Рынок автомобильных перевозок; 1 страница
Рынок железнодорожных перевозок.
4. Внешнеэкономическая деятельность связана с различного рода рисками:
1) страхование грузов;
2) страхование судов (морское каско);
3) страхование воздушных судов;
4) страхование автомобилей;
5) страхование экспортных кредитов;
6) страхование убытков от перерыва производства или коммерческой деятельности;
7) страхование имущества, находящегося за границей, от огня и других опасностей;
8) страхование имущества нерезидентов от огня и других опасностей;
9) страхование имущества, находящегося в холодильных камерах;
10) другие виды имущественного страхования.
5.Участники ВЭД представляют в операционный отдел документы.
1) заявление на открытые счета;
2) договор банковского счета;
3) свидетельство о постановке на учет налогоплательщика в инспекции Федеральной налоговой службы;
4) протокол общего собрания или решение об учреждении организации;
5) основные показатели о деятельности фирмы;
6) результаты переговорного процесса с зарубежными партнерами;
7) Приказы или распоряжения вышестоящей организации;
8) Справку из фонда социального страхования.
К теме 8
1. Формирование образа фирмы во внешней среде и на международном рынке- это:
1) качество во внешнеэкономической деятельности предприятия;
2) инвестиционная привлекательность предприятия
3) инновационные аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия;
4) модели управления экономикой предприятия;
5) организация менеджмента качества на предприятии;
6) менеджмент конкурентоспособности предприятия;
7) управление затратами на качество продукции;
8) управление качеством услуг.
2. Международные стандарты – это:
1) стандарты, разработанные специальными международными организациями;
2) общепринятые на рынке негласные правила;
3) национальные стандарты наиболее крупного экспортера;
4) вовлечение людей в бизнес-процессы;
5)ориентация на удовлетворение потребностей потребителя и общества в целом.
3. Какой из перечисленных показателей не может быть применен для оценки критерия конкурентоспособности товара - «потребительская адресность»?
1) показатели технической эстетики;
2) соответствие внешней формы и свойств товара культурным нормам страны – потребителя товара;
3) соответствие внешней формы и свойств товара национальным традициям, принятым в стране – потребителе товара;
4) соответствие внешней формы и свойств товара религиозным нормам и традициям, принятым в стране – потребителе товара;
5) соответствие внешней формы и свойств товара характеристикам потребностей социальной группы потребителей.
4. Какой из факторов не относится к внутренним факторам конкурентоспособности товара?
1) уровень организации производства, труда и управления у потребителей товара, выпускаемого предприятием;
2) конкурентоспособность персонала организации;
3) прогрессивность информационных технологий;
4) прогрессивность технологических процессов и оборудования;
5) научный уровень системы управления (менеджмента);
6) обоснованность миссии организации.
5. Какой из показателей не используется при оценке критерия конкурентоспособности предприятия – «удовлетворенность потребителей»?
1) работа с поставщиками (доля зарубежных поставщиков, уровень дефектности сырья, материалов, комплектующих и пр.);
2) способность фирмы выполнить требования технических условий;
3) частота дефектов, ошибок, брака, выявленных при поставках и применении продукции потребителями;
4) частота и своевременность поставок;
5) доступность основных исполнителей для контактов с потребителями, обучение способам применения продукции;
6) частота и своевременность поставок;
7) доступность основных исполнителей для контактов с потребителями, обучение способам применения продукции;
8) полезность продукции;
9) реакция организации на жалобы потребителей;
10) сроки оплаты и способы платежа.
6. Какой из перечисленных элементов инфраструктуры предприятия не относится к его внешней ближней среде?
1) контрольно-надзорные и фискальные органы;
2) финансово-кредитные институты, инвесторы;
3) объекты окружающей природной среды;
4) наемные работники (менеджеры и персонал);
5) средства массовой информации.
7. Какой из факторов не относится к внешним факторам конкурентоспособности предприятия:
1) налоговые ставки в стране и регионах;
2) наличие доступных и дешевых природных ресурсов;
3) миссия организации;
4) климатические условия и географическое положение страны или региона;
5) уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране.
8. Какой из факторов не относится к рыночным факторам конкурентоспособности товара?
1) острота конкуренции;
2) размер потенциального рынка;
3) удовлетворенность потребителей;
4) рыночная новизна товара;
5) стабильность и перспективность рынка;
6) подготовленность рынка;
7) уровень патентно-правовой защиты товара.
9. Какой из признаков не может характеризовать понятие «товарная номенклатура»?
1) схожесть назначения и функционирования ассортиментных групп товаров (товарных единиц);
2) продажа ассортиментных групп товаров (товарных единиц) ориентирована на один тип клиентов;
3) продажа ассортиментных групп товаров (товарных единиц) осуществляется с использованием одних и тех же типов торговых предприятий;
4) изготовление ассортиментных групп товаров (товарных единиц) осуществляется одним производителем;
5) продажа ассортиментных групп товаров (товарных единиц) осуществляется в рамках одного и того же диапазона цен.
К теме 9
Задачи
Задача 1
Рассчитайте эффект и эффективность внешнеэкономической операции по поставке партии лома черных металлов для экспортера при условии, что налог на прибыль составляет 24%, курс рубля на период реализации сделки составил 29 рублей за 1 долл. США.
Задача 2
Российская фирма занимается импортной закупкой пшеницы продовольственной. В настоящий момент у нее имеется три предложения на поставку от партнеров в США, Италии и Канаде. При выборе оптимального варианта сделки импортер основывается на следующих конкурентных материалах:
Канада | США | Италия | |
Базис поставки | ExW Дольбо | FOB порт Мексиканского залива | ExW Милан |
Валюта цены | Доллары США | Доллары США | Евро |
Цена | 217,0 | 119,0 | 159,5 |
Скидки, уже включенные в цену | - | 15% | - |
Приведите цены к единому базису и оцените, в какой стране выгоднее производить закупку продовольственной пшеницы на условиях СИФ Новороссийск, учитывая следующие данные:
1. Стоимость страхования груза составляет 10% от цены ФОБ.
2. Стоимость фрахта при перевозке данного вида товара составляет:
- между портами России и портами Канады – 10 долл./т;
- между портами России и портам мексиканского залива – 12 долл./т;
- между портами Западной Европы. Ближнего Востока – 5 долл./т;
3. Экспедиторские расходы в портах Канады равны 3%, в Италии – 2% от цены товара.
1. Внутренняя транспортировка до порта отгрузки – 2% от стоимости товара.
2. Расходы на таможенное оформление и таможенные платежи в Канаде – 6%, в Италии – 10% от цены товара.
3. Курс российского рубля за анализируемый период: 29 рублей за 1 доллар США, 35 рублей за 1 евро.
Задача 3
Российская компания заключила контракт на поставку лома черных металлов в Болгарию на следующих условиях.
Количество товара: 1000 тонн плюс/минус 5% по опциону продавца.
Цена товара: 80 долл. США за тонну, ФОБ Ростов.
Условия платежа: оплата за товар производится банковским переводом в размере 50% от суммы контракта в течение 7 дней с момента его заключения, оставшаяся сумма – по факту поставки.
В случае, если покупателем будет произведена оплата в размере 80% от суммы контракта в течение 7 дней с момента его подписания, ему предоставляется скидка в размере 2% от суммы контракта.
Банковские расходы относятся на счет покупателя.
Срок поставки: в течение 14 дней с момента заключения контракта.
Штрафные санкции: за каждый день просрочки платежа взимается пеня в размере 0,5% от неоплаченной в срок суммы.
В случае задержки поставки за каждый день просрочки взимается пеня в размере 1% от стоимости непоставленной партии. В случае задержки поставки на срок более 20 дней покупатель оставляет за собой право расторгнуть контракт с возмещением всех понесенных им расходов за счет продавца.
Для реализации сделки фирмой-экспортером на внутреннем рынке был закуплен лом черных металлов по цене 1305 рублей за тонну в количестве 1000 тонн.
При реализации сделки стороны понесли следующие расходы:
- хранение товара на арендуемом экспортером сладе в течение 2 дней (стоимость хранения 1 тонны товара – 2 долл./день);
- транспортировка товара автотранспортом со склада экспортера в порт отгрузки – 1 долл./т;
- потери во время перевозки автотранспортом – 200 кг;
- перевалка в порту отгрузки – 5 долл./т;
- сертификация, транспортные и товаросопроводительные документы – 500 долл.;
- фрахт – 10 долл.;
- страхование – 10% от суммы контракта;
- импортная лицензия – 20 долл.;
- оплата услуг экспедитора в порту разгрузки – 200 долл.;
- расходы на банковский перевод – 1% от суммы контракта;
- экспортная таможенная пошлина – 15%;
- таможенное оформление – 0,15%.
Оплата покупателем была произведена по схеме 80/20.
При оформлении документов возникли трудности, в связи с чем отгрузка судна была задержана на 5 дней.
В связи со срывом сроков отгрузки владелец судна запросил уплату демереджа в размере 10% от стоимости фрахта, которые были отнесены на счет экспортера.
К теме10
Тесты
1. Внешнеэкономический стратегия России должна учитывать весь комплекс быстро меняющихся внешних условий ее реализации, связанных с интенсификацией процессов глобализации. Исходя из данной формулировки, в число ее задач входят:
1) диверсификация форм и направлений участия России в мирохозяйственных связях;
2) повышение конкурентоспособности российских компаний путем их включения в международные производственно-сбытовые цепочки;
3) усиление позиций России в наиболее динамичных и перспективных сегментах мирового рынка товаров, услуг и капиталов;
4) модернизация государственных институтов регулирования внешнеэкономической деятельности;
5) повышение пошлин на ввозимые и вывозимые товары;
6) изменение тарифной структуры для ужесточения экспорта товаров и услуг.
2. Внешнеэкономическая стратегия это:
1) совокупность направлений, форм, методов и средств торгово- экономического, научно-политического сотрудничества, а так же валютно-финансовых и кредитных отношений между странами;
2) торговая связь внутри страны между ее отдельными регионами;
3) сугубо политическое взаимодействие между странами;
4) система разнообразных форм внутригосударственного научно-технического сотрудничества между отдельными регионами.
3. Видом внешнеэкономической политики называется:
1) совокупность связей объединенным общим признаком;
2) внешнее проявление сущности какой-либо связи;
3) способ существования какой-либо формы связи;
4) одна из форм подгрупп связей имеющая индивидуальный признак.
4. Субъектами экономических интересов могут выступать:
1) международные хозяйственные организации;
2) международные хозяйственные объединения;
3) совместные предприятия;
4) все вышеперечисленное.
К теме 11
Практикум
1. Проведение «круглого стола» на тему «Обсуждение Концепции социально-экономического развития России до 2020 г.»
2. Проанализируйте причину создания и принятия федеральных законов в условиях глобализации мирохозяйственных связей.
Задание
1. Найдите правовые акты, в которых используются понятия «внешнеэкономическая деятельность», «внешнеторговая деятельность». Исходя из этого, сформулируйте, в чем заключаются отличия между данными понятиями и раскройте содержание понятия «внешнеэкономическая деятельность».
2. Раскройте содержание понятия «государственная внешнеэкономическая монополия», в чем ее отличие от «государственной монополии на осуществление внешнеэкономической деятельности». Существует ли монополия государства на осуществление ВЭД в настоящее время?
3. Охарактеризуйте особенности рисков при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Каковы правовые формы защиты от таких рисков? Какие правовые последствия имеет рисковый характер предпринимательской деятельности лиц, участвующих во внешнеторговом обороте?
К теме 12
Задание
1. Определите органы государственной власти Российской Федерации, в компетенцию которых входит регулирование внешнеэкономической деятельности. Какие из этих органов вправе принимать нормативные акты, обязательные для исполнения участниками ВЭД.
Тесты
1. Мера, государственного регулирования ВЭД предполагающая, что на экспорт или импорт отдельных видов товаров нужно получить разрешение у соответствующего государственного органа:
1) квотирование;
2) лицензирование;
3) импортный налог;
4) депозит.
2. Основными принципами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются:
1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
3) единство таможенной территории Российской Федерации;
взаимность в отношении другого государства (группы государств);
4) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
5)одностороннее регулирование, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами.
3. Экономические средства ГРЭ:
1) не предоставляют полной свободы для развития хозяйственной деятельности;
2) предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов;
3) это комплекс обязательных для исполнения требований, распоряжений государства по отношению к субъектам экономической деятельности;
4) значительно ограничивают свободу выбора факторов производства.
4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения:
1) не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций;
2) могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций;
3) могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций в пределах своей компетенции, предусмотренной федеральным законом;
4) могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций, если это предусмотрено актами Федеральной таможенной службы.
Задание
1. Организация обратилась в юридическую компанию с просьбой разъяснить, при каких условиях и с какого момента будет применяться двустороннее межправительственное соглашение, изменяющее порядок и основания уплаты экспортного НДС, предусмотренный российским таможенным и налоговым законодательством. Основываясь на нормах международного и российского права, а так же используя российскую арбитражную практику, подготовьте ответ.
2. В правоспособность каких российских лиц включена возможность осуществления внешнеэкономической деятельности без лицензии? Предъявляются ли специальные требования к учредительным документам российских юридических лиц, желающих заниматься внешнеэкономической деятельностью? В чем специфика отдельных организационно-правовых форм российских юридических лиц?
3. Охарактеризуйте основные понятия, закрепленные в федеральных законах «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «Таможенном тарифе», «Техническом регулировании», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «Об экспортном контроле», «Об экспортном контроле», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об особых экономических зонах».
Вопросы для самоконтроля и дискуссии.
1. Как государство может воздействовать на внешнеэкономическую деятельность?
2. Дайте товарную характеристику современного торгового баланса.
3. Назовите меры государства, стимулирующие развитие экспортного сектора.
4. С помощью каких мер, нормативных актов государство регулирует курс своей валюты?
5. Какие структуры государственной власти и управления осуществляют валютное регулирование?
6. Как золотовалютный запас страны влияет на стабильность национальной валюты?
7. В чем причина бегства российского капитала за рубеж?
8. В каком направлении необходимо улучшать структуру экспорта и импорта России?
9. Какую роль в экономике страны играет экспортный сектор?
К теме 13
Тесты
1. Правильны ли следующие утверждения?
1) условия торговли - это отношение экспортных цен к импортным ценам;
2) последние десятилетия темпы прироста мирового товарооборота опережают темпы прироста мирового производства товаров и услуг;
3) экспорторасширяющий рост ведет к ухудшению условий торговли страны,
а импортозамещающий - к их улучшению (если речь идет о большом
государстве);
4) экономическое благосостояние страны в условиях свободной международной торговли всегда ниже, чем при введении импортных пошлин;
5) тарифной эскалацией называют расширение номенклатуры товаров, на
которые распространяется действие таможенных тарифов;
6) импорт увеличивает совокупный спрос в стране.
7) цель введения импортных пошлин сегодня - сократить импорт, чтобы защитить национальные отрасли и рабочие места от иностранной конкуренции;
8) необходимость защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции -
справедливый аргумент в пользу установления торговых барьеров.
2. Страна происхождения определяется с целью:
1) применения тарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности;
2) применения нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности;
3) применения тарифных и нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности;
4) применения запретов и ограничений по ввозу товаров в РФ.
3. Принцип тарифной эскалации означает:
1) повышение ставок пошлин с ростом степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки;
понижение ставок пошлин с ростом степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки;
2) беспошлинный ввоз полуфабрикатов и введение пошлин на исходное сырье и готовую продукцию.
4.Товары, которые считаются полностью произведенными в данной стране, определены:
1) Таможенным кодексом РФ;
2) Федеральным законом «О Таможенном тарифе»;
3. Федеральным законом РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;
4. Правительством РФ.
5. Правило адвалорной доли определяются в порядке, устанавливаемом:
1) Таможенным кодексом РФ;
2) Законом о Таможенном тарифе;
3) Федеральным законом РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;
4) Правительством РФ.
6. Таможенно-тарифное регулирование — это:
1) один из методов экономического регламентирования в международной торговле;
2) один из методов экономического регламентирования в международной торговле, предполагающий стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ;
3) комплекс мер ограничительно-запретительного характера.
7. Тарифные преференции предоставляются в отношении:
1) отдельных товаров, ввозимых в РФ;
2) отдельных товаров, ввозимых в РФ из отдельных стран;
3) отдельных товаров, ввозимых в РФ отдельными организациями;
4) товаров, ввозимых дипломатическими и консульскими учреждениями, расположенными на территории РФ;
8. Таможенный тариф РФ это:
1) обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза;
2) стоимость товара, используемая для целей обложения товара пошлиной; внешнеэкономической и таможенной статистики; применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений;
3) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
4) обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
9. Основным методом определения таможенной стоимости является:
1) по цене сделки с идентичными товарами;
2) метод по цене сделки с ввозимыми товарами;
3) по цене сделки с однородными товарами;
4) метод вычитания стоимости;
5) по цене сделки с вывозимыми товарами;
6) по цене сделки с происходящими из развитых стран товарами.
10.В соответствии с резервным методом таможенная стоимость товаров определяется:
1) как цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы РФ;
2) исходя из цены сделки с идентичными товарами;
3) исходя из цены единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории РФ не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом;
4) с учетом мировой практики.
11. В отношении товаров, происходящих из стран, отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин:
1) увеличиваются вдвое;
2) уменьшаются вдвое;
3) дифференцируются в зависимости от лиц, перемещающих товары или видов сделок;
4) определяются Правительством РФ.
Контрольные задания
Дайте краткие, точные и исчерпывающие формулировки в ответах на следующие вопросы (Из расчета времени работы не более 2 минут на каждый вопрос).
Задание 1. Дополните…
Пределы таможенной территории РФ, а так же периметры особых экономических зон, являются _________________________
Задание 2. Дополните…
Любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу, отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства, являются__________________________
Задание 3. Дополните….
Лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, является __________________.
К теме 14
Тесты
1. Нетарифные ограничения внешнеторговых операций в практике зарубежных стран представляют собой:
1) методы административного регулирования, меры финансового воздействия;
2) нормы, стандарты, правила;
3) антидемпинговые меры.
2. Существуют следующие методы регулирования внешнеторговой деятельности в России:
1) таможенно-тарифное регулирование и нетарифное регулирование;
2) ограничения, устанавливаемые органами власти какого-либо региона;
3) валютное регулирование.
3. Контингентирование - это:
1) введение специальных разрешений на импорт и экспорт;
2) количественные ограничения, устанавливающие максимальный объём или стоимость разрешённого к ввозу товара;
3) установление государством централизованного контроля над вывозом и ввозом посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени.
4. Неавтоматическое лицензирование - это:
1) количественные ограничения, устанавливающие максимальный объём или стоимость разрешённого к ввозу товара с помощью индивидуальных, сезонных, глобальных ограничений;
2) введение специальных разрешений на импорт и экспорт, которые выдаются по усмотрению соответствующих властей или на основе каких-либо критериев;
3) регулирующие мероприятия, которые предоставляют исключительные права определённой группе хозяйствующих субъектов.
5. Какой метод нетарифного регулирования внешнеторговых потоков предусматривает введение количественных ограничений экспорта, импорта?
1) лицензирование;
2) квотирование;
3) санитарный стандарт.
6. Правильны ли следующие утверждения?
1) ограничения импорта ведут к сохранению в стране неэффективных
отраслей и сдерживают рост эффективных производств;
2) с точки зрения ограничений импорта иностранных товаров импортные
квоты более результативны, чем пошлины.
3) демпингом называется продажа товара по цене ниже уровня затрат на
производство у изготовителя;
4) компенсационная пошлина - это: а) ответная мера на тариф, наложенный
торговым партнером, б) налог, введенный против наплыва субсидированного
экспорта из-за рубежа, в) ответная мера на демпинг;
5) рост транспортных издержек приводит к снижению объемов торговли
между странами;
5) транспортные издержки увеличиваются быстрее, чем возрастает объем
мировой торговли в целом.
7. Не подлежит осуждению демпинг, который:
1) причиняет материальный ущерб промышленности, созданной на территории страны;
2) угрожает причинить материальный ущерб промышленности, созданной на территории страны;
3) сдерживает создание отечественной промышленности.
4) составляет 1% от импорта данного товара в страну.
8. К андитемпинговым мерам не относятся:
1) антидемпинговая пошлина;
2) демпинговая маржа;
3) антидемпинговые расследования;
9. Компенсационные пошлины призваны:
1) противодействовать демпингу выровнять цены внутреннего и мирового рынка;
2) выровнять издержки производства на филиалах ТНК;
3) нейтрализовать действие государственных субсидий.
Задачи
1. Министр труда небольшого государства собирается стимулировать отечественное производство часов. Часовая промышленность страны слабая, и без помощи государства лишь немногие производители выживут в борьбе с иностранными конкурентами. Министр труда утверждает, что помощь этой отрасли создала бы новые рабочие места, и обучение в ней способствовало бы росту квалификации занятых. Для достижения этой цели он призывает к введению 10 % тарифа.