Экономические системы и собственность. Право собственности

Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.

В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

Отличия:

1. - господствующая форма собственности;

2. - механизм ценообразования;

3. - наличие или отсутствие конкуренции.

Собственность означает право владения, пользования и распоряжения чем-либо (имуществом, землёй, финансами).

Следует понимать, что отношения собственности — это не отношение человека к вещи, а отношения между людьми, когда они имеют разные права по отношению к одной и той же вещи. Проще говоря, собственность — преимущественное право владения, пользования и распоряжения одних людей по сравнению с другими.

Право собственности — совокупность правовых норм, закрепляющих присвоенность вещей отдельным лицам и коллективам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в нашей стране «признаются и защищаются равным образом частная, муниципальная и иные формы собственности», например, государственная.

Экономические системы:

1. — Традиционная экономическая система

Отличительные черты:

2. частная собственность на производственные ресурсы;

3. примитивные технологии;

4. преобладание ручного труда;

5. все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;

организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Традиционная экономическая система: Бангладеш, Афганистан. Это наименее развитые страны мира. Экономика ориентирована на сельское хозяйство.

— Административно-командная система (плановая)

Основные черты:

1. государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

2. централизованное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма.

3. непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

4. государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

5. государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для СССР, Кубы, Северной Кореи.

— Рыночная система

1. основу экономических отношений составляет частная собственность;

2. вопросы производства и реализации производители решают самостоятельно, основываясь на личном интересе;

3. ценообразование не регулируется государством, а складывается на основе спроса и предложения товаров на рынке;

4. элементом рыночного механизма хозяйствования является также конкуренция.

В чистом виде практически не встречается, представлена как

— смешанная

Отличительные черты:

1. приоритетность рыночной организации экономики;

2. многосекторность экономики;

3. государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

4. ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;

5. социальная защита населения.

Данный тип экономической системы характерен для Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.

2. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери однажды написал: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то». Установи связь между мнением писателя и тем, что ты изучил в курсе обществознания о развитии способностей человека. Что необходимо человеку, чтобы стать музыкантом, поэтом, художником, ученым?

Смысл высказывания Экзюпери в том, что человек, не растущий духовно, подобен библейскому персонажу, который зарывает свои таланты в землю. При этом не следует понимать в узком смысле, что гибнет только способность к изящным искусствам. Нет, сказанное относится к любому проявлению живого творчества — в том числе, в самой привычной работе, например, продавца или водителя троллейбуса.

Экзюпери обращал особенное внимание на развитие способностей в детском возрасте. Он прямо указывает на взрослых, как на людей, неспособных к гармоничному восприятию окружающего мира.

Действительно, многие способности хорошо поддаются развитию именно в детстве, когда сознание ребенка еще не сковано шаблонами и штампами, устоявшимися правилами. Но было бы ошибкой думать, что с какого-то возраста уже поздно заниматься музыкой, рисованием или наукой. Для того, чтобы стать настоящим мастером, будь это музыка, поэзия или труд каменщика, необходимы несколько условий:

Большое значение имеют врожденные задатки и способности: высокий рост для баскетболиста, музыкальный слух для пения и т.п. Однако, известны случаи, когда выдающихся результатов в баскетболе добивались игроки обычного роста. Существует ряд методик развития музыкального слуха у людей, лишенных его, позволяющих добиваться удивительных результатов.

Очень важны увлеченность, интерес человека к данной сфере занятий. Во-первых, это очень способствует упорному и полноценному труду, тренировкам — важнейшему условию мастерства. Во-вторых, самый титанический труд, не согретый интересом и творческим отношением к делу, не даст необходимых результатов.

Этих двух условий: наличия необходимых способностей и постоянной работы над собой, — бывает достаточно для того, чтобы работать в избранной отрасли и считаться профессионалом. Для того, чтобы стать Мастером с большой буквы, необходимо еще быть гармонично развитым и знающим, полноценным человеком в духовном плане. Важнейшее средство для этого — работа, то есть производство необходимых обществу товаров и услуг.

Погоня за богатством, славой, праздный образ жизни, страсти, низменные стремления — вот то, что делает глину, из которой «человек слеплен» сухой и неподатливой гораздо сильнее, чем возраст.

3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые статусные позиции вы хотели бы обрести? Что вы сделаете для этого?

Положение, которое человек занимает в обществе, называется социальным статусом. Человек обладает несколькими статусами. Статус может быть прирожденный (пол), приобретенный (умения, навыки, должность), предписанный — не зависит от желания (возраст).

Свой статус можно проанализировать по следующим позициям (порядок не особо важен):

1. Гражданство

2. Пол

3. При желании, материальное положение

4. Социальное положение (школьник)

5. Образование (незаконченное основное)

6. То, что имеет отношение к портфолио, достижениям: успехи в спорте, предметных олимпиадах, проектной деятельности, школьном самоуправлении, общественных организациях и т.п.

7. Возраст (подростковый)

8. Семейное положение (в браке не состоите)

9. Прогноз может включать Ваши планы закончить школу, поступить учиться или работать, вступить в брак.

Новые статусные позиции, которые вы хотели бы приобрести, старайтесь формулировать коротко: стать студентом (рабочим, предпринимателем), обрести материальную независимость, пойти в армию.

Что сделаете, тоже поконкретнее: буду готовиться к экзаменам, поступлю на курсы, продолжу занятия в секции, поступлю на работу.

Билет № 13

1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».

Гражданское общество — общество свободных и равноправных граждан, отношения между которыми в сфере экономики, культуры развиваются независимо от государственной власти.

Разные авторы выделяют следующие условия, необходимые для формирования гражданского общества:

1. экономическая самостоятельность граждан, собственность на средства производства;

2. народовластие, развитая и действенная демократия;

3. право на самооборону (используется как аргумент в споре о ношении оружия гражданами).

4. Для современного гражданского общества характерны:

5. правовая защищённость граждан;

6. определённый уровень гражданской культуры;

7. наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

8. свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

9. конкуренция образующих его структур и различных групп людей.

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

1. Обеспечивает защиту частных сфер жизни человека от влияния государства и других политических структур.

2. Создает механизмы общественного самоуправления.

Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

Гражданское общество может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

Задача гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

Одной из важных задач, стоящих перед современным российским обществом, является построение правового государства.

Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.

Никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом.

Необходимые условия:

1. Назначение наказаний за правонарушения в строгом соответствии с опубликованными и чётко определёнными процедурами и нормами.

2. Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов.

Законы также не должны входить в противоречие с устоявшимися общественными представлениями о справедливости. Для этого существует ряд институтов, в том числе, парламент, состязательные выборы, свобода массовой информации.

Принцип разделения властей предполагает распределение функций государственного управления между тремя ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной. На практике такое разделение эффективно, если сформированы структуры, не позволяющие, с одной стороны, чрезмерно усиливать какую-либо ветвь власти, а с другой, — вынуждающие законодательную, исполнительную и судебную власти действовать согласованно.

2. Прочтите документ и ответьте на вопросы к нему. Австрийский экономист Ф.А. Хайек писал: «Поскольку никакой мыслимый центр не в состоянии всегда быть в курсе всех обстоятельств постоянно меняющихся спроса и предложения на различные товары и оперативно доводить эту информацию до сведения заинтересованных сторон, нужен какой-то механизм, автоматически регистрирующий все существенные последствия индивидуальных действий и выражающий их в универсальной форме, которая была бы и результатом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений. Именно таким механизмом является в условиях конкуренции система цен, и никакой другой механизм не может его заменить. Наблюдая движение сравнительно небольшого количества цен, как наблюдает инженер движение стрелок приборов, предприниматель получает возможность согласовывать свои действия с другими. Существенно, что эта функция системы цен реализуется только в случае конкуренции, то есть лишь при условии, что отдельный предприниматель должен учитывать движение цен, но не может его контролировать». Объясните, почему ученый называет рыночную цену товара «результатом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений» производителей. Используя знания курса «Обществознание» и авторский текст, объясните действие механизма рыночных цен как координатора поведения основных участников рынка (потребителя, производителя).

Экономист называет рыночную цену товара результатом прошлых решений, потому что рыночная цена складывается на основе цен, предложенных всеми продавцами товара или услуги. Цену каждый определял, исходя из своих затрат и ожидаемой прибыли, принимал решение, и, в результате этих решений, цена на рынке возрастает или снижается.

В будущем, производитель будет корректировать свою цену, с учетом цены на рынке, поэтому рыночная цена является ориентиром для его будущих решений.

Механизм рыночных цен повышает цену на товары, производство которых недостаточно для удовлетворения имеющегося спроса. Потребитель покупает меньше, что уменьшает нехватку.

Производитель, сбывая такой товар по более высокой цене, получает более высокую прибыль, поэтому вкладывает дополнительные средства в производство этого товара. Производство увеличивается, предложение начинает превышать спрос, и цена начинает снижаться.

Снижение цен позволяет потребителю покупать больше.

Если товара производится слишком много (перепроизводство), цена в условиях конкуренции снижается настолько, что становится невыгодно производить этот товар. Производство уменьшается.

Сравните с ситуацией в Советском Союзе, когда цены устанавливались жестко. На ряд товаров народного потребления, например, на качественную одежду, продукты питания, по многу лет был острый дефицит, купить их свободно в магазине было просто невозможно. При этом производители не были материально заинтересованы в увеличении производства и повышении качества продукции. Результатом были пустые полки в магазинах и рост криминальной «теневой экономики».

3. Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.

Подготовка к выступлению включает два важных момента:

Содержание — информация;

Форма — как эта информация будет излагаться в доступном для понимания и интересном виде.

Чтобы подготовить материал для любого выступления, необходимо собрать информации на порядок больше, чем будет непосредственно использовано в выступлении. Это придает докладчику необходимую уверенность и позволяет вернее оценивать события. Поэтому, можно начать с проработки источников в библиотеке и Интернете. Всё, что может пригодиться, записываем (номер журнала, страница, адрес в Интернете).

Затем можно выбрать тот материал, который подходит для сообщения (выписать или, лучше, набрать на компьютере).

Расположить имеющиеся блоки информации в том порядке, который позволит слушателям разобраться в выступлении и будет способствовать поддержанию интереса.

Очень важно: продумать наглядность. Это может быть компьютерная презентация, видео сюжет, журналы с фотографиями, звукозапись.

К этому времени, Вы уже будете достаточно хорошо ориентироваться в материале. Какие-то блоки можно убрать, добавить что-то новое.

Обязательно пробуем прогнать выступление целиком. Замеряем время. Вносим коррективы.

Полезно попросить послушать почти готовое выступление кого-то из друзей, родителей. Их рекомендации могут быть очень кстати. Кроме того, Вы привыкаете работать на зрителя.

Если Вы найдете возможность сделать прогон на месте выступления, Вы избежите досадных проблем с аппаратурой, неподходящими файлами для того компьютера, лучше натренируете помощников.

Типичная ошибка начинающих лекторов — просто изложить материал.

Со временем кто-то из Вас научится не просто рассказывать о том, что произошло. А давать своё ви́дение вопроса: что было важным, почему Вы так считаете, какие последствия это будет иметь для общества, чему здесь можно поучиться.

Наши рекомендации