Кадровый ресурс арт – менеджмента
Обращая внимание, что кадровая составляющая играет решающую роль в реализации задач арт-менеджмента, рассмотрим ряд подходов к формированию теории управления в сфере культуры и искусства как научной отрасли знания.
В ресурсной базе отрасли культуры в группе ресурсов воздействия определяющее место принадлежит кадрам культуры: как социально-профессиональная организация кадры обладают особыми запасами творческой энергии, не только суммирующими индивидуальную творческую энергию, но и дающее новое качество, которое направлено на коллективное созидание, преобразование социально-культурной среды. Кадры культуры выступают непосредственным субъектом социокультурной деятельности и являются значительной социально-профессиональной группой общества. Такая организация предстает как носитель определенных норм деятельности и познания, коллективных ценностей и представлений.
Функционирование кадров культуры происходит в сфере культуры как совокупности организаций и учреждений, которые в процессе общественного воспроизводства обеспечивают существование художественной культуры (народной и профессиональной), осуществляют "духовное производство" (создание художественных ценностей) и приобщение к ним населения. Кадры действуют в культурно-просветительных и театрально-зрелищных организациях культуры, средних специальных и высших учебных заведениях. Изучение их имеет ключевое значение при разработке путей и методов интенсификации социокультурной деятельности.
Кадры культуры – это основной состав специалистов, обеспечивающих функционирование учреждений культуры. Они осуществляют производство художественных ценностей как в предметном, так и в идеальном (художественные образы) выражении, их распространение (тиражирование) и сохранение, а также производство услуг по потреблению (освоению) художественной продукции и удовлетворению потребностей населения в культурно-досуговой деятельности. В соответствии с функциональными направлениями, с проявлениями личной творческой деятельности кадры культуры возможно подразделить на две группы: творцы (создатели и интерпретаторы) ценностей и организаторы культурного процесса. Эти две большие группы включают все существующие профессии специалистов культуры.
Кадры культуры объединены общими целями (стремлением к формированию благоприятной социально-культурной среды, в которой человек может развивать и удовлетворять свои культурные интересы и потребности, созданию и распространению разнообразных культурных благ); интересами (стремлением к совместному творчеству в культурно-просветительной или театрально-зрелищной сфере); ценностями (созданными или преобразованными материальными объектами и нематериальными проявлениями творчества); нормами (равенством субъектов культурной деятельности перед законом, недопустимостью установления преимуществ и привилегий в отрасли культуры, ориентацией на общенациональные и общечеловеческие принципы); совместной деятельностью (созданием, воспроизводством, сохранением, изучением, популяризацией, использованием и распространением культурных ценностей, удовлетворением информационных, культурных, научных, образовательных потребностей, организацией досуга населения).
Основу кадров культуры составляют специалисты отрасли, которые определяют содержание, статусную характеристику профессионального сообщества. Состояние и уровень функционирования учреждения культуры, художественного коллектива во многом обусловливаются их соответствующими способностями (природными склонностями и потенциальными возможностями к определенному виду художественного творчества); образованностью (владением широкими и разносторонними знаниями и умениями); квалифицированностью (уровнем знаний и подготовленностью к художественной деятельности); заинтересованностью (стремлением, направленностью на достижение творческих целей); активностью (энергичностью, подвижностью в творчестве, открытостью к общению).
Основной становится профессиональная компетентность в разных видах: концептуальная – глубокое понимание теоретических и методологических основ своей профессии или специальности; контекстуальная – представление о экономическом, социальном, психологическом окружении (фоне), в котором свершается тот или другой социально-культурный проект; технологическая – владение базовыми профессиональными умениями и навыками; адаптивная – способность предугадать изменения, важные для собственной профессии и быть готовым приспособиться к ним; коммуникативная – умение эффективно пользоваться разными средствами и способами связей; интегративная – способность сочетать теоретические знания с социально-культурной практикой [3].
Определяя суть социально-профессиональной организации культуры своей непосредственной функционально-деятельной активностью (через личностные, индивидуализированные черты), специалисты культуры в свою очередь испытывают влияние коллективных норм и образцов, являются носителями (проводниками) коллективных знаний, представлений и ценностей, свойственных данному сообществу. И это не просто направленность, а мироощущение, мировоззрение, особенная жизнь (душевная, эмоциональная) – в художественной культуре.
Кадры культуры обеспечивают: адаптацию личности в системе социальных коммуникаций; развитие последовательных процессов социализации и инкультурации; образование личности через постоянное приобретение новых знаний, умений и навыков; ориентацию на внедрение эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности человека; вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в разные виды художественного, технического, прикладного и социального творчества; сохранение природной и культурной среды, обеспечение гармонии в системе "человек-природа"; рекреацию – зрелищно-развлекательный и оздоровительный отдых, психологическую разрядку человека; коммуникации – полноценное, содержательное общение в соответствия с интересами и потребностями личности, формирование деловых и межличностных отношений.
Кадры культуры как социально-профессиональное организация индивидов проявляется в определенной системе, которая вырастает из последовательности элементов. Представляется возможность графического изображения этой системы .
Фундамент системы – человеческие ресурсы культуры, чем в обществе появляются все носители художественных способностей, начиная с детей и подростков и включая взрослых участников любительского (самодеятельного) творчества. Количественно это самая большая часть кадровой составляющей сферы культуры: всего свыше 600 тыс. человек (данные 2002 г.). Среди них свыше 300 тыс. участников клубных (самодеятельных) формирований, в том числе 150 тыс. детей, а также около 300 тыс. учеников общеобразовательных школ и заведений внешкольного воспитания системы Минобразования, школ искусств системы Минкультуры. На человеческие ресурсы культуры направлены значительные профессиональные силы отрасли культуры, их обслуживает вся сфера культуры. Рабочие ресурсы культуры – это все фактические и потенциальные работники, которые владеют способностями к работе в культуре. Потенциальные работники – часть населения с художественным образованием, соответствующими способностями, но которые
Рисунок 7.1 – Система человеческого фактора культуры
или служат в Вооруженных силках, или повышают квалификацию с отрывом от производства, или занятые домохозяйством. Это учащиеся и студенты профессиональных учебных заведений культуры и искусства, а также дипломированные специалисты культуры, работающие в других сферах народного хозяйства.
Для определения творческой силы в культуре используем понятие совокупной физической, духовной и интеллектуальной энергии человека, направленной на производство ценностей художественной культуры. Сюда же отнесем художественно-творческие задатки и способности людей, которые принадлежат как производителям, так и потребителям продуктов культуры. Непосредственную основу творческой силы складывает трудоспособность, а также знания, навыки и умения, которые позволяют человеку исполнять работу определенного качества и объема. Вершину пирамиды составляют художественно-творческие специалисты и вспомогательный персонал – кадры сферы культуры (штатные квалифицированные работники, прошедшие профессиональную подготовку и владеющие специальными познаниями, рабочими навыками или опытам работы в культуре).
Приведенная схема полезная для анализа кадровой составляющей художественной культуры, так как дает возможность наглядно представить с научной точки зрения качественную иерархию человеческого фактора и пропорции человеческих ресурсов культуры.
Общеизвестно, что важнейшим условием управления является лидерство, воздействующее на группы людей и побуждающее их к достижению общих целей. Связано это с возросшей ролью человеческого фактора в управлении организациями любой сферы человеческой деятельности, усложнением управления и усилением его зависимости от содержания и ценностей человеческих отношений. Практически каждая функция менеджмента одновременно является и лидерской: планирование, организация системы управления, мотивация, регулирование, контроль. Но прежде всего лидерство обусловлено так называемыми связующими процессами, которые обеспечивают взаимодействие функций. К ним относятся процессы принятия управленческих решений и коммуникаций, а также технологии управления персоналом.
Французский ученый Э. де Боне выделяет следующие типы лидерства:
Тип лидера | Характеристика лидера |
Ведущие за собой | Наиболее распространенный тип. Предпочитающие принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство — их естественное состояние, пришедшее к ним с опытом |
Организаторы групп | Основное качество — знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для управления людьми в малых группах |
Исполнители | Самый рациональный и значимый тип лидеров. Их отличает энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив |
Дипломаты | Хорошо относятся к сотрудникам, могут отстоять свое мнение, используют диалоги и умеют разрешать проблемы с глазу на глаз |
Генераторы идей | Ориентация на новые задачи, содействие передовому, интуиция, синтез знаний, самокритичность |
Продавцы | Предприимчивость, свежий взгляд на уже знакомые факты. Контроль своих идей и чужих эмоций |
Синтезаторы | Умеют выделить самое главное даже из большого объема информации, что позволяет им открыть нечто новое |
Разъяснители | Умеют ясно объяснить последователям суть даже самой запутанной ситуации |
Реакторы | Активно и разумно-критически реагируют на идеи других, что позволяет сделать их своими последователями |
Коммуника- торы | Отличает высокая коммуникабельность, умение слушать людей. Хороший учитель |
Исследова- тели | Умеют получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, проводить эксперименты |
Следопыты | Идущие в одном направлении. Получив задачу, они выбирают методы ее решения и находят последователей |
Хранители информации | Умеют собирать информацию, знают, где ее можно найти и как использовать |
Организаторы | Руководители с талантом практической организации производства и управления персоналом |
Приведенные типы лидерства являются идеальными моделями [2].
В сфере искусства в коллективных формах художественной деятельности всегда на первом плане находилась и находится деятельность творческих руководителей (дирижеров, режиссеров, балетмейстеров, хормейстеров, художников-постановщиков) - лидеров-творцов, интерпретаторов художественных произведений, непосредственных создателей спектаклей, концертных программ, шоу-представлений. Имидж любой значимой организации искусства связан, прежде всего с харизматическим лидером, который ярким личностным проявлением воздействует не только на свой артистический коллектив, но и является притягательным для публики. Таким образом, лидерство выступает как характерный признак и компонент арт-среды.
С возникновением арт-рынка, его становлением и широким распространением возросло значение и лидеров-организаторов, деятельность которых направлена на создание условий для творчества и продвижение художественного продукта к слушателю-зрителю. В данном случае проявляются такие социальные роли лидера-организатора как «вдохновителя и генератора идей, мотиватора, диспетчера, координатора» [3]. Все эти качественные, содержательные роли являются необходимой профессиональной принадлежностью культуролога-менеджера.
Таким образом, кадровая составляющая арт-менеджмента является основой организации производства культурного продукта, обеспечения доступа к культурным ценностям, создания условий для занятий народным и художественным творчеством, самообразованием. Непременным условием эффективной деятельности является целенаправленное управленческое регулирование, заключающееся в создании экономических и организационных условий, благоприятного социально-психологического климата. Стержнем такого управленческого регулирования являются кадры как субъект управления, направляющий свое воздействие на объект управления для согласования деятельности людей в соответствии с целью существования, функционирования и развития.
Кадры культуры активно и содержательно участвуют в культурном процессе. Бессмысленно представлять функциональные элементы культуры – создание ценностей и норм, их сохранение и потребление – без людей, объединенных в сообщество и направленных на культурно-творческую деятельность. Государство, осуществляя культурную политику, заинтересованно в высоком профессиональном уровне кадров культуры, потому значительное внимание придается совершенствованию системы образования в стране, повышаются требования к образовательного уровню специалистов, осуществляется их материальное стимулирование в зависимости от уровня образования, поддерживается и требуется систематическое повышение квалификации специалистов и руководящих работников.
Заключение
Результаты исследования арт-менеджмента в различных сферах социально – культурной деятельности позволяют следует рассматривать его как синтез искусства и управления.Представляя арт-менеджмент как новое пространство для распространения теории управления идентифицирем саму управленческую деятельность в искусстве. Как известно, в теории искусства выделяются процесс творчества (создания художественных ценностей, их интерпретацию) и процесс организации творчества (создания условий для творчества и обеспечение функционирования в обществе художественных ценностей, их потребление и распространение). Соответственно второе направление является полем профессиональной менеджерской деятельности направленных на соорганизацию, координацию действий всех участников культурного процесса для достижения эффективного результата.
Следует также подчеркнуть, что элементы менеджерства присутствуют в деятельности любого специалиста сферы культуры. Связано это со способностью личности к самоменеджменту: познанию самого себя, своего места и своей роли в социальной среде, поддержанию внутреннего равновесия, формированию у себя приоритетных качеств, оценке и корректировке своей деятельности и поведения, умению рационально организовать свое творчество.
В арт – менеджменте имеют место общие принципы менеджмента, такие как: системность – использование методологии ситемного подхода в управлении; компетентность – необходимость знания менеджером системы управления в области культуры и искусства; комплексность и последовательность организационных действий; иерхаичность – выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинения низших уровней управления высшим; выделение ведущего звена – выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения; совершенствование – трансформация организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.
Принципы менеджмента анализируют и синтезируют объективные закономерности управления, определяя черты реальной управленческой практики в любой организации культуры искусства. Они представляют собой общие правила, формируют требования к системе управления организацией – функциям, методам и организационной структуре управления.
Система принципов арт – менеджмента в сфере культуры и искусства открытой для развития и может пополняться другими принципами в ходе ее практического освоения и дальнейшего теоретического осмысления.
Закономерности арт-менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами руководства и управления в организации культуры и искусства.
К числу важнейших закономерностей арт – менеджмента следует отнести:
1) развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации деятельности в сфере культуры и искусства;
2) определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании технологий арт – менеджмента и системы управления организацией культуры и искусства;
3) эффективность арт – менеджмента определяется действенностью проектного менеджмента, основанного на совмещении функционального управления и управления по бизнесу
4) потенциал арт – менеджмента определяется ресурсом управленческих структур, прежде всего кадровым ресурсом;
5) преимущество сознательного (планомерного) управления культурными процессами и организационными структурами;
6) соответствие организационно – управлеческой модели управления реально осуществимым видам и формам социокультурной деятельности;
7) оптимизация уровней и задач руководства и управления организацией;
8) оптимальное использование в процессах управления художественно – творческой деятельностью функций контроля, учета и анализа.
Закономерности имеют объективный характер, а реализуются в процессе деятельности людей. Это в полной мере относится и к закономерностям менеджмента в сфере культуры и искусства. Под воздействием проявления закономерностей в организациях культуры и искусства формируются принципы менеджмента.
Таковы основные принципы и основные технологии менеджмента в руководстве и управлении организациях сферы культуры и искусства.
Список использованных источников
1 раздел
1 Алексеевский,B.C. Социокультурная концепция общей теории менеджмента/ B.C. Алексеевский// Менеджмент в России и за рубежом, 2004.– № 2.– С. 21–35.
2Дафт, Р.Л. Менеджмент/ Р.Л. Дафт. – СПб.: Питер, 2002.–832 с.
Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке/ П Друкер. – М.: Вильямс, 2000. – 282с.
3 Кезин, А.В. Менеджмент: Методологическая культура/А.В. Кезин. – М.: Гардарики, 2001.– 269 с.
Чижиков, В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие/ В.М. Чижиков, В.В. Чижиков..– М.: МГУКИ, 2003.– 382 с.
Новикова, Г.Н. Социокультурные концепции управления в арт–менеджменте/ Г.Н. Новикова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2005.– № 2.
Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учебное пособие/ Е.И. Жданова, С.В.Иванов, Н.В.Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.
Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А.Ариарский. – 2-е изд., испр. и доп.– СПб.: ЭГО, 2001. – 288 с.
Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: Учеб.пособие / Н.П.Беляцкий, С.Е.Велесько, П.Ройш.–Мн.: Книжный Дом;Экоперспектива, 2005.– 352 с.
Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д..– М.: МГУКИ, 2004. – 436с.
Колбер, Ф. Маркетинг культуры и искусства/Ф.Колбер / Пер. с англ. Л.Мочалова.; Под редакцией М.Наймарк. – СПб.: Издатель Васин А.И., 2004.– 256 с.
Салмон, Р. Будущее менеджмента/ Р.Сайлмон / Под ред. Е.В.Минеевой.– СПб.: Питер, 298 с.
Корнеева, С.М. Музыкальный менеджмент: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности”Музыкальный менеджмент”/ С.М.Корнеева.—М.:ЮНИТИ-ДАНА,2006.—303 с.
Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М., 1994. С. 8-9.
Колбер, Ф. Арт–менеджмент – наука третьего тысячелетия / Ф. Колбер, И.Эврар / Арт-менеджер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2002. – № 3. – С.3 –7.
Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. / Г.Л.Тульчинский. – СПб.: Лань, 2001. – 384 с.
Раздел
1 Драгичевич–Шешич, М. Маркетинг организаций культуры / Арт–менед-жер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2002. – № 1. – С.27– 28.
2 Драгичевич-Шешич, М. Культура: менеджмент, анимация, марке-тинг / М.Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович. — Новосибирск, 2000.
3 Бурдье, П. Рынок символической продукции / П. Бурдье. // Вопросы социологии, 1993.– № 1.
4 Луков В. А. Социальное проектирование / В. А.Луков.– М.: Флинта: Социум, 2003.
5 Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования/А.П. Марков, Г.М.Бирженюк: Учебное пособие.– Санкт-Петербург, 1997.
6 Мескон, М. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
7. Управление проектами. Зарубежный опыт/ Под. ред. В.Д. Шапиро. — СПб.: ДваТрИ, 1993.
3 Раздел
1 Бузук, Р.Л. Беларускі тэатр і глядач на парозе ХХІ стагоддзя / Р.Л. Бузук. – Мінск: БелДІПК, 2004. – 254 с.
2 Об упрощенной системе налогообложения: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 марта 2007 г., № 119 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. - № 1/8417.
3 Пепеляев, В. Элементарные частицы / В. Пепеляев //Советская Белоруссия. – 2007.– авг. – С. 12.
4 Смелянский, Д.Я. Продюсер в театральном процессе России. Организационно-творческий аспект: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.01 / Д.Я. Смелянский; Рос. акад. театр. иск-ва. – М., 2000. – с. 22.
5 Белорусская культура: вопросы и ответы:Информ. Сб. Ч.1 / Научн. Ред. В.П. Скороходов. – Мн.: БелГИПК, 2002. – С. 47-53.
6 Новаторов, В.Е. Менеджер социально-культурной деятельности: поступление, обучение, карьера / В.Е. Новаторов / Издание третье, переработанное и дополненное. Омск: ОмГУ, 2004, 115 с.
7 Позняков, В.В. Этнонациональная культура: проблема самобытности // Разнообразие языков и культур в контексте глобализации /В.В.Позняков.. Мат. междунар. симпозиума в 2-х кн.) – Т.2. – Мн.: БелСаЭс «Чарнобыль», 2003. – С.121-129.
8 Саликов, А.Э. Проблема сохранения самобытности национальной культуры Беларуси в эпоху глобализации/А.Э. Саликов // Весник Молодёжного научного общества – Мн.: Молодёжное научное общество, 2005. – №2 – С.71-73.
9 Станишкюта, Ю. Эстетика постмодернизма в сценической игре: теоретические перспективы и методологические проблемы / Ю. Станишкюта, Б.Вашкелис // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтва. – Мн.: БДУКіМ, 2005. – №4 – С.18-24.
10 Юркевіч, С.Ф. Тэатр лялек Беларусі 90-х гадоў (праблемы і тэндэнцыі развіцця/ С.Ф.Юркевіч. – Мн.: БелДІПК, 2002. – С.63-67.
11 Языкович, В.Р. Культуралогия: краткий курс лекций /В.Р. Языкович. – Мн.:РИВШ, 2005.- С.112- 117.
12 www.artlife.by
13 www.pravo.by
14 www.kulturmanagement.net
15 www.puppet-minsk.com
4 Раздел
1 Народная художественная культура. Учебник под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. ― Москва, 2000.
Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретический очерк). СПб., 1993.
Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 1988.
Сівурава Л.П. Вопыт актуалізацыі народнай культуры ў рабоце з дзецьмі і моладдзю // Традыцыйная культура і дзеці. Вып. 1: Рэсп. эксперым. праект “Танцав. фальклор і дзеці” /Уклад. М.А. Козенка. — Мінск: БелДІПК, 2004. — С. 70–81.
Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента: учебное пособие. ― М.: Изд. Дом МГУКИ, 2006. ― 178 с.
Боганева А.М., Лабачэўская В.А. Новыя тыпы ўстаноў культуры і клубных фарміраванняў у галіне традыцыйнай культуры // Веснік: нав.-мет. зб. ― Мн.: БелІПК, 1998. ― С. 88–102.
Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учебное пособие. – Изд. 2-е. – М.: МГУКИ, 2003. – С. 16–35.
Сівурава Л.П. Фестывальная дзейнасць у галіне народнай мастацкай творчасці ў Беларусі на мяжы ХХ–ХХІ стст. Вып. 4. // Веснік БДУКіМ. — Мінск, 2005. — С. 82–86.
Сівурава Л.П. Фестывальная дзейнасць як фактар захавання і развіцця культуры ў рэгіёнах Беларусі // Павышэнне ролі клубных устаноў у сацыякультурным жыцці рэгіёнаў: матэрыялы Рэсп. навук.-практ. канф. (22―23 ліст. 2006 г., г. Мінск). ― Мінск.: БелДІПК, 2006. ― С. 116―123.
Клаич Д. Будущее фестивальной формулы: быстрое увеличение // Экология культуры. ― 2002. ― № 3.
Периль Б. Фестивальная практика: Опыт саse-study // Экология культуры. ― 2002. ― № 3.
Стружэцкі Т.І. Першы фестываль народнага мастацтва “Беларусь - мая песня” як адлюстраванне сучаснага стану аматарскай творчасці на Беларусі //Аматарская творчасць: устойлівыя і новыя тэндэнцыі. Матэрыялы рэсп. навук. - практ. канф. (22–23 кастр. 1998 г.). ― Мінск: БелІПК, 1999. ― С. 13–17.
Грэкі, літоўцы, армяне, татары… //Культура. ― 1998. ― № 19 (23–29 мая). ― С. 10.
14 Кунина Э. Фестиваль: формула успеха. – Клуб. ― 2003. ― № 5. ― С. 22–
15 Веремеева, Н.П. Белорусская молодёжь на рубеже веков: взгляд социолога / Н.П.Веремеева, Н.Я.Голубкова, Л.В.Филинская // Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаўнага універсітэта: у 7 т. / Адк. рэд. А.І.Жук. – Мінск: БДУ, 2001. – Т.1.: Педагогіка. Псіхалогія. Сацыялогія. Філасофія. – С. 256-272.
16 Кабуш, В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути их решения / В.Т.Кабуш. – Минск, 1995. – 35 с.
17 Караўкін, В.І. Эстэтычныя арыентацыі сучаснай молодзі / В.І.Караўкін. – Адукацыя і выхаванне. – 2003. - №12. – С.24-27.
18 Концепция образовательной области «Искусство»: проект / Министерство образования Республики Беларусь, НИО; рук. Л.Е.Романенко [и др.] // Мастацкая адукацыя і культура. – 2005. - №2. – С.18-30.
19 Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. / Г.Л.Тульчинский. – СПб.: Издательство “Лань”, 2001. – 384 с.
20 Филармония // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю.В.Келдыша. – М.: Сов. энциклопедия, 1981. – Т. 5. – С. 806.
21 Цымбалюк, Е.А. Музыкальная кульутра школьников: как её оценить? / Е.А.Цымбалюк // Адукацыя і выхаванне. – 2003. - №11. – С.45-52.
22 Яконюк, В.Л. Формирование музыкальных потребностей школьников и молодёжи / В.Л.Яконюк // Художественное образование XXI века: Преемственность. Методология. Дидактика: материалы Межд. науч. конф., Минск, 3-5 дек. 1998 г. – Вып. 3: Музыкальное образование / сост. В.Л.Яконюк. – Минск: Бел. гос. академия музыки, 1999. – С. 25-30.
5 Раздел
1 Абанкина, Т.В. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга» / Т.В.Абанкина // Отечественные записки [Электронный ресурс]. – 2005. - №4. – Режим доступа: http:// www.strana-oz.ru. – Дата доступа: 23.03.07.
2 Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность / Г.А.Аванесова. – Москва: Аспект-пресс, 2006 -234с.
3 Ариарский, М.А.Прикладная культурология / М.А.Ариарский. -2-е изд., испр. и доп. – СПб.:Эго, 2001 -288с.
4 Зуев, С.Е. В начале был текст / С.Е.Зуев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www. strana-oz.ru /authors. – Дата доступа: 25.03.07.
5 Лаптева Г.Я. Культурные индустрии. От ресурсов к политике/ Г.Я.Лаптева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.amcult.ru. – Дата доступа: 25.03.07.
6 Лебедева, Е.А. Стратегии продвижения культурного продукта//60 параллель [Электронный ресурс]/ – 2003. – № 2(9). – Режим доступа: http://magazine.60parallel.org/ru/magazine/2003/4/16. – Дата доступа: 12.05.07.
7 Новикова, Г.Н. Технологии арт-менеджмента: Учебное пособие/ Г.Н.Новикова. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2006. – 178с.
8 Новаторов, В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития/ В.Е. Новаторов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles. - Дата доступа:17.03.07.
9 Смаргович, И.Л. Культурно-досуговая индустрия: сущность и содержание/ И.Л.Смаргович//Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. – Мінск, 2007. – №8. – С.109-115
10 Макарава, А.А. Дыскатэка як мадэль сацыяльных зносін сучаснай моладзі ва ўмовахвольнага часу Актуальные проблемы морального здоровья: Матер. респ. науч.-практ. семинара (22дек.2005, Минск) /А.А /науч. ред.В.Н.Ивченко.–Мн.:Бел ГИПК, 2006.– С.9-13
11 Макарава, А.А. Дэнс, дэнс,дэнс, альбо прафесія DJ.–Культура №5, 4-10 лютага 2006, С. 5.
12 Пригожин, И.И. Политика – вершина шоу-бизнеса / И.И.Пригожин. –М.: ООО "Алкигамма", 2001. –320 с.
6 Раздел
1 Белякович, Н.Н. Социология творчества /Н.Н. Белякович. – Мн.: ООО «Эдит ВВ», 2004. – 224с.
2 Жданова, Е.И. Управление и экономика в шоу-бизнесе: учеб. пособие / Е.И.Жданова, С.В.Иванов, Н.В.Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176с.
3 Корнеева, С. Как зажигают звёзды/ С. Корнеева. – СПб.: Питер, 2004, – 320с.
4 Новикова, Г.Н. Технологии арт-менеджмента: учебное пособие / Г.Н.Новикова. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2006. – 178с.
5 Огилви, Дэвид. Откровения рекламного агента / Дэвид Огилви. – М.: Сирин. –2001. –137с.
6 Титкова, Л.М. Рекламная деятельность / Л.М. Титкова. – Мн.: Дизайн ПРО, 2005. – 256с.
7 Шёнерт, Вальтер. Грядущая реклама / Вальтер Шёнерт.–М.: Издательство «Интерэксперт», 2001. – 295с.
8 Роуден, М. Корпоративная идентичность. Создание успешного фирменного стиля и визуальные коммуникации в бизнесе / М.Роуден; пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2007. – 296 с.
9 Уззи, Б. Как сплести свою социальную сеть / Б.Уззи, Ш.Данлап; пер. с англ. // Harvard Business Review – Россия. – 2006. – № 1/2. – С. 46 – 54.
10 Хольм, О. Интегрированные маркетинговые коммуникации: от тактики к стратегии / О.Хольм; пер. с англ. Н.Кияченко // Маркетинговые коммуникации. – 2006. – № 6. – С. 376 –385.
11 Шульц, Д. Новая парадигма маркетинга: Интегрируемые маркетинговые коммуникации / Д.Шульц, С.Танненбаум, Р.Лаутерборн; пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004. – XXII, 233 с.
12 Шульц, Д. Маркетинг: Интегрированный подход / Д.Шульц, Ф.Китчен; пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004. – X, 372 с.
13 Шарков, Ф.И. Интегрированные PR-коммуникации: Связи с общественностью как компонент интегрированных маркетинговых коммуникаций / Ф.И.Шарков. – М.: РИП-холдинг, 2004. – 272 с.
14 Чернобаева, Г.Е. Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями на предприятиях малого и среднего бизнеса: автореф. дис. … канд. экономических наук: 08.00.05 / Г.Е.Чернобаева; Омский гос. пед. ун-т. – Оренбург, 2005. – 18 с.
15 Григорьев, М. Интегрированные коммуникации: Новый подход к коммуникациям в бизнесе и политике / М.Григорьев // Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. – 2002. – № 5. – С. 10 – 15.
16 Ковалевский, Д. Классификация приёмов партизанского маркетинга / Д.Ковалевский // Рекламодатель: теория и практика. – 2006. – № 11. – С. 36– 41.
17 Попов, А.В. Маркетинговые игры: Развлекай и властвуй / А.В.Попов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. – 320 с.
18.Шишкина, М.А. Связи с общественностью в системе социального управления: автореф. дис. … д-ра социол. наук: 22.00.08 / М.А.Шишкина; С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 1999. – 37 с.
19 Сухов, С. Практика public relations: технократический взгляд / С.Сухов // Советник. – 2006. – № 8. – С. 40 – 41.
20 Почепцов, Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением / Г.Г.Почепцов. – 3-е изд., испр. и дополн. – М.: Центр, 2004. – 336 с.
21 Коханов, Е.Ф. Теоретические и методологические основы PR-деятельности: Социологический аспект / Е.Ф.Коханов. – М.: РИП-холдинг, 2004. – 202 с.
7 Раздел
1 Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А.Ариарский.– 2-е изд., испр. и доп.– СПб.: ЭГО, 2001. – 288 с.
2 Беляцкий Н.П. Управление персоналом: учеб.пособие / Н.П.Беляцкий, С.Е.Велесько, П.Ройш. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2005. – 352 с.
3 Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. – М.: МГУКИ, 2004. – 436с.
4 Колбер, Ф. Маркетинг культуры и искусства/Ф.Колбер / Пер. с англ. Л.Мочалова.; Под редакцией М.Наймарк. – СПб.: Издатель Васин А.И., 2004. – 256 с.
5 Салмон, Р. Будущее менеджмента / Р.Сайлмон / Под ред. Е.В.Минеевой. – СПб.: Питер, 298 с.
6 Какой быть ассоциации менеджеров культуры. Перспективы создания / Арт-менеджер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2002. – № 3. – С. 18–23
Введение
Арт-менеджмент сегодня рассматривается как один из функционально-ролевых видов деятельности, связанный с процессами отбора, хранения, производства и распространения культурных ценностей. Исходя из того, что арт–менеджмент – это еще и процесс управления производством продукта рынка культурных услуг, включающий все структурные элементы управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль) организацией людей, занятых этим производством, можно утверждать, что арт-менеджмент представляет собой совокупность управленческих приемов (планирование, организация, мотивация, контроль), характерных для классического менеджмента, и особый вид управленческой деятельности в сфере искусства, который включает процесс создания и распространения художественной продукции.
Что же касается деятельности арт–менеджера в современной социокультурной сфере – то это самостоятельная профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися от других профессий. Деятельность арт-менеджера следует рассматривать, основываясь на значении термина «функция»: деятельность, обязанность, работа, внешнее проявление свойств, роль, задача.
Самое непосредственное применение технологий арт-менеджмента выявляется в деятельности субъектов культуры, обеспечивающих массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видео, прокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы.
Творческая деятельность художника в искусстве раскрывается при его непосредственном взаимодействии со зрителем, слушателем – потребителем такого необыкновенного продукта, каковым является спектакль, кинофильм, концерт классической музыки, цирковая программа, эстрадное шоу-представление, вернисаж произведений изобразительного искусства и др. Для того, чтобы сделать это взаимодействие более приятным как для исполнителя, так и для зрителя, наиболее целесообразно существует профессионал особого рода.
В профессиональные обязанности арт-менеджера входит поиск и сложнейшая работа по созданию «звезды» эстрады, кино, театра, оперного искусства. Он должен уметь найти подходящего режиссера-постановщика готовящегося зрелища, составить с ним грамотный контакт, нанять художника-постановщика, звукорежиссера, костюмера, рабочих сцены, определить какую театральную технику необходимо арендовать или купить, составить расписание репетиций. Этот специалист должен владеть нормативно-правовыми основами деятельности в сфере искусства, тонкостями составления бизнес-плана, простой сметы, умениями поиска спонсоров, вкладывающих финансовые средства в развитие отдельного исполнителя или коллектива.
Как показывает практика развития социокультурной сферы в нашей стране и анализ немногочисленных теоретических источников (монографий, учебников и учебных пособий отечественных специалистов по вопросам арт-менеджмента и менеджмента в сфере культуры и искусства (Тульчинский Г.Л. «Менеджмент в сфере культуры»; Михеева Н.А., Галенская Л.Н. «Менеджмент в социокультурной сфере»; Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников «Социально-культурная деятельность»; Г.Н.Новикова «Технологии арт-менеджмента» и других), заимствование западного опыта и перенесение его на отечественную почву оказывается мало продуктивным без существенной корректировки и учета исторических и культурных традиций.
Вместе с тем, арт – менеджер как субъект социокультурных процессов призван выполнять огромную роль в деятельности организаций и учреждений культуры и искусства.
Данное пособие призвано способствовать осмыслению студентами теоретических основ арт-менеджмента как вида управленческой деятельности в сфере культуры и искусства; изучению арт-менеджмента как самостоятельной сферы профессиональной деятельности в структуре социокультурного менеджмента; пониманию особенностей арт-менеджмента в различных сферах социально-культурной деятельности; представлению о системе профессиональных компетенциях и функциях арт-менеджера.
^ 1 Концептуальные основы арт-менеджмента как вида управленческой деятельности в сфере культуры и искусства