Научная разработанность проблемы
Дипломант опиралась на идеи об ответственности личности в трудах И.Канта и М.Вебера[1]. Наиболее полное и всестороннее описание данного феномена можно встретить в работах немецкого и американского философа Ганса Йонаса[2].
Основу концепции социальной ответственности в рамках выполнения компаниями своих социально-экономических функций заложили работы известных экономистов Г.Боуена, К.Дэвиса, Р.Фримана и др[3].
С резкой критикой данной концепции выступали американский экономист, лауреат Нобелевской премии М.Фридман, и позднее британский экономист Д.Хендерсон. Они утверждали, что у бизнеса есть только одна ответственность – максимизация прибыли[4].
Выделить и упорядочить основные компоненты корпоративной социальной ответственности, а также проследить ее эволюцию попытался в своих работах известный специалист в области взаимоотношений бизнеса и общества А.Кэрролл[5]. Среди современных западных специалистов, разрабатывающих различные подходы к определению содержания и смысловой нагрузки понятия «социальная ответственность бизнеса» можно назвать таких теоретиков, как Ф.Робинс, Л.Е.Престон, М.Портер[6].
Интерес к проблеме социальной ответственности бизнеса в отечественной литературе начал проявляться сравнительно недавно в работах таких ученых, как М.И.Корсаков, С.Е.Литовченко, Н.А.Кричевский, С.Ф. Гончаров[7].
Социальная ответственность бизнеса – междисциплинарное понятие, поэтому его рассматривают с точки зрения таких наук, как социология (А.Л. Кузеванова, Е.А. Чернова), экономика и менеджмент (О.А. Канаева, Д.И. Линге), политология (И.Ю. Беляева)[8].
В отечественной литературе слабо представлен социологический аспект социальной ответственности бизнеса на региональном уровне, участие бизнеса в социально-экономическом развитии региона рассматривается лишь через призму взаимоотношений бизнеса и власти. Исследование позволит рассмотреть социальные практики бизнеса на уровне региона, их направленность, специфику социальной активности регионального бизнеса, чем и определены цель и задачи дипломной работы.
Объект: социальная ответственность регионального бизнеса в российском обществе.
Предмет: социальная ответственность компании «Шик» в удовлетворении потребностей регионального социума.
Цель: обоснование социальной ответственности регионального бизнеса на примере «Шик» через социологический анализ социальных практик в развитии социума.
Задачи:
· рассмотреть методологические и концептуальные основы анализа сущности и содержания понятия «социальная ответственность бизнеса» для уточнения изучаемой темы;
· проанализировать (рассмотреть) социальную ответственность российского бизнеса и особенности ее становления в современных условиях;
· изучить социальную ответственность регионального бизнеса в интерпретациях представителей местного социума;
· провести конкретно-исторический анализ компании «Шик» в условиях социально-экономических изменений;
· изучить социальные практики компании «Шик» и показать их значение для развития (контексте) социальной ответственности.
План дипломной работы.