другие региональные объединения.