Россия и мировые интеграционные процессы

Практическая работа№12

1. К середине 80-ых годов, социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя. Советская страна впала в глубокий социально-экономический и культурно-моральный кризис. По основным показателям качества и уровня жизни: ее продолжительности, смертности, в т.ч. детской, обеспечения населения товарами и услугами СССР оказался далеко позади не только развитых капиталистических стран но и многих развивающихся государств. Даже по официальным данным, производительность труда в промышленности Советского Союза в 2 раза ниже, чем в американской, а в сельском хозяйстве в 4 раза ниже. Реальное же положение было гораздо более тяжелым. Тогда ему было 54 года. Родился он на Ставропольщине, в крестьянской семье, окончил юрфак МГУ и Ставропольский сельскохозяйственный институт. М.С. Горбачев прошел весь путь комсомольского партийного функционера- от секретаря Ставропольского горкома ВЛКСМ до члена Политбюро и президента СССР. Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с М.С. Горбачевым (апрель 1985-1986 гг.) характеризуется попыткой модернизировать социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны. В это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма, которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда. В целях повышения качества выпускаемой продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы руководителей предприятий. Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. К этому времени актвизировались противники перестройки. Еще в марте 1988 г. в газете ЦК КПСС “Советская Россия” статья преподавателя одного из ленинградских вузов Нины Андреевой “Не могу поступиться принципами”, направленная против демократических преобразований, зовущая назад, к Ленину и Сталину. На съезде также были попытки консерваторов переменить мнение большинства делегатов в свою пользу, но они ни к чему ни привели. 1 декабря Верховный совет СССР принял 2 закона “Об изменениях и дополнениях Конституции СССP” и “О выборе народных депутатов СССР” По первому из них высшим органом власти становится Съезд Народных Депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов. Заседание должно было проводиться 1 раз в году. На нем избирался Верховный совет СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы. 26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. Май-июнь 1989 года – 1-ый съезд народных депутатов начал свою работу.

2. I.ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (родился 1931, с. Бутка Свердловской обл.) - государственный, партийный и общественный деятель, первый Президент России. В 1955 окончил строительный факультет Уральского политехнического института. Работал строителем, освоив за год 12 рабочих специальностей. Был начальником участка, главным инженером, начальником управления. В 1961 вступил в КПСС. В 1968 Ельцин перешел на парт. работу, возглавив отдел строительства обкома партии. В 1975 стал секретарем, а на следующий год первым секретарем Свердловского обкома КПСС. В апреле. 1985г. Ельцина назначили зав. отделом ЦК КПСС. Через два месяца он стал секретарем ЦК КПСС и первым секретарем МГК КПСС, а в 1986 и кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС. В 1987 Е. разошелся с М.С. Многое из того, что делал Ельцин, он делал впервые за последние более чем 70 лет. Я считаю, что невозможно недооценить роль человека, который положил начало этим демократическим реформам, который посвятил свою жизнь борьбе за демократию в России. Ельцин смог сосредоточить в своих руках немалую власть и смог также ( что еще важнее и сложнее) ею распоряжаться. С приходом Ельцина к власти, в России началась новая эпоха; он сумел провести страну, находящуюся в крайне тяжелом и опасном положении, по пути как можно минимальных потерь. Конечно, времена его пребывания президентом не назовешь «золотым веком», но все же его огромную роль в развитии и восстановлении России, как сильного и могущественного государства нельзя отрицать.

3. Особо угнетает следующий текст указа: «обеспечить до конца декабря 2012 г. реализацию мер, направленных на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок». Похоже, рейтинги Всемирного Банка были взяты для красного словца. При таком направлении правительственной деятельности ни о каком облегчении условий ведения бизнеса в России не может быть и речи. С хозяйственных обществ нужно снимать контроль, а налоги необходимо сокращать. Излишний контроль только вредит. Вместо большей бюрократизации, вероятно, стоило бы провести реформу налоговой системы, отвязав налоги от конкретных доходов, заменив их оплатой по счету государству за оказанные конкретному гражданину услуги. Есть и другие пути. Впрочем, как следует из того же документа, от госкорпораций никто отказываться не собираются. Их просто «скоординируют» в соответствии с программами развития вверенных им отраслей экономики. А между тем необходимо как можно скорее избавляться от позора госкорпораций, которые попросту переводят миллиарды налогоплательщиков и одновременно с этим являются посмешищем для всего мира. Еще одним примечательным местом данного раздела является приказ отказаться от практики уголовных преследований при решении хозяйственных споров. Дело хорошее. Но данный шаг сам по себе не сильно продвинет Россию в рейтингах. Особенно после сказанного выше. Ничего о снижении налогов, уменьшении пошлин, отмене НДС и т.п. сказано не было. Очень и очень плохо. Никаких реальных реформ, помогающих экономике страны мы, вероятно, в годы правления Путина не увидим.

4. Экономический кризис (др.-греч. κρίσις — поворотный пункт) — серьёзные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги. Кризис перепроизводства характеризуется наличием большого количества товаров, которые превышают спрос потребителей. Обычно возникает из-за невыявления совокупного спроса и невозможности в условиях свободного рынка планирования совокупного производства. В итоге для конкретного производителя обычно неизвестно, чего и сколько нужно рынку. Первые крупные кризисы подобного рода проявились в Англии в XVII веке. Кризис в рыночной экономике происходит в результате конъюнктуры на денежном рынке, создаваемой центральными банками и системой не со 100 % нормой резервирования, что приводит к заниженным процентным ставкам, росту денежной массы (см. Банковский мультипликатор). Это создаёт экономический бум. Фирмам кажется, что проекты нужны экономике, будут прибыльны и они начинают инвестировать в потенциально убыточные проекты — «плохие инвестиции». Домохозяйства из-за роста цен перестают сберегать и начинают тратить больше своих доходов — берут ссуды. Бум вечно продолжаться не может и всегда наступает второй этап — крах, кризис. Кредитование падает, денежная масса падает, в результате цены снижаются, предпринимателям приходится срочно продавать «плохие инвестиции». И потребители, и предприниматели в долгах. Начинаются оптимизации производства — происходят увольнения.

5. Экономика СССР, которая существовала до перестройки, была создана еще при И.В. Сталине, и претерпела лишь незначительные изменения в период с 1953 по 1987 год. План на пятилетку и годовые планы были основными механизмами, позволявшими трансформировать экономическую политику государства в экономические программы. В соответствии с экономической политикой, Государственный комитет по планированию - Госплан формулировал производственные планы на заранее определенные периоды. Региональные комитеты затем делали конкретные планы по выпуску определенного количества единиц продукции для каждого государственного предприятия и по сельско-хозяственной продукции для каждого колхоза или совхоза. Централизованная плановая система базировалась на предположении если по каждому виду продукции будет выполнен или перевыполнен план, то спрос и предложение будут сбалансированы. Роль правительства заключалась в том, чтобы обеспечивать выполнение этих планов. Ответственность за выполнение планов шла от самых высших чинов до простых работников. На государственном уровне, около семидесяти министерств и государственных комитетов, отвечали за свои отрасли экономики, контролировали экономическую активность в им подчиненных секторах. Региональные комитеты отчитывались перед государственными за выполнение планов в им подчиненных регионах. Плановая система позволила советским лидерам эффективно перераспределять ресурсы во время кризисов, а также быстро восстановить экономику СССР после второй мировой войны. Быстрое восстановление экономики после войны, а также преимущественное развитие оборонной промышленности в последующие годы сделали Советский союз супердержавой. По официальным данным, в 1994 году ВВП России составил 604 триллиона рублей (примерно 207 млрд долларов) или около 4% ВВП США за этот же год. Но эта цифра не отражала истинного экономического положения в стране. ВВП России, рассчитанный по паритету покупательной способности, в 1994 году составил 678 млрд долларов, что равнялось примерно 10% американской экономики. На душу населения рассчитанный таким образом ВВП России составил 4573 долларов или примерно 19% аналогичного показателя в США. В то же время, размер теневой экономики в России составлял в те годы приблизительно 50% всей экономики и 40% денежного оборота.

Наши рекомендации