Цели культурной политики российского государства 3 страница
Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, составляя десятую часть мирового Валового национального продукта (ВНП); он является сильно развивающейся отраслью экономики и в ближайшие годы станет еще более важным ее сектором. Прогнозируется, что инвестиции в туристический сектор будут увеличиваться на 30%в год.
В последние годы туризм как вид бизнеса стал одним из самых прибыльных в мире. Он использует примерно 7% мирового капитала. Уже в начале 90-х гг. доля туризма составляла более 10% от мировой торговли товарами и услугами, что позволило туризму занять третье место по экспорту после экспорта нефти и автомобилей, а к 2005 г. ожидается его выход и на первое место.
Туризм оказывает мощное воздействие на занятость и по оценкам специалистов, около 100 млн. чел. в мире работают в отрасли, а к 2005 г. каждый восьмой трудоспособный человек мира будет работать в этом секторе экономики.
Туристический сектор, который также называют индустрией туризма, объединяет вместе все виды экономической деятельности, которые обеспечивают необходимыми услугами путешественников во время их путешествия, а именно: гостиничную индустрию, транспорт, питание, торговлю, развлечения и другие.
С другой стороны, сам процесс обслуживания туристов достаточно трудоемкий, и поэтому туристический сектор источник рабочих мест, в основном, для неквалифицированного труда. Однако это не означает, что в отрасли не используется высококвалифицированный труд. В туризме новые рабочие места в географическом плане распространяются более широко, чем в других претерпевающих рост секторах экономики.
Обмен услугами туризма между странами как и обмен товарами, является частью международной торговли и оказывает значительное влияние на экспорт и импорт страны, воздействуя на ее платежный баланс. Проживание туриста в отеле страны пребывания является экспортом для принимающей страны, а питание, которое получают туристы за рубежом, является импортом для страны отправления туристов. Так что туризм для принимающей страны — «невидимый» экспортом, а Для отправляющей страны «невидимый» импорт.
Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их экологию, социальную и культурную среду, а они, в свою очередь, влияют натуристов.
Таким образом, туризм — это набор отношений, возникающих при взаимодействии туристов с местными жителями или властями, а также с поставщиками услуг. А туристом сегодня считается человек, путешествующий с одного места на
другое по причине, не связанной с работой. Организация Объединенных Наций дает более точное определение категории «турист»: туристом считается тот, кто гостит на месте своего пребывания более одной ночи, но менее одного года. Напри-^ мер, дипломаты, иностранные студенты или иммигранты не могут считать туристами, а люди посещающие своих друзей и родственников, или восстанавли ваюшие свое здоровье в лечебницах, могут.
Разные туристические центры привлекают туристов как по разнообразию ус-Ч луг, так и по интересам. Например, многие туристические центры Европы и США, помимо обслуживания любителей рекреационного туризма, знамениты как крупные центры по проведению конгрессов. С другой стороны, из множества туристи- I ческих центров турист может выбрать тот, который предлагает только один вид туризма. Так, турист, интересующийся горнолыжным спортом, посещает альпийские курорты и там проводит свой отпуск.
Главные факторы, определяющие привлекательность туристического региона:
• доступность региона; '
• его природа и климат;
• отношение местного населения к приезжим;
• инфраструктура региона;
• уровень цен;
• состояние розничной торговли;
• спортивные, рекреационные и образовательные возможности;
• культурные и социальные характеристики.
Многие международные путешественники интересуются экономическим состоянием той или иной страны, т.е. промышленностью, торговлей, уровнем благосостояния и другие. Туристические компании организуют специальные туры на заводы и фабрики страны, способствующие обмену опытом. Такие мероприятия в туристических центрах продвигаются и поддерживаются местной Торговой палатой, отелями, ресторанами и другими организациями сферы обслуживания.
Торговые палаты также организовывают групповые туры с целью налаживания тесных контактов с потенциальными рынками — генераторами туристов и пробуждения интереса к товарам своей страны. Другими заинтересованными предприятиями являются торговые центры и крупные магазины, которые хотят продать туристам как можно больше товаров.
Гостей может привлекать и агрокультура страны. Сельскохозяйственные рынки или маленькие торговые палатки у обочины дороги, где продаются свежие продукты из близлежащих деревень, важные элементы обслуживания туристов во многих . местах. В некоторых странах организуются специальные групповые туры работни- '[ ков сельскохозяйственной отрасли с целью ознакомления с достижениями коллег j из других стран. Например, виноделы со всех концов земного шара посещают виноградники разных провинций Франции, чтобы увидеть процесс приготовления знаменитого шампанского, коньяков, бургундского и других сортов вин.
Важным отражением культуры страны являются ее продукты и напитки. Туристы с удовольствием дегустируют национальные блюда и напитки. Поэтому активнейшее участие здесь, естественно, принимают отели и рестораны, предлагающие туристам богатое меню национальной кухни, а их работники рассказывают о секретах приготовления того или иного блюда.
Культурное наследие региона поддерживается его историческими ресурсами, а некоторые туристические центры специально расположены в местах, непосредственно связанных с историей. Интерес к истории региона может стать наиболее сильным мотивационным средством, обеспечивающим прибытие туристов в регион. Поэтому сохранение исторических мест, музейных ценностей очень важно для успеха туризма (необходимое продвижение музеев проводят организации, общающиеся с туристами, например, туристические информационные центры на курортах, рекламные брошюры в отелях, ресторанах и др.). Сохранить исторические ценности помогает и создание исторических заповедников и монументов.
Важной мотивационной силой могут служить живопись, скульптура, архитектура, музыка и танцы, лучше всего характеризующие неповторимый облик культуры страны. Например, мечтой многих туристов мира является посещение Москвы, чтобы увидеть своими глазами русский балет в Большом театре.
В туристических центрах отели активно используют творения искусства мест-1 ных авторов живописи и скульптуры, давая возможность своим гостям познать ме- t стную культуру. Они или вывешивают картины на стенах холлов или номеров, или организовывают вы ставки-продажи предметов искусства, народного творчества. В | отелях гостям предлагаются разные развлекательные программы с участием ансамблей народной музыки и фольклорных танцев.
Другим видом путешественников являются религиозные пилигримы, например, паломники-мусульмане, совершающие хадж в Мекку. Большое количество верующих совершают путешествия в места, где находятся основные центры их религии, например, католики активно посещают Ватикан; большинство посещений Израиля, Иерусалима, также носят религиозный характер.
Некоторые люди хотят знать по меньшей мере два языка. Поэтому интерес к языку другой страны может являться мотивацией для совершения поездки в ту или иную страну. В этом смысле являются заметным туристическим рынком студенты, совершающие путешествия для усовершенствования своих языковых знаний. По всему миру разбросаны языковые центры, привлекающие иностранных гостей, которые хотят учить язык на его родине и не жалеют для этого своих денег.
Во многих странах университеты, институты, колледжи находятся в живописных местностях и этим привлекают студентов туристов. Например, Калифорния ! известна университетскими городками, находящимися в красивейших уголках штата, а знаменитые старинные университеты как Кембридж, Оксфорд и Сорбонна сами по себе культурные достопримечательности.
С другой стороны, университетские городки и другие образовательные институты посещают иностранные гости и для участия в конференциях и встречах, организованных международными научными и образовательными организациями. Например, знаменитая швейцарская школа в городе Лозанна, готовящая менеджеров для гостиниц, каждое лето организует семинар для студентов и работников гостиничной сферы со всего мира.
Специальный сегмент формируется из путешественников, интересующихся научными достижениями той или иной страны. Они готовы посещать музеи науки, планетарии, зоопарки, аквариумы, а также центры исследования космоса, атомные станции. Крупными туристическими центрами стали центры космических исследований им. Кеннеди во Флориде и Хьюстоне в Техасе.
Люди, интересующиеся политикой и решением политических проблем, а также юристы, изучающие и решающие социально-экономические проблемы в других
1 странах, являются следующим целевым рынком. При посещении иностранной |
страны люди познают её государственное устройство, чтобы почувствовать разни-, цу между ней и своей собственной страной. Например, в период перестройки за- j падные туристы, посещая нашу страну, замечали эту разницу, и именно интерес к' альтернативному государственному строю и привлекал большинство из них в нашу страну.
Итак, туристы посещают те или иные туристические центры, руководствуясь различными мотивами. При этом совершают разные виды путешествий. Исходя из этого в научной литературе, посвященной туризму и путешествиям, выделяют следующие виды туризма: этнический; культурный; исторический; экологический, рекреационный и деловой.
2. Социально-экономическое и экологическое воздействие туризма
Туристы тратят деньги в отелях, ресторанах, транспорте и т.д., и, таким образом, участвуют в экономике страны пребывания. Это участие можно исследовать с помощью оценки прямого и косвенного воздействия. Прямое воздействие — это объем расходов туристов за вычетом объема импорта, необходимого для полного обеспечения товарами и услугами туристов. Предприятия, к которым непосредственно поступают расходы туристов, также нуждаются в покупке товаров и услугах из Других секторов местной экономики. Например, гостиницы пользуются услугами строителей, коммунальных организаций, банков, страховых компаний, производителей пищевых продуктов и др. Таким образом, генерированная экономическая активность, полученная из этих последовательных этапов расходования, и является косвенным воздействием. Косвенное воздействие, однако, не охватывает все расходы туристов во время прямого воздействия, так как часть денег выходит из оборота через импорт и налогообложение.
Во время процесса прямого и косвенного воздействия у местного населения накапливается доход в форме заработной платы, арендной платы и др. Такое увеличение местных доходов побуждает к дальнейшим расходам на приобретение товаров и услуги местной экономики с образованием нового витка экономической активности.
Туризм может оказать и негативное воздействие на экономику. Производство туристической продукции и услуг требует переброски ресурсовиз других сфер экономики, где необходимость на них также высока. Например, при перемещении трудовых ресурсов из сельских местностей в туристическую сферу происходит сокращение работников в производстве сельхозпродукции и создается сверх напряжение в городской местности, требующее дополнительных мест в больницах, школах и т.д. Поэтому для составления полной картины надо учитывать и измерять цену использования редких ресурсов для туризма взамен использования их в других сферах.
Инфляция может привести к сокращению количества употребляемых местным населением продуктов. Инфляцию можно приостановить уменьшением спроса со стороны иностранных и местных потребителей или с помощью увеличения импорта за счет финансовых средств, получаемых от тех же иностранных гостей.
Оценка экономического воздействия туризма основана на расходах туристов, А расчет экономического воздействия расходов туристов производится с помощью мультипликатора. Туризм — это много продуктивная индустрия, непосредственно связанная с большим количеством секторов экономики, поэтому для расчета мультипликатора требуется большая база данных.
Так как местные предприятия зависят от других предприятий-снабженцев, то любые изменения расходов туристов становятся причиной изменений в туристической местности на производственном уровне экономики, дохода, занятости, обменного курса. Значения мультипликатора различны в зависимости от характера местной экономики и от меры взаимосвязанности разных секторов экономики. Для разработки политики и планирования из всех существующих видов мультипликаторов мультипликатор дохода наиболее ценный так, как он обеспечивает информацией о национальном доходе раньше, чем объем произведенной продукции или оборот.
Подробный анализ мультипликаторов производится для оценки эффективности инвестиций государственных или частных секторов в туристические проекты на национальном и региональном уровнях, проверки относительных величин воздействия различных видов туризма и воздействия туризма по сравнению с другими секторами экономики.
Расходы в туристической инфраструктуре отражают огромное бремя, которое песет государственный бюджет. По этой причине государство обычно пытается генерировать дополнительный доход от туристов через фискальную систему, не разрушая свою индустрию туризма. Это достигается прямым и косвенным налогообложением доходов от туристов. В этих условиях воздействие международного туризма на государственный бюджет зависит от экономической и финансовой ситуации в стране (особенно для развивающихся стран). Главная сложность состоит в точном прогнозировании необходимых расходов для развития инфраструктуры и возможностей страны собирать налоги.
Начавшийся переход к новому постиндустриальному обществу может иметь неадекватные последствия, например, в сфере занятости из-за перехода большого количества трудовых ресурсов из производственного сектора в сферу услуг. И здесь надо проводить оптимальную политику перераспределения трудовых ресурсов, чтобы не создавался излишек трудовых ресурсов в секторах услуг в ущерб производственному сектору. В этой связи многие страны иногда проводят политику, сокращающую обмен туристическими услугами или товарами, предназначенными для туризма.
Ограничивающие меры для туризма могут быть очень разнообразными, начиная от ограничений ввоза и вывоза иностранной валюты, протекционистских тарифов на перевозки до административного квотирования количества путешествующих.
Вклад международного туризма в платежный баланс страны выражается в виде разницы между общими расходами иностранных туристов в стране и общими расходами резидентов этой же страны за рубежом. Международный туризм может влиять на политику, проводимую государствами по стабилизации платежного баланса.
Обычно положительный туристический текущий баланс имеется у стран, находящихся в Средиземноморском бассейне: Франции, Италии, Испании, на Кипре, Мальте, а также Австрии, Швейцарии. Из развивающихся стран сюда можно включить Тунис, Таиланд, Мексику, страны Карибского бассейна.
Что касается стран с отрицательным текущим туристическим балансом то это, в основном, индустриально развитые страны с высоким уровнем жизни — Скандинавские страны, Германия, Канада и нефтедобывающие страны Персидского залива,
У большинства развивающихся стран ситуация пессимистична. Они имеют отрицательный туристический баланс, поскольку не обладают необходимой инфраструктурой для привлечения туристов из других стран и часто должны импортировать многие продукты, потребительские товары и оборудование для инфраструктуры. Помимо этого, они платят из валютной выручки от туризма проценты за взятые за рубежом кредиты, а также заработную плату иностранному персоналу, который помогает управлять компаниями. Часть денег уходит в виде репатриированной прибыли транснациональным корпорациям и др.
Воздействие международного туризма на платежный баланс страны зависит от остальных составляющих платежного баланса, т.е. от текущего платежного баланса и баланса движения капиталов. Разные комбинации этих составляющих могут ;делать суммарный баланс как положительным, так и отрицательным. В свою очередь, туризм может оказать влияние и на движение капиталов, поэтому это должно гщательно анализироваться для точного определения воздействия туризма на пла-гежный баланс, да и на всю экономику.
Оценить точно влияние туризма на платежный баланс очень сложно. В послед-iee время проводится политика но определению метода учета этого воздействия с шмощью разработки единого международного счета туризма, а также сбора всей финансовой статистики о международном туризме.
Рост туризма создает в странах независимо от уровня их развития много рабо-их мест. Причем в развивающихся странах в секторе туризма создается больше ювых рабочих мест, чем в других отраслях экономики, а в некоторых из них, у ко-орых экономика сильно зависит от туризма, почти половина населения трудится в екторе туризма. 13 отличие от развивающихся стран в крупных индустриально азвитых странах в туристической отрасли работает только 5% трудоспособного
Согласно Международному Бюро Труда примерно 100 млн. чел. работает во ;ем мире в сфере туризма и половина из них работает в гостиничной индустрии, о эта пропорция не сохраняется в разных странах. Количество вновь создаваемых абочих мест в гостиничной индустрии в целом очень велико, но в то же время )льно зависит от категории открывающихся гостиниц, которые, в свою очередь, тисят от размеров инвестиций в них.
Статистика занятости показывает, что доля женщин в гостиничной индустрии >льше половины. А в странах Северной Европы наибольшее количество рабо-1ющих в этой сфере — иностранцы, например, примерно 23-25% во Франции и ;рмании.
Туризм представляет собой социальную деятельность и поэтому обращает на бя внимание социологов, изучающих индивидуальное и групповое поведение ристов и влияние туризма на общество. Социологи изучают также социальные уплы, привычки и обычаи как гостей, так и жителей принимающей стороны.
Прямое социально-культурное воздействие возникает в результате контакта ту-стов с местным населением. Можно выделить три основные категории этих кон-ктов:
когда туристы покупают продукты и пользуются услугами местного населения;
• когда местные жители и туристы вместе пользуются различными средствами,
например, транспортом, рестораном, а также окружающей средой и т.д.;
• когда туристы и местное население вместе проводят культурные мероприятия.
Однако не обязательно ожидать возникновения социального воздействия толь
ко тогда, когда турист входит в непосредственный контакт с местными жителями.
Новые виды коммуникаций, транспорта и инфраструктуры, предлагаемые для раз
вития туризма, а также новые средства труда вызывают социальные изменения и
без непосредственного контакта. Их можно охарактеризовать как косвенные соци
альные эффекты.
Величина прямого социального воздействия связана с развитием туризма и определяется различием социально-культурных характеристик между гостями и местным населением таких, как традиции, религия, умственные способности, образ жизни, нормы поведения, привычки и т.д.
Социальное влияние может оказаться и положительным, и отрицательным. К положительному аспекту можно отнести обмен культурной информацией. Интерес туристов к культурному наследию может вызвать ответное чувство гордости у местных жителей, стимулируя сохранять традиции, ремесла и т.д. Негативные аспекты часто следствие прямого контакта, но могут возникнуть и из-за непропорционального развития туризма и неэффективности реализации потенциальных возможностей.
Привлечение иностранной рабочей силы, а также создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, благодаря привлечению иностранных инвестиций, может вызвать негодование у той части местного населения, которая не может найти подходящую работу или получает относительно маленькую зарплату.
Проблема социального напряжения может усугубляться и из-за разного уровня благосостояния гостей и местных жителей. Часто предполагается, что туристы богаче, чем местное население, но это только кажется из-за того, что турист демонстрирует расточительность, которая не является нормой его поведения дома, он находится в отпуске и может позволить себе лишнего. Но это может также вызвать чувство зависти у местных жителей. Иногда это приводит к открытому возмущению поведением туриста. Часто такие трения возникают в период сильных туристических потоков в районах большой туристической концентрации.
Поэтому для избежания таких проблем необходимо туристические потоки направлять в районы, где концентрацию туристов можно контролировать, например, с помощью относительного увеличения цен, что ограничит потоки международных туристов в страну. При этом высокий уровень поступлений компенсирует малое количество туристов, прибывающих в страну.
На окружающую среду туризм может оказывать прямое, косвенное и побуждающее воздействие. Оно может быть положительным и отрицательным. Нельзя развивать туризм без взаимолействия с окружающей средой, однако, можно уменьшить негативное воздействие и увеличить положительное с помощью управления развитием туризма и четкого планирования.
Положительное воздействие туризма включает: охрану и реставрацию исторических памятников, создание национальных парков и заповедников, защиту берегов и рифов, сохранение лесов и т.д.
Однако во многих развивающихся странах туризм развивался без преследования каких-либо реальных попыток защиты и сохранения природы из-за отсутствия
необходимых финансовых средств, а доходы, полученные от туризма, перекачивались в другие, приоритетные сферы, считавшиеся экономически более выгодными. При оценке влияния туризма на окружающую среду важно и то обстоятельство, с какой точки зрения оно ведется, ведь то, что считается положительным воздействием с точки зрения туристов, может оказаться негативным с точки зрения местных жителей. Например, сохранение парков может стать причиной сокращения пастбищ для скота и, следовательно, и причиной сокращения производства пищевых продуктов.
Негативные воздействия туризма, к сожалению, часто берут верх над положительными. Это воздействие транспортных средств на качество воды в реках, морях, озерах и на качество воздуха; шум в результате деятельности разных развлекательных заведений; уничтожение местной и дикой фауны из-за туристов, которые разжигают костры и тем самым портят лесные массивы; разрушение исторических памятников вандалами, наносящими на них надписи и лозунги и так далее. Это скромные примеры нанесения вреда окружающей среде.
Политика строительства новых гостиничных комплексов и инфраструктуры вдоль побережья, особенно распространенная в 1970-е гг. и отрицательно сказавшаяся на природе, в последние годы стала неактуальной. В некоторых странах ста-, ли применяться ограничения на строительство зданий в непосредственной близости от моря, например, в Индии, или на строительство объектов выше пальмовых деревьев, например, в Мавритании.
Так как в результате туристической деятельности употребляется продукция многих отраслей, непосредственно не производящих туристическую продукцию, воздействие на окружающую среду со стороны них также надо учитывать.
Политика по защите окружающей среды должна быть нацелена на долгосрочный период для обеспечения продолжительной туристической .деятельности. Однако многие, особенно развивающиеся страны, игнорируют это, предпочитая коммерческую и финансовую сиюминутную выгоду.
В оценке влияния на окружающую среду применяются разные модели, разрабатывается нормативная база. Но в некоторых туристических центрах слабо действуют нормативные акты, а служб, следящих за сохранением природы, практически нет.
Однако, отсутствие нормативной базы, обеспечивающей планирование защиты окружающей среды, не должно остановить процесс планирования развития туризма. Надо отметить, что защита окружающей среды более простая и дешевая мера, тем исправление нанесенного вреда в будущем.
Как правило, с увеличением значимости туризма в экономике страны увеличи-ается и внедрение государства в отрасль через соответствующее министерство с пределенными полномочиями.
Обычно в странах создается Министерство по туризму, или Департамент по физму, который подчиняется либо Министерству экономики, либо Министер-гву внешней торговли; или туристский отдел в рамках Министерства по делам
молодежи, спорта и культуры. В государствах с децентрализованной властью туризм находится в подчинении местной администрации. Бывает также, что обязанности по развитию туризма разделяются между федеральным правительством и управлением территориальным образованием. В нашей стране туризмом управляет Департамент туризма в составе Министерства экономического развития и торговли.
Большинство стран имеют свои национальные туристические организации. Некоторые из них, как во Франции или Испании, являются частью правительства, другие же создаются независимо от правительства, но поддерживаются централизованными финансовыми вливаниями, как в Великобритании. А в США, например, ее Администрация Путешествий и Туризма поддерживается федеральным правительством, но большинство обязанностей по маркетингу и развитию ложится на отдельные штаты. Бюджет организации финансируется ежегодными федеральными кредитами и партнерскими взносами частного сектора.
Государство еще участвует а различных международных организациях, представляя свой туристический сектор. Флагманом международного туризма является Всемирная Туристская Организация (ВТО). Существуют также другие международные организации, так или иначе связанные с туризмом: Международная Ассоциация Воздушного Транспорта (ИАТА), Международная Организация Гражданской Авиации (ИКАО).
Также были образованы много региональных организаций:
• Европейская Комиссия Путешествий (ЕТК), Азиатско-Тихоокеанская Ассо
циация Путешествий (ПАТА), Карибская Туристическая Организация (КТО) и
др. Их усилия, в основном, направлены на маркетинг, продвижение и предос
тавление технической помощи.
ВТО более оперативная организация, чем совещательная. В её обязанности входит:
• оказание помощи своим странам-членам;
• исследовательская работа, состоящая из семи основных сферисследований
(тренды — общие направления мирового туризма, туристические рынки,
предприятия и их оснащенность, планирование и развитие туризма, экономи
ческий и финансовый анализ, воздействие туризма, представление туризма за
рубежом);
• обеспечение статистической информацией; гармонизация политики, проводи
мой разными странами, оказание помощи странам-участникам при максимиза
ции положительного воздействия туризма на их экономику, спонсирование
образования и повышения квалификации и т.д.
В историческом плане ВТО с 1975-го года является преемником Международного Общества Официальных Туристических Организаций, которое объединяло национальные туристические организации около ста стран, начиная с 1946 г.
Европейская Комиссия Путешествий создана Национальными Туристическими Организациями европейских государств как неприбыльная организация в 1948 г. и имеет 21 участника. Её работа поддерживается Европейской Комиссией, которая рассматривает туризм как индустрию, имеющую огромное экономическое и социальное значение для ЕС. Цели комиссии:
• благоприятствование кооперированию международного туризма в Европе;
• проведение исследований;
• обмен информацией при проектировании развития туризма и для маркетинго
вых схем;
• продвижение туристического продукта в других странах Европы и европей
ского туристического продукта в других странах, особенно в Северной Амери
ке и Японии.
4. Планирование и политика развития туризма
А
Существуют различные методы планирования развития туризма в зависимости*! от уровня экономического развития страны. Однако все они имеют общие характеристики и состоят из следующих этапов:
• сбор и анализ информации о ресурсах;
■ применение аналитического инструментария;
• анализ решений и выбор приоритетного варианта.
Органы планирования в лице государства и жители страны должны признать, что развитие туризма для страны желательный выбор, а для составления плана развития необходимо иметь четкое представление о целях, которые должны быть достигнуты развитием туризма. Этими целями могут быть:
• полное распределение прямой и косвенной экономической выгоды туризма на
как можно большую часть местного населения;
• сохранение природных, социально-культурных ресурсов как составной части
развития туризма;
• максимизация поступлений иностранной валюты для укрепления платежного
баланса страны;