Гипотеза 1. Потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо через количественную оценку его полезности
Из 1 гипотезы следует, что каждый вид блага имеет для потребителя общую и предельную полезность. (2 графика, не нарисовал)
Гипотеза 2. (первый закон Госсена)
Предельная полезность блага убывает.
MU = TU/ Q = TU’(Q)
Цена блага определяется не общей, а предельной полезностью для потребителя.
Гипотеза 3. Потребитель так расходует свой бюджет, чтобы получить максимум полезности от совокупности приобретенных благ.
Для достижения этой цели потребитель должен руководствоваться вторым законом Госсена: «Максимум полезности обеспечивает такая структура покупок, при которой отношение предельной полезности блага к его цене одинаково для всех благ».
MUx/=MUy/Py=…..=MUn/Pn
Где MU – предельная полезность блага, P – цена блага.
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется т.о., что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.
Порядковый подход определения полезности (Ординалистческая)
В современной теории потребительского выбора предлагается, что:
· Денежный доход потребителя ограничен;
· Цены не зависят от количеств благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;
· Все покупатели представляют предельную полезность всех продуктов;
· Потребители стремятся максимизировать совокупность полезности.
В Ординалистческой концепции потребитель оценивает и сравнивает не отдельные единицы благ, а наборы благ (потребительские корзины).
Набор ограничен только двумя благами (Х и У) при этом одно из них может представлять совокупность других благ.
Компоитное благо – это условное воплощение всех прочих благ ( У), которое хотел бы потребить данный потребитель, кроме первого блага (Х).
(график, не нарисовал).
Совокупность точек в пространстве двух благ, представляющих равнозначные для потребителя наборы, называется кривой безразличия.
(график, не нарисовал).
Свойства кривых безразличия:
1) Через каждую точку в координатной плоскости можно провести только одну кривую безразличия.
2) Кривые безразличия непрерывны и не пересекаются.
3) Кривая безразличия может быть прямой линией, или линией вогнутой к началу координат.
4) Кривые безразличия не могут быть выпуклы от начала координат и иметь положительный наклон.
5) При фиксированном значение количества одного из благ, линии безразличия, расположенные правее или выше, соответствуют большему уровню полезности.
Эффект замены и эффект дохода
Изменение цены товара (понижение/ повышение) влияет на объем спроса покупателя через механизм 2 эффектов:
1) Эффект замены – представляет собой изменение потребления товаров, связанное с движение цен, при условии, что уровень полезности останется неизменным (т.е. изменение в потреблении происходит вдоль первоначальной кривой безразличия).
2) Эффект дохода – представляет собой изменение потребления товаров, вызванное ростом покупательной способности при неизменных ценах (при этом уровень полезности возрастает, т.к. потреблению соответствует более высокая кривая безразличия).
В случае если цена товара Х снижается с Рх1 до Рх2, а цена товара У не меняется (Ру – const), то происходят 2 процесса:
1) Возрастает реальный доход потребителя.
2) Осуществляется относительная замена одного товара (У) другим товаром (Х).
Общий эффект – равен сумме эффекта замены и эффекта дохода.
Для нормальных товаров эффект замены и эффект дохода действуют в одном направлении – обратном к изменению цены.
Товар Гиффена
Товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который, меняется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода больше эффекта замещения.
Парадокс Гиффена возникает в случае, если при изменении цены некачественного блага эффект дохода оказывается сильнее эффекта замены. (Закон спроса нарушается).
Направление изменений эффектов замены и дохода для разных типов товаров
Падение цен | Рост цен | |
Нормальные товары | Эффект замены + эффект дохода = ОЭ | -Эффект замены - эффект дохода =- ОЭ |
Некачественные товары | Эффект замены - эффект дохода = ОЭ | - Эффект замены + эффект дохода =- ОЭ |
Товары Гиффена | Эффект замены - эффект дохода = - ОЭ | - Эффект замены + эффект дохода = ОЭ |
Рынки факторов производства: труда, капитала, земли.
1Рынок труда и З/П.
Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.
Функции рынка труда:
· обеспечивает производства и сферы услуг трудовыми ресурсами;
· обеспечение возможности наемными работниками получать средства существования;
· согласование цены и условий труда между работниками и работодателями;
· стимулирование работников и работодателей.
Денежной оценкой труда, или его ценой является заработная плата.
З/п- цена, выплачиваемая за использования труда наемного работника, которая не может быть ниже уровня установленного в стране минимального размера оплаты труда.
З/п:
Номинальная – количество денег, которое рабочие получают в качестве вознаграждения за свой труд.
Реальная – совокупность товара и услуг которую можно приобрести на полученные за свой труд деньги, с учетом их покупательной способности.
Реальная З/П зависит от:
1) размеров номинальной З/П
2) уровня цен на товары
Wr=wn/Ipc*100%
wr - величина реальной З/П
wn – величина номинальной З/П
Ipc индекс розничных цен
Главным фактором, влияющим на уровень заработной платы является эффективность использования трудовых ресурсов.
Производительность труда = продукция/затраты труда
Трудоемкость = затраты труда / продукцию
Формы и системы З/П
Основные формы З/П
1) Повременная З/П – представляет такую форму оплаты труда, при которой ее размеры ставятся в зависимость от продолжительности отработанного времени.
Повременная З/П применяется при следующих условиях:
a. Результат труда не поддается точному определению.
b. Интенсивность труда определяется технологическим процессом и непосредственно не зависит от усилий работников
c. Чрезмерная интенсивность труда не желательная, так как создает повышенную опасность для жизни работников и окружающих.
2) Сдельная З/П – форма оплаты труда, размер которой ставится в зависимости от количества и качества произведенной работником продукции.
Преимущества и недостатки сдельной формы оплаты труда
«+» стимулирует большую напряженность труда, способствует снижению затрат капитала.
«-» подрывает здоровье и силу рабочих, порождает конфликты между рабочими и предпринимателями в случае пересмотра расценок в сторону понижения.
Системы З/П
Системы повременной З/П
1) Повременно - премиальная система оплаты труда - предполагает надбавку к основной тарифной ставке в виде премии.
2) Повременно - штрафная система зарплаты – вычет из тарифной ставки за допущенный брак в работе.
Система сдельной З/П
1) Сдельно – премиальная - предусматриваются премии за качество, экономию и т.д.
2) Сдельно – прогрессивная - предполагает оплату сверхнормативной продукции по повышающимся расценкам.
3) Сдельно – регрессивная - предусматривает использование понижающихся расценок за производство изделий сверх сменной нормы.
2Особенности спроса и предложения на рынке труда
Особенности спроса на рынке труда:
1) Покупатели на рынке труда – предприниматели, предъявляющие основной спрос на труд.
2) Цена спроса – денежное выражение потребительной стоимости товара, т.е. отражает полезность труда как фактора производства.
3) Главная полезность труда как товара – способность создавать стоимость больше стоимости рабочей силы.
Спрос на рынке труда
1) Спрос на конкретный труд
a. Спрос на продукцию, производимую с помощью данного труда.
b. Объем используемых вещественных факторов производства и сменность работы предприятий.
c. Соотношение между расходами на З/П рабочих и на технику, способную заменить рабочих.
d. Возможность замены другими работниками .
e. З/П отельных категорий работников.
2) Совокупный спрос
a. Экономическая конъюнктура, характеризующая состояние экономики.
b. Возможность замещения труда капиталом.
c. Политика государства.
d. Социальное законодательство.
Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции
Нарушение совершенства рынка труда может происходить за счет:
1) Профсоюзов
2) Союзов предпринимателей
3) Государства
Монопсония на рынке труда
· Фирма выступает единственным покупателем на рынке труда и может влиять на уровень заработной платы
· MRCL=MRPL
· Результат монопсонии – снижение масштабов занятости и уровня заработной платы.
Роль профсоюзов на рынке труда
Профсоюзы стремятся повлиять на заработную плату:
Путем повышения спроса на труд:
· Через увеличение спроса на продукт
· Рост эффективности и качества труда
Путем ограничения предложения труда:
· Включение специальности в список лицензируемых профессий
· Сокращение рабочей недели
Коэффициент Джини – коэффициент, показывающий уровень неравенства в распределении доходов, т.е. степень отклонения фактического распределения денежных доходов от равномерного.