Издержки в долгосрочном периоде. Отражение эффекта масштаба в графике долгосрочных валовых, средних и предельных издержек

В долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными, так как фирма имеет время, достаточное для изменения количества любого применяемого ресурса.

Издержки в долгосрочном периоде. Отражение эффекта масштаба в графике долгосрочных валовых, средних и предельных издержек - student2.ru Поэтому все издержки становятся переменными, а закон убывающей отдачи переменного фактора производства не действует, так как предприятие имеет возможность увеличивать использование факторов производства, сохраняя их оптимальное соотношение. Вместе с тем, зависимость роста долгосрочных валовых издержек (LTC) и объема выпуска (Q) в долгосрочном периоде тоже не является пропорциональной.  

Связано это с эффектом масштаба – влиянием размера предприятия на себестоимость единицы его продукции (LATC).

На практике положительный эффект масштаба (снижение себестоимости единицы продукции при увеличении размера предприятия, концентрации производства) может быть связан:

· с разделением и специализацией труда в производстве и управлении, что повышает качество выполнения отдельных видов деятельности;

· с использованием новых технологий, требующих значительных первоначальных инвестиций;

· с возможностью использовать оборудование большей мощности, что в определенных пределах роста позволяет снижать стоимость единицы мощности;

· с комбинированием производства, утилизацией отходов основного производства, их использованием для изготовления побочной продукции.

Отрицательный эффект масштаба (повышение себестоимости единицы продукции при увеличении размеров предприятия) вызывается:

· усложнением и понижением эффективности управления большими предприятиями, ростом непроизводительных управленческих затрат;

· с увеличением расходов на транспортировку сырья до предприятия и готовой продукции до потребителей.

35. Общая характеристика типов рынков. Общая, средняя и предельная выручка фирмы. Принцип максимизации прибыли (MR=MC).

В современной экономической теории различают четыре островных типа рыночной структуры – чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Их отличия можно провести по следующим параметрам:

·количество продавцов и покупателей;

·степень однородности продукции, предлагаемой продавцами одной отрасли;

·легкость входа в отрасль и выхода из нее без потерь;

·степень доступности информации о ценах для всех субъектов рынка и о технологиях для производителей;

· способность отдельных продавцов (или покупателей) влиять на рыночную цену, изменяя количество продукции, которую они реализуют (или покупают).

Совершенная конкуренция – это тип рынка, при котором бесконечно большое количество продавцов реализуют покупателям абсолютно одинаковую (стандартизированную) продукцию, препятствия для входа в отрасль и выхода из нее отсутствуют, а информация о ценах и технологиях общедоступна (все производители используют одну и ту же технологию, лучшую из возможных).

Чистая монополия – это тип рынка, при котором единственный производитель контролирует выпуск товара, у которого нет заменителей, а появление конкурентов маловероятно вследствие высоких барьеров входа в отрасль.

Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, при которой сравнительно большое, но ограниченное количество производителей реализуют большому количеству потребителей схожую, но не стандартизированную продукцию.

Олигополия –это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое количество продавцов, вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами, а при принятии решений об определении объемов выпуска и ценах фирмы учитывают действия друг друга.

Для описания изменения выручки при увеличении количества продаваемой продукции на всех типах рынка используются показатели валовой, средней и предельной выручки (R - англ. revenue – доход).

Валовая выручка(TR) – это ее общая величина при разных возможных количествах реализуемой продукции. TR= Р*Q.

Средняя выручка(АR) – это выручка, приходящаяся на единицу продукции при разных возможных объемах продаж. Издержки в долгосрочном периоде. Отражение эффекта масштаба в графике долгосрочных валовых, средних и предельных издержек - student2.ru .

Предельная выручка (МR) - это прирост объема выручки при продаже дополнительной единицы продукции Q: Издержки в долгосрочном периоде. Отражение эффекта масштаба в графике долгосрочных валовых, средних и предельных издержек - student2.ru .

Наши рекомендации