Сущность и виды международного маркетинга
ЭКСПОРТНЫЙ МАРКЕТИНГ | Экспортер систематически работает на заграничный рынок и приспосабливает свое производство под требования этого рынка. При этом экспортер исследует постоянно этот рынок и пытается контролировать весь путь товара до конечного потребителя. | |||
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ | Экспортер глубоко исследует рынок и использует для его обработки весь набор инструментов маркетинга, а также различные формы внешнеэкономических связей: научно-технический обмен, контрактные производства, совместные предприятия, создание дочерних предприятий и другие, а не только экспорт. | |||
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ | Маркетинговая деятельность за границей охватывает не только сбыт, но и практически все функциональные сферы деятельности предприятия: снабжение, исследования и разработки, персонал, финансы и др. Фактически - это рыночно ориентированное управление предприятием в заграничных условиях. Международный менеджмент свойственен транснациональным корпорациям |
Под международным маркетингом понимается комплекс мероприятий предприятия по реализации товаров и услуг за пределами своей страны.
В центре международной маркетинговой деятельности предприятия находится подготовка и принятие на основе соответствующей внешней (рыночной) и внутренней (технико-экономической) информации управленческих решений, позволяющих решить следующие задачи:
- выходить ли на международный рынок вообще? Какие цели ставить при этом? Какие перспективы могут открыться перед предприятием, и какие угрозы могут возникнуть?
- если выходить, то на рынок какой страны? Какую продукцию можно было бы предложить потребителям на этом рынке: выпускаемую предприятием в настоящее время или новую?
- каким образом выйти на выбранный рынок, найти потребителя и предложить ему свою продукцию? Делать это самостоятельно или привлечь партнеров по кооперации? Выходить ли на рынок в качестве экспортера или импортера, самостоятельно или в кооперации с более опытным партнером? Поставлять ли на выбранные рынки готовую продукцию или полуфабрикаты?
- какую конкретную программу мероприятий маркетинг-микса разработать, чтобы достичь поставленных целей на выбранном рынке?
- какие экономические, научно-технические и другие результаты могут и должны быть получены в результате участия предприятия в международном разделении труда?
- как организовать на собственном предприятии процесс разработки и осуществления программы международного маркетинга?
Основные маркетинговые решения, которые должны быть приняты в ходе ответа на поставленные выше вопросы, системно представлены на рис.1.
ТОВАР |
Анализ возмож- ностей и приня-тие решения о международном маркетинге | Выбор рынка | Решение о способе проникновения на рынок | Решение о комплексе маркетин- га | Сбыт + Цена + Коммуникации | Решение об организации и планировании маркетинговой деятельности |
Информационная база международного маркетинга |
Маркетинговые исследования |
Рис. 1. Основные решения в международном маркетинге.
Основные маркетинговые решения, которые должны быть приняты в ходе ответа на поставленные выше вопросы, системно представлены на рис.1. Как видно из рис. 1, базой принятия всех решений в международном маркетинге служат маркетинговые исследования разной глубины и широты охвата, а также лежащая в их основе информационная база.
Структура и содержание маркетинговой информации.
Используемую в международном маркетинге информацию можно разделить на несколько групп:
1) о рынках и рыночной конъюнктуре;
2) о методах и формах международной торговли (в более широком плане - внешнеэкономической деятельности);
3) о собственном предприятии (цели и потенциал).
При этом создаваемый информационный массив (база рыночной и маркетинговой информации) может организовываться в соответствии со структурой маркетинговых исследований (рис. 2) и по мере расширения внешнеэкономической деятельности предприятия также расширяться и углубляться. База данных маркетинговой информации должна иметь несколько разрезов (уровней), чтобы проводить маркетинговые исследования по мировой отрасли в целом или по отдельным регионам и странам (отраслевой и страновый аспект) в частности.