Задачи для индивидуального решения

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Гомельский государственный

технический университет имени П.О. Сухого»

Кафедра «Разработка нефтяных месторождений и транспорт нефти»

ЭКОНОМИКА ПРОМЫСЛОВОГО

ПРОИЗВОДСТВА

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

По одноименному курсу

Для студентов специальности Т.20.02.00

«Разработка полезных ископаемых»

Гомель 2004

УДК 622

ББК65+65.304.13

Э40

Автор – составитель: М.Е. Лебешков

Рецензент: старший преподаватель кафедры «Экономика и управление в отраслях» ГГТУ им. П.О. Сухого С.Е.Астраханцев

Экономика промыслового производства: Практическое руководствопо одноименному курсу для студентов специальности Т.20.02.00 «Разработка полезных ископаемых» /Авт.- сост. М.Е. Лебешков. –Гомель: ГГТУим. П.О. Сухого , -2004.-141с.

В практическом руководстве даются основные теоретические аспекты по рассматриваемой теме, подробно излагаются задачи с решениями, а также приведены задачи для индивидуальной работы студентов.

В основу практического руководства положен принцип индивидуальной работы студентов на практических занятиях, который нацеливает их на самостоятельное решение производственно- экономических задач.

Данное практическое руководство предназначено для оказания помощи студентам дневного и заочного обучения при изучении курса «Экономика промыслового производства».

УДК 622

ББК65+65.304.13

Э40

Учреждение образования «Гомельский государственный

технический университет имени П.О. Сухого», 2004

Предисловие

Настоящее практическое руководство представляет собой сборник основных производственно-экономических задач, рассматриваемых автором при проведении практических занятий в Учреждении образования «Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого» в период с 1995 по 2002 гг.

Цель настоящего практического руководства – дать расширенные теоретические знания студентам, привить им способность экономического мышления в решении хозяйственных задач нефтепромыслового комплекса.

В практическое руководство включены задачи по основным изучаемым темам курса. В начале каждой темы приводятся краткие теоретические аспекты изучаемой проблемы, далее – задачи с подробными решениями и задачи для индивидуального решения. Основная цель задач для индивидуального решения – самостоятельный поиск студентами оптимальных решений.

К отличительным особенностям данного практического руководства следует отнести: сочетание теоретических положений с конкретными примерами задач с подробными решениями; использование индивидуальных форм при проведении практических занятий в изучении тем курса; возможность расширить экономические знания студентов.

Практическое руководство поможет студентам развивать экономическое мышление и закреплять теоретический материал, изучаемый на лекциях.

Студент на практических занятиях работает по следующей схеме:

1. Изучает теоретические аспекты рассматриваемой темы.

2. Детально прорабатывает задачу с решением.

3. Изучаются условия и исходные данные индивидуального задания.

4. Совместно с преподавателем определяет ход решения индивидуального задания.

5. Расчеты проводятся в тетради, должны быть аккуратно оформлены, написаны четким почерком, без помарок.

6. После изучения каждой темы и решения индивидуального задания студентом делается краткий вывод о возможных направлениях практического использования полученных знаний.

7. Решенное индивидуальное задание представляется к защите.

Индивидуальное задание выбирается по номеру группы и номеру студента в учебном журнале.

Тема 1 Развитие нефтяной промышленности

Теоретические аспекты

В экономическом анализе развития используют различные статистические методы: группировок, индексов, средних величин, графического изображения и т. д. В последние годы все большее место в анализе экономической информации занимают методы математической статистики.

Непременное условие правильности анализа – рассмотрение всех явлений в динамике, что позволяет избежать случайных выводов. Расположенные в хронологической последовательности значения статистических показателей называются временным (динамическим) рядом.

Абсолютный уровень – абсолютный размер членов ряда динамики:

Задачи для индивидуального решения - student2.ru (1.1)

Абсолютный прирост за весь анализируемый период – разность между рассматриваемым и первоначальным (базисным) уровнем:

Задачи для индивидуального решения - student2.ru . (1.2)

Абсолютный прирост по сравнению с предшествующим годом – это разность абсолютных уровней двух смежных периодов:

Задачи для индивидуального решения - student2.ru . (1.3)

Для определения степени улучшения показателей используют показатели темпов роста и прироста, выраженные обычно в процентах.

Темп роста по сравнению с предшествующим периодом – это отношение двух смежных уровней:

Задачи для индивидуального решения - student2.ru %. (1.4)

Темп роста за весь рассматриваемый период – отношение рассматриваемого к начальному (базисному) уровню:

Задачи для индивидуального решения - student2.ru %. (1.5)

Темп прироста по сравнению с предшествующим периодом – отношение абсолютного прироста за рассматриваемый период к абсолютному уровню предшествующего:

Задачи для индивидуального решения - student2.ru %. (1.6)

Темп прироста по сравнению с базисным периодом определяется отношением прироста за рассматриваемый период к начальному (базисному) уровню:

Задачи для индивидуального решения - student2.ru %. (1.7)

Для определения среднего темпа роста можно воспользоваться выражением:

Задачи для индивидуального решения - student2.ru . (1.8)

Для характеристики изменений, особенно их тенденции, необходимо знать абсолютный размер одного процента, который определяется как отношение абсолютного прироста за рассматриваемый период к темпу прироста за тот же период:

Задачи для индивидуального решения - student2.ru . (1.9)

Абсолютный прирост, темпы роста и прироста по сравнению с предшествующим периодом называют цепными, а по сравнению с базисным – базисными.

Приведенные показатели можно использовать при определении тенденций изменения объемов производства промышленной продукции, объема капитальных вложений, трудовых ресурсов и т. д.

Одна из важнейших задач экономического анализа – выявление структуры (состава) изучаемого экономического явления.

Под структурой понимается состав изучаемой совокупности явлений в относительных величинах. Относительная величина – это отношение размеров части и целого, выражаемое в долях единицы или процентах.

При исчислении относительных величин структуры в качестве базы сравнения берется общий итог по совокупности в целом, ее общие размеры. В качестве сравниваемых величин выступают значения соответствующих показателей отдельных групп или частей этой совокупности.

Показатель отношения части к целому называется удельным весом или долей.

Относительные величины структуры позволяют выяснить не только структуру изучаемой совокупности, но и структурные сдвиги, т. е. изменения их состава, которые произошли за определенный период времени, а также направление (тенденцию) этих изменений. Для выявления структурных сдвигов нужно вычислить и проанализировать показатели структуры нескольких периодов или моментов времени.

Для характеристики структур применяют также коэффициент опережения, показывающий отношение темпа роста каждого явления ( Задачи для индивидуального решения - student2.ru ) к темпу роста целого ( Задачи для индивидуального решения - student2.ru ):

Задачи для индивидуального решения - student2.ru . (1.10)

Задача с решением

Задача 1.1. В таблице 1.1 приведены показатели добычи нефти за 1999-2000 годы.

Рассматривая динамический ряд, необходимо определить:

- абсолютный прирост за весь анализируемый период;

- абсолютный прирост по сравнению с предшествующим годом;

- темп роста по сравнению с предшествующим периодом;

- темп роста за весь рассматриваемый период;

- темп прироста по сравнению с предшествующим периодом;

- темп прироста по сравнению с базисным периодом;

- абсолютный размер одного процента по сравнению с предшествующим периодом;

- абсолютный размер одного процента по сравнению с базисным периодом.

Решение

1. Абсолютный прирост в 1992 г., по сравнению с первоначальным (базисным) уровнем 1990 г., определяем по формуле (1.2):

Задачи для индивидуального решения - student2.ru тыс. т.

Аналогично выполняем расчеты по другим периодам, и результаты вписываем в табл. 1.1.

2. Абсолютный прирост в 1992 г., по сравнению с предшествующим годом 1991 г., определяем по формуле (1.3):

Задачи для индивидуального решения - student2.ru тыс. т.

Аналогично определяем абсолютный прирост по другим периодам, и результаты вписываем в табл. 1.1.

3. Темп роста в 1992 г., по сравнению с предшествующим периодом 1991 г., определяем по формуле (1.4):

Задачи для индивидуального решения - student2.ru %.

Аналогично определяем темп роста по сравнению с другими периодами, и результаты вписываем в табл. 1.1.

4. Темп роста в 1992 г., по сравнению с первоначальным (базисным) 1990 г., определяем по формуле (1.5):

Задачи для индивидуального решения - student2.ru %.

Аналогично определяем темп роста за весь рассматриваемый период, и результаты вписываем в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Исходные данные и расчетные показатели

Годы Добыча нефти, тыс. т Абсолютное изменение, тыс. т Темп роста % по сравнению Темпы прироста (%) по сравнению Абсолютное значение 1 % прироста, тыс. т  
 
Задачи для индивидуального решения - student2.ru Задачи для индивидуального решения - student2.ru Задачи для индивидуального решения - student2.ru Задачи для индивидуального решения - student2.ru Задачи для индивидуального решения - student2.ru Задачи для индивидуального решения - student2.ru Задачи для индивидуального решения - student2.ru Задачи для индивидуального решения - student2.ru  
                 
100,15 100,15 0,15 0,15 27,15 27,15  
100,55 100,40 0,55 0,40 27,15 27,19  
100,74 100,18 0,74 0,18 27,15 27,3  
100,92 100,18 0,92 0,18 27,15 27,35  
-5 -30 99,82 98,91 -0,18 -1,09 27,15 27,4  
100,11 100,30 0,11 0,30 27,15 27,1  
100,63 100,52 0,63 0,52 27,15 27,18  
100,85 100,22 0,85 0,22 27,15 27,32  
101,10 100,26 1,10 0,26 27,15 27,38  
101,29 100,18 1,29 0,18 27,15 27,45  

5. Темп прироста в 1992 г., по сравнению с предшествующим периодом 1991 г., определяем по формуле (1.6):

Задачи для индивидуального решения - student2.ru %.

Аналогично определяем темп прироста за весь рассматриваемый период, и результаты вписываем в табл. 1.1.

6. Темп прироста в 1992 г., по сравнению с базисным 1990 г., определяем по формуле (1.7):

Задачи для индивидуального решения - student2.ru %.

Аналогично определяем темп прироста за весь рассматриваемый период, и результаты вписываем в табл. 1.1.

7. Абсолютный размер одного процента рассчитываем по формуле (1.9):

– в 1992 г. по сравнению с предшествующим периодом 1991 г.:

Задачи для индивидуального решения - student2.ru тыс. т;

– в 1992 г. по сравнению с базисным 1990 г.:

Задачи для индивидуального решения - student2.ru тыс. т.

Аналогично определяем абсолютный размер одного процента за весь рассматриваемый период по сравнению с предшествующим годом и с первоначальным (базисным), и результаты вписываем в табл. 1.1.

Задачи для индивидуального решения

Задача 1.2. В таблице 1.2 приведены показатели добычи нефти за 11 лет.

По динамическому ряду необходимо определить:

- абсолютный прирост за весь анализируемый период;

- абсолютный прирост по сравнению с предшествующим годом;

- темп роста по сравнению с предшествующим периодом;

- темп роста за весь рассматриваемый период;

- темп прироста по сравнению с предшествующим периодом;

- темп прироста по сравнению с базисным периодом;

- абсолютный размер одного процента по сравнению с предшествующим периодом;

- абсолютный размер одного процента по сравнению с базисным периодом.

Таблица 1.2

Группа № 1 Тыс. т.
№ варианта У0 У1 У2 У3 У4 У5 У6 У7 У8 У9 У10
Задачи для индивидуального решения - student2.ru 11
   
   
2641

  Группа № 2 Окончание табл. 1.2
№ варианта У0 У1 У2 У3 У4 У5 У6 У7 У8 У9 У10
Задачи для индивидуального решения - student2.ru 12
                           

 

Наши рекомендации