Финансово-промышленной группы и государства
В соответствии со ст. 13 Закона о ФПГ участники ФПГ несут солидарную ответственность по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ. Ответственность центральной компании ФПГ, возникшая в результате исполнения обязательств по участию в деятельности ФПГ, регулируется договором о создании ФПГ.
Установление солидарной ответственности участников ФПГ по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ противоречит положениям ГК об ответственности дочернего общества по обязательствам основного общества, в качестве которого и выступает центральная компания при создании ФПГ, холдингового типа (в соответствии с п. 2 ст. 105 ГК дочернее общество не отвечает по долгам основного общества).
В случаях ФПГ договорного типа ее участники несут солидарную ответственность по обязательствам АО, в то время как участники АО в соответствии с п. 1 ст. 96 ГК не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Привлечение в солидарном порядке обособленных собственных активов участников ФПГ для обеспечения обязательств центральной компании несомненно увеличивает возможности центральной компании по привлечению инвестиционных средств и повышает ответственность участников при выполнении собственных обязательств, однако не может быть реализовано, поскольку противоречит нормам ГК, имеющим высшую юридическую силу.
Наиболее важным моментом во взаимоотношениях государства и ФПГ является предоставление мер государственной поддержки последних. Она предоставляется по решению Правительства Республики Беларусь. В соответствии со ст. 10 Закона о ФПГ такими мерами являются:
- зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах, в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов инвестиций для ФПГ - покупателя;
- предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность ФПГ;
- передача в доверительное управление центральной компании (головному предприятию) ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой группы;
- предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций;
- предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации инвестиционных проектов и программ ФПГ
Государственная поддержка и другие дополнительные льготы и гарантии деятельности ФПГ (в законодательстве они не конкретизированы), зарегистрированных на территории Республики Беларусь и других государств, могут быть предоставлены на основании результатов государственной экспертизы инвестиционных проектов и программ ФПГ, проводимой уполномоченным республиканским органом государственного управления, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Не взирая на то, что создание и деятельность на территории Республики Беларусь объединений юридических лиц, в том числе с участием иностранных юридических лиц, в форме ФПГ в порядке и на условиях, определенных законодательством о таких группах считается целесообразным (п. 1 Указа № 482), перечисленные выше меры государственной поддержки носят декларативный характер, что самым прямым образом сказывается на процессе формирования ФПГ.
Воздействие государства на ФПГ не ограничивается только правовым регулированием и поддержкой их деятельности, а включает и государственный контроль, который сводится к следующему
В течение трех месяцев после окончания финансового года центральная компания (головное предприятие) представляет всем участникам ФПГ, а при наличии в ней доли собственности государства - республиканскому органу государственного управления, объединению (учреждению), подчиненному Правительству Республики Беларусь, в ведении которого находятся участники ФПГ, отчет о деятельности группы, а также результаты проверки ее деятельности аудитором.
Республиканский орган государственного управления, объединение (учреждение), подчиненное Правительству Республики Беларусь, в ведении которого находятся участники ФПГ, при наличии в этой группе доли собственности государства вправе не чаще одного раза в год проводить проверку ее деятельности, зарегистрированной на территории Республики Беларусь.
По итогам годового отчета, а также по результатам проверки деятельности ФПГ полномочный республиканский орган государственного управления, объединение (учреждение), подчиненное Правительству Республики Беларусь, в ведении которого находятся участники ФПГ, обязан принять меры в случаях обнаружения недостоверной информации в представленных документах, выявления какого-либо несоответствия в деятельности ФПГ договору о ее создании и организационному проекту группы, несоответствия деятельности центральной компании ее уставу, нарушения законодательства Республики Беларусь. В зависимости от характера нарушения он обязан принять следующие меры:
- предложить центральной компании (головному предприятию) устранить выявленные недостатки в установленный им срок;
- обратиться в Правительство Республики Беларусь с предложением о лишении ФПГ, зарегистрированной на территории Рес-
публики Беларусь, или участника ФПГ всей или части государственной поддержки либо о прекращении деятельности группы и исключении ее из Государственного реестра финансово-промышленных и иных хозяйственных групп Республики Беларусь.
Государственные органы проводят проверку деятельности ФПГ в порядке и в случаях установленных законодательством, но не реже одного раза в два года.