Развитие международного туризма

Международный туризм приобрел, начиная с 60-70-х гг., всемир­ный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны.

В среднем около 65% всех международных туристических поез­док приходится на Европу, около 20% — на Америку и около 15% — на остальные регионы. Подробную статистическую информацию о развитии международного туризма можно найти в статистическом сборнике Yearbook of Tourism Statistics, издаваемом Всемирной турист­ской организацией (ВТО).

Основными факторами, влияющими на развитие выездного ту­ризма в высокоразвитых странах, являются экономические и соци­альные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необхо­димых потребностей.

К субъективным причинам относится деятельность государствен­ных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан и др.

Развитие иностранного туризма в странах, преимущественно при­нимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие стра­ны посредством международного туризма пытаются решить пробле­мы платежного баланса.

По данным Всемирного совета по туризму, за 1993 г. на туризм приходилось 10,1% всемирного ВВП и 10,5% рабочих мест.

Согласно данным ВТО, в мире насчитывается 15 стран, специа­лизирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слаборазвитой эко­номикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др.

Под поступлениями от международного туризма понимается пла­та за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением выгоды от дополни­тельной занятости и оплаты международного транспорта.

Международные туристические расходы включают оплату продук­тов и услуг, произведенных и оказанных жителями данной страны за границей, за исключением выгоды от дополнительной занятости и расходов на билеты.

Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положитель­ное сальдо имеют Испания, Франция, Австрия и Италия, а наиболь­шее отрицательное сальдо — Япония и Германия.

Обычно считается, что помимо затрат на проезд в страну и обрат­но иностранные туристы затрачивают на питание около 40% своих расходов, на проживание — 30%, на проезд внутри страны — 8%, прочие расходы — 22%.

В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы фирм, за­нятых в туристическом бизнесе (прямой эффект); во-вторых, повы­шается спрос со стороны туристического сектора экономики на то­вары и услуги поставщиков, что способствует повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах экономики (косвенный эффект); в-третьих, увеличи­ваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект называ­ются вторичным эффектом.

Хотя первое место по важности иностранного туризма для наци­ональных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с полу­чением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Развива­ющиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15—55% поступлений в зависимости от степени развития экономики и ориентированности туристичес­кой индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обус­ловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «жи­вой» рекламой и способствует импорту иностранных потребитель­ских товаров.

Велико значение туризма и для рынка рабочей силы. По данным американских специалистов, индустрия туризма (включая внутрен­ний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Она относится к числу наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе — 7 и 11% соответственно.

Наши рекомендации