Типы и характеристика обществ

Билет № 17

Семья как малая группа.

Социальные группы подразделяют на большие (национальность, профессия) и малые. Семья является малой группой, самой сплоченной ячейкой общества.

Семья — малая группа, основанная на браке или кровном родстве. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

При этом можно выделить следующие аспекты:

1. Семья состоит из родителей и детей.

2. Семья объединяет лиц по признаку совместного проживания.

3. Семья объединяет лиц общим семейным бюджетом.

4. Семья характеризуется опредёленными социальными нормами, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.

Патриархальная семья состояла из нескольких поколений: бабушек и дедушек, родителей, детей.

На сегодня, наибольшее распространение получила семья, состоящая из родителей и детей .

Семьи могут быть:

полные — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок, и неполные — семья только из одного родителя с детьми.

В зависимости от количества детей: бездетные, однодетные, многодетные (с тремя и более детей).

Важнейшие функции семьи:

1. репродуктивная — рождение детей;

2. хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, содержание домашнего имущества, создание и расходование домашнего бюджета;

3. образовательно-воспитательная — социализация. Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

4. психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Государство заинтересовано в укреплении семьи как важного фактора стабильности в обществе.

Развод должен рассматриваться как крайняя вынужденная мера. При разводе ставится под угрозу благополучие детей, других членов семьи. Ряд исследователей считает большое количество разводов в обществе следствием незрелости людей, вступающих в брак и потребительского образа жизни. Большую помощь супругам, стремящимся сохранить семью, может оказать консультация психолога и других специалистов по семейным отношениям.

2. Сравните две позиции, два приоритета в экономической политике государства: 1) максимально полное вытеснение государства из сферы регулирования экономических отношений, уменьшение числа его функций, полная свобода рынка и цен; 2) возрастание роли государства в регулировании экономических и социальных процессов. Какую позицию вы бы поддержали? Можно ли учесть обе позиции и добиться компромисса? Аргументируйте ваш ответ.

Аргументы за 1-ю позицию:

Содержание государственного аппарата стоит денег. Уменьшение числа функций государства само по себе означает экономию бюджета и высвобождение части чиновников, занятых в аппарате, для работы в сфере производства товаров и услуг.

Государственное вмешательство в экономику так или иначе создает возможность коррупции, использования служебного положения для личного обогащения, что особенно актуально для России с низким уровнем правосознания и контроля за деятельностью аппарата.

Государственное регулирование не способно гибко реагировать на изменения рынка, обеспечить производство в том объеме, которое требуется для удовлетворения потребностей населения, что ярко проявилось в нашей стране в годы советской власти.

Аргументы за 2-ю позицию:

Полная свобода рынка и цен — идеальная модель, не существующая в реальности. Если государство не обеспечивает свободу конкуренции, то рынок оказывается во власти преступных группировок, диктующих свои условия, как это было в России в 90-е годы.

Бизнесменам выгоднее продавать сырье за границу, чем развивать производство в России. Чтобы РФ не стала сырьевым придатком развитых стран, государство должно поддерживать отечественных предпринимателей, развивающих производство товаров и создающих рабочие места.

Для того, чтобы участники рыночных отношений действовали с максимальной пользой для общества, необходим длительный опыт демократии. В развитых странах современное положение складывалось в длительной и трагической борьбе рабочих за свои .

Часть населения нуждается в поддержке со стороны государства. Это необходимо для поддержания благополучия в обществе, т.к. низкий уровень жизни питает преступность, создает почву для социальных конфликтов.

Современная экономика в развитых странах является смешанной, т.е. сочетает рыночные свободы с государственным регулированием.

Чтобы уменьшить негативные моменты, требуется контроль за расходованием средств, полная подотчетность государственных служащих о своих, обязательность соблюдения законов для всех в государстве, сверху донизу; создание условий для развития малого и среднего бизнеса и т.д.

3. Вы с другом возвращались домой со спектакля, который закончился в одиннадцать часов вечера. К вам подошел наряд полиции и попросил предъявить документы, которых у вас не оказалось. Имеют ли право сотрудники полиции задержать вас для установления личности? Что они должны предпринять для этого? Каков может быть срок вашего задержания?

В ряде регионов лицам, не достигшим 16 лет, запрещено находиться после 22.00 в общественных местах, в том числе на улице, без сопровождения родителей, совершеннолетних близких родственников, лиц, осуществляющих мероприятия с детьми.

Законодательство в конкретном регионе может несколько отличаться. Порядок примерно следующий:

Сотрудники полиции при наличии сомнения в факте достижения гражданином возраста 16 лет вправе потребовать от него предъявления паспорта или иного документа удостоверяющего личность.

Сотрудник полиции в случае обнаружения ребенка после 22.00 в общественных местах, в пределах своих полномочий:

1. незамедлительно устанавливает личность ребенка, его место жительства, родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей; уведомляет указанных лиц; в случае необходимости доставляет ребенка родителям.

2. составляет акт о выявлении ребенка в общественных местах, в котором указывается место и время обнаружения ребенка, время его передачи, объяснения родителей (лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей) о причинах нахождения ребенка в общественных местах. Акт удостоверяется подписью сотрудника органов внутренних дел и родителя (лица, его заменяющего). Акты и материалы к ним направляются в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

3. в случае невозможности установления личности ребенка, его места жительства, родителей (лиц, их заменяющих), либо отсутствия указанных лиц, либо невозможности передачи им ребенка, доставляет его в места временного нахождения детей, установленные органами местного самоуправления, или специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Важно вести себя вежливо и спокойно, чтобы с одной стороны, не дать повода обвинить Вас в неподчинении сотруднику милиции (это серьезное правонарушение), а с другой – дать понять, что бояться Вам нечего и свои права Вы знаете. Оскорбление сотрудника милиции или сопротивление ему подпадает под действие Уголовного кодекса РФ.

Согласно закону «О полиции» каждый задержанный имеет право:

1. знать, за что его задержали, возникающие в связи с этим права и обязанности (ст.5).

2. Сотрудник полиции, отказавшийся объяснить основания установления личности, будет привлечен к административной ответственности за неправомерные действия на основании вашей жалобы в прокуратуру.

3. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

4. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

5. При административном задержании вы вправе воспользоваться своим сотовым телефоном, чтобы известить родственников и адвоката о задержании, количество звонков в таком случае не ограничивается. Сотрудники полиции не вправе вам препятствовать.

6. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей (ст. 8).

7. Задержанный имеет право на получение медицинской помощи в необходимых случаях (ч. 1 ст. 29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан);

8. Задержанный вправе ознакомиться с протоколами, вписать в протокол объяснения и замечания о нарушениях, либо отказаться от дачи объяснений и показаний (Ст. 28.2 КоАП)

9. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ст. 27.6 КоАП). Раздельному размещению подлежат также лица мужского пола и женского пола

10. задержанному вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении, а также по его просьбе копия протокола об административном задержании (ч.2 ст. 27.4 КоАП РФ).

Билет №18

Понятие общества.

Общество – это исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей.

Понятие «общество» достаточно многозначно. Его трактуют как:

1. - специфическую часть природы;

2. - совокупность людей;

3. - выражение социальной формы движения;

4. - характеристику общественной жизни в целом.

Общество представляет собой взаимодействие сфер (материально-производительной, экономической, социальной, политической, правовой, духовной), систему связей и отношений.

Изучением общества занимается целый ряд наук, каждая из которых рассматривает свой спектр вопросов:

1. Социология выясняет механизм общественных процессов, закономерность сосуществования социальных общностей.

2. Экономика анализирует создание, воссоздание, распределение и потребление материальных благ.

3. Политология – выявляет характер политических процессов в общественном устройстве, властные отношения и закономерности политической жизни.

4. Правоведение – исследует деятельность правовых учреждений и систему нормативности в общественных отношениях.

5. Экология изучает многоаспектность взаимоотношений общества и природы.

6. Этика – рассматривает моральные и нравственные регуляции общественной жизни.

7. Педагогика делает объектом анализа принципы и характер системы воспитания, просвещения, обучения, образования, функционирующие в обществе.

8. Социальная психология – наука о законах общения, деятельности и поведении людей, обусловленности их включения в социальные общности и группы, а также социально-психологические особенности этих групп.

9. Предметом эстетики является изучение закономерностей эстетического освоения действительности, творчества по законам красоты.

2. Современный правовед Е. Лукашова пишет: «В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан. <…> В государстве, стремящемся стать правовым, суд обязан быть именно Судом — авторитетным, властным, самостоятельным, подлинно независимым. Люди хотят видеть в нем не бюрократическое учреждение, долгое на разбирательство и скорое на расправу, а реального гаранта их прав, надежного защитника их интересов». Сформулируйте основную идею прочитанного текста. Раскройте смысл следующего высказывания: «В цивилизованном обществе суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость».

Е. Лукашова указывает направление, в котором должно идти развитие демократии в нашей стране. Основная идея прочитанного текста — важная роль суда в правовом государстве как гаранта законности, демократии и соблюдения прав, свобод граждан. Автор называет необходимые для этого условия:

независимость судебной власти от представительной власти (парламента) и исполнительной власти (администрации и органов внутренних дел);

ориентация суда на защиту прав граждан, а не на бюрократическую волокиту. Ответственность судей особенно велика, когда рассматриваются уголовные преступления и решение суда может лишить человека свободы.

Высказывание «В цивилизованном обществе суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость» подчеркивает, что общество можно считать цивилизованным только тогда, когда суд принимает справедливые беспристрастные решения на основе законов, равных для всех.

Следует понимать, что суд руководствуется в своих решениях существующими законами, которые всегда в той или иной степени несовершенны. Поэтому суд остается формальным учреждением, руководствующимся справедливостью лишь в той мере, в какой это дозволяет делать закон. Даже в такой стране, как США с её развитой и независимой системой правосудия, судебные тяжбы становятся порой источником наживы для адвокатов, которые втягивают своих клиентов во всё новые разбирательства. То есть, уже не суд служит интересам граждан, а граждане становятся заложниками судебной системы.

Прогрессивные авторы указывают на необходимость ограничивать вмешательство государственной власти в жизнь общества.

3. Вы принимаете решение, что делать после окончания 9 класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому решению и намечаемым действиям.

Закончить 11 классов ,сдать хорошо ЕГЭ и поступить на дефектолога .

Для выполнения этого решения мне необходимо:

1. сдать экзамены, чтобы получить документы об окончании школы;

2. поступить в соответствующий институт

3. окончить его

4. и работать по специальности

Билет №19

Типы и характеристика обществ

Традиционное общество – доиндустриальные общественные уклады аграрного типа, для которых характерны высокая структурная устойчивость и основанный на традициях способ социокультурной регуляции.

Признаки:

1. основной сферой экономической деятельности является с/х

2. очень низкие темпы развития

3. общество направленно в прошлое, инерционно, боится новввоведений

4. полное поглощение личности коллективом

5. общество направленно на удовлетворение бытовых потребностей

2. Индустриальное(промышленное общество). Переход от традиционного общества к индустриальному называется модернизацией, которая осуществляется путем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумевает координальные изменения социальных институтов, образов жизни людей и охватывает все сферы общества.

Индустриальное общество – это общество непосредственно определяющееся уровнем технического или индустриального развития.

Признаки:

1. это общество основано на машинном производстве и фабричной организации труда

2. базовой структурой общества становится экономика

3. основным движущим механизмом общества является стремление к экономическому росту

4. оно стремится к удовлетворению социальных потребностей (т.е. деньги, карьера, качество жизни)

5. оно направленно на максимальную адаптацию к настоящему моменту

6. основной способ принятия решения – эмпирическое исследование

7. массовость

3. Постиндустриальное общество начинает формироваться в результате структурной перестройки экономики, выдвинутой на первый план взамен тяжелой промышленности. Новые гибкие наукоемкие технологии.

Постиндустриальное общество – это общество, основой которого являются не капитал и труд, а информация и знания.

Признаки:

1. т.к. с/х и промышленные продукции в таком обществе производятся больше, чем оно может употребить, более 50% населения переходит в сферу услуг

2. главный фактор развития этого общества- теоретические знания или информация

3. обществоориентированно на будущее и основной фактор принятия решений – моделирование и аналитические методы

4. социальная коммуникация протекает на уровне «человек-человек», а не на уровне «человек-природа» или «человек-машина»

5. ведущая технология является умственная технология, а не ручной труд как в традиционном и не машинная технология как в индустриальном.

2. Прочтите документ и ответьте на вопросы к нему. Современный российский экономист В.И. Данилова-Данильян пишет: «Рынок — это, прежде всего, система, обеспечивающая свободу в хозяйственных действиях. Потребитель свободен в выборе товара, производителя, форм приобретения товара и т.п. Производитель свободен в выборе вида деятельности, объема, форм ее реализации и т.д. …Рыночные свободы формировались постепенно, вместе с созреванием общества, способного их гарантировать на деле… Рынок порождает силы, действующие против его собственных свобод, — монополизм, кризисы перепроизводства, чрезмерное неравенство, влекущее за собой социальную неустойчивость. Поэтому лучше стеснить рынок сравнительно мягко, ограничивая его силы, нежели оставить им возможность развернуться во всю ширь, так что в результате рынок деградирует или будет разрушен стихийными социальными ударами». Какие свободы предоставляет общество с рыночной экономикой? Объясните необходимость регулирования и стеснения рыночных свобод. Приведите примеры отрицательного воздействия рыночной стихии на экономику.

Общество с рыночной экономикой предоставляет свободы:

выбирать для удовлетворения потребности, решения поставленных задач любой из имеющихся на рынке товаров или услуг (при административно-командной экономике выбор может быть ограничен в приказном порядке, например, путем запрета ввоза товаров из-за границы);

приобретая этот товар, выбирать производителя на свое усмотрение (в советское время предприятиям жестко предписывалось, у какого предприятия закупать сырьё или комплектующие);

выбирать форму приобретения товара: брать его в собственность, в аренду и пр. (например, в советское время нельзя было за деньги приобрести в собственность жилплощадь. Квартиры выделялись в порядке очереди. Еще можно было вступить в жилищно-строительный кооператив, но тоже были ограничения);

производитель может выпускать любую продукцию, не противоречащую законодательству, в любом объеме и реализовывать наиболее выгодным для себя способом.

Рынок нуждается в государственном регулировании, путем принятия законов, развития инфраструктуры для поддержки полезных стране производителей и целых отраслей. Также необходимо не допускать образования монополий, сговора производителей с целью завышения цен, а имеющихся монополистов ограничивать в увеличении цен.

3. В течение года вы работали по договору в фирме, производящей канцелярские принадлежности. Поскольку сумма заработка была достаточно высокой, вы решили освободиться от родительской опеки и добиться объявления себя полностью дееспособным. Имеете ли вы на это право, если вам исполнилось 16 лет? Какая может возникнуть трудность и есть ли способ ее преодоления?

По достижении 16 лет подросток может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, либо при отсутствии такого согласия — по решению суда .

Следовательно, если кто-то из родителей или лиц, их заменяющих, не даст согласия на объявление подростка дееспособным, орган опеки и попечительства не сможет принять такое решение. Но можно попробовать обратиться в суд для решения этого вопроса.

Наши рекомендации