Гипотеза 1. Потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо через количественную оценку его полезности

Из 1 гипотезы следует, что каждый вид блага имеет для потребителя общую и предельную полезность. (2 графика, не нарисовал)

Гипотеза 2. (первый закон Госсена)

Предельная полезность блага убывает.

MU = TU/ Q = TU’(Q)

Цена блага определяется не общей, а предельной полезностью для потребителя.

Гипотеза 3. Потребитель так расходует свой бюджет, чтобы получить максимум полезности от совокупности приобретенных благ.

Для достижения этой цели потребитель должен руководствоваться вторым законом Госсена: «Максимум полезности обеспечивает такая структура покупок, при которой отношение предельной полезности блага к его цене одинаково для всех благ».

MUx/=MUy/Py=…..=MUn/Pn

Где MU – предельная полезность блага, P – цена блага.

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется т.о., что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Порядковый подход определения полезности (Ординалистческая)

В современной теории потребительского выбора предлагается, что:

· Денежный доход потребителя ограничен;

· Цены не зависят от количеств благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

· Все покупатели представляют предельную полезность всех продуктов;

· Потребители стремятся максимизировать совокупность полезности.

В Ординалистческой концепции потребитель оценивает и сравнивает не отдельные единицы благ, а наборы благ (потребительские корзины).

Набор ограничен только двумя благами (Х и У) при этом одно из них может представлять совокупность других благ.

Компоитное благо – это условное воплощение всех прочих благ ( У), которое хотел бы потребить данный потребитель, кроме первого блага (Х).

(график, не нарисовал).

Совокупность точек в пространстве двух благ, представляющих равнозначные для потребителя наборы, называется кривой безразличия.

(график, не нарисовал).

Свойства кривых безразличия:

1) Через каждую точку в координатной плоскости можно провести только одну кривую безразличия.

2) Кривые безразличия непрерывны и не пересекаются.

3) Кривая безразличия может быть прямой линией, или линией вогнутой к началу координат.

4) Кривые безразличия не могут быть выпуклы от начала координат и иметь положительный наклон.

5) При фиксированном значение количества одного из благ, линии безразличия, расположенные правее или выше, соответствуют большему уровню полезности.

Эффект замены и эффект дохода

Изменение цены товара (понижение/ повышение) влияет на объем спроса покупателя через механизм 2 эффектов:

1) Эффект замены – представляет собой изменение потребления товаров, связанное с движение цен, при условии, что уровень полезности останется неизменным (т.е. изменение в потреблении происходит вдоль первоначальной кривой безразличия).

2) Эффект дохода – представляет собой изменение потребления товаров, вызванное ростом покупательной способности при неизменных ценах (при этом уровень полезности возрастает, т.к. потреблению соответствует более высокая кривая безразличия).

В случае если цена товара Х снижается с Рх1 до Рх2, а цена товара У не меняется (Ру – const), то происходят 2 процесса:

1) Возрастает реальный доход потребителя.

2) Осуществляется относительная замена одного товара (У) другим товаром (Х).

Общий эффект – равен сумме эффекта замены и эффекта дохода.

Для нормальных товаров эффект замены и эффект дохода действуют в одном направлении – обратном к изменению цены.

Товар Гиффена

Товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который, меняется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода больше эффекта замещения.

Парадокс Гиффена возникает в случае, если при изменении цены некачественного блага эффект дохода оказывается сильнее эффекта замены. (Закон спроса нарушается).

Направление изменений эффектов замены и дохода для разных типов товаров

  Падение цен Рост цен
Нормальные товары Эффект замены + эффект дохода = ОЭ -Эффект замены - эффект дохода =- ОЭ
Некачественные товары Эффект замены - эффект дохода = ОЭ - Эффект замены + эффект дохода =- ОЭ
Товары Гиффена Эффект замены - эффект дохода = - ОЭ - Эффект замены + эффект дохода = ОЭ

Рынки факторов производства: труда, капитала, земли.

1Рынок труда и З/П.

Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.

Функции рынка труда:

· обеспечивает производства и сферы услуг трудовыми ресурсами;

· обеспечение возможности наемными работниками получать средства существования;

· согласование цены и условий труда между работниками и работодателями;

· стимулирование работников и работодателей.

Денежной оценкой труда, или его ценой является заработная плата.

З/п- цена, выплачиваемая за использования труда наемного работника, которая не может быть ниже уровня установленного в стране минимального размера оплаты труда.

З/п:

Номинальная – количество денег, которое рабочие получают в качестве вознаграждения за свой труд.

Реальная – совокупность товара и услуг которую можно приобрести на полученные за свой труд деньги, с учетом их покупательной способности.

Реальная З/П зависит от:

1) размеров номинальной З/П

2) уровня цен на товары

Wr=wn/Ipc*100%

wr - величина реальной З/П

wn – величина номинальной З/П

Ipc индекс розничных цен

Главным фактором, влияющим на уровень заработной платы является эффективность использования трудовых ресурсов.

Производительность труда = продукция/затраты труда

Трудоемкость = затраты труда / продукцию

Формы и системы З/П

Основные формы З/П

1) Повременная З/П – представляет такую форму оплаты труда, при которой ее размеры ставятся в зависимость от продолжительности отработанного времени.

Повременная З/П применяется при следующих условиях:

a. Результат труда не поддается точному определению.

b. Интенсивность труда определяется технологическим процессом и непосредственно не зависит от усилий работников

c. Чрезмерная интенсивность труда не желательная, так как создает повышенную опасность для жизни работников и окружающих.

2) Сдельная З/П – форма оплаты труда, размер которой ставится в зависимости от количества и качества произведенной работником продукции.

Преимущества и недостатки сдельной формы оплаты труда

«+» стимулирует большую напряженность труда, способствует снижению затрат капитала.

«-» подрывает здоровье и силу рабочих, порождает конфликты между рабочими и предпринимателями в случае пересмотра расценок в сторону понижения.

Системы З/П

Системы повременной З/П

1) Повременно - премиальная система оплаты труда - предполагает надбавку к основной тарифной ставке в виде премии.

2) Повременно - штрафная система зарплаты – вычет из тарифной ставки за допущенный брак в работе.

Система сдельной З/П

1) Сдельно – премиальная - предусматриваются премии за качество, экономию и т.д.

2) Сдельно – прогрессивная - предполагает оплату сверхнормативной продукции по повышающимся расценкам.

3) Сдельно – регрессивная - предусматривает использование понижающихся расценок за производство изделий сверх сменной нормы.

2Особенности спроса и предложения на рынке труда

Особенности спроса на рынке труда:

1) Покупатели на рынке труда – предприниматели, предъявляющие основной спрос на труд.

2) Цена спроса – денежное выражение потребительной стоимости товара, т.е. отражает полезность труда как фактора производства.

3) Главная полезность труда как товара – способность создавать стоимость больше стоимости рабочей силы.

Спрос на рынке труда

1) Спрос на конкретный труд

a. Спрос на продукцию, производимую с помощью данного труда.

b. Объем используемых вещественных факторов производства и сменность работы предприятий.

c. Соотношение между расходами на З/П рабочих и на технику, способную заменить рабочих.

d. Возможность замены другими работниками .

e. З/П отельных категорий работников.

2) Совокупный спрос

a. Экономическая конъюнктура, характеризующая состояние экономики.

b. Возможность замещения труда капиталом.

c. Политика государства.

d. Социальное законодательство.

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции

Нарушение совершенства рынка труда может происходить за счет:

1) Профсоюзов

2) Союзов предпринимателей

3) Государства

Монопсония на рынке труда

· Фирма выступает единственным покупателем на рынке труда и может влиять на уровень заработной платы

· MRCL=MRPL

· Результат монопсонии – снижение масштабов занятости и уровня заработной платы.

Роль профсоюзов на рынке труда

Профсоюзы стремятся повлиять на заработную плату:

Путем повышения спроса на труд:

· Через увеличение спроса на продукт

· Рост эффективности и качества труда

Путем ограничения предложения труда:

· Включение специальности в список лицензируемых профессий

· Сокращение рабочей недели

Коэффициент Джини – коэффициент, показывающий уровень неравенства в распределении доходов, т.е. степень отклонения фактического распределения денежных доходов от равномерного.

Наши рекомендации