Определение уровня национального дохода
Спрос на товары продуцируется потребительским спросом домашних хозяйств, инвестиционным спросом фирм, а также потребностями правительства и внешнего мира.
Функция потребления показывает желательный уровень расходов для каждого из уровней доходов. Потребительский спрос в значительной степени определяется уровнем доходов домашних хозяйств. Данные показывают сильную, хотя и не абсолютную, связь между уровнем потребления и величиной личного располагаемого дохода.
Предельная склонность к потреблению (MPC) – это доля дополнительного доллара дохода, направляемого на потребление. Если оставить в стороне процентные платежи частных лиц фирмам, то всякая часть дохода, которая не потребляется, сберегается. Предельная склонность к сбережениям (MPS) – это та часть дополнительного доллара доходов, которая сберегается. MPC и MPS в сумме равны единице, поскольку доходы или потребляются, или сберегаются.
Инвестиционный спрос – это запланированное фирмами увеличение своего физического капитала (оборудования и зданий), а также товарных запасов.
Совокупный спрос – это сумма, которую экономические субъекты планируют израсходовать на товары. Функция совокупного спроса показывает уровень совокупного спроса при каждом из уровней дохода.
Товарный рынок находится в состоянии равновесия, если при данном уровне цен выпуск равен совокупным расходам, или совокупному спросу (Y=C+I). Или, что то же самое, равновесный уровень выпуска и доходов – это такой уровень, при котором совокупный спрос равен сумме доходов.
Продвижение по направлению к равновесному уровню выпуска осуществляется посредством реагирования фирм на нежелательный или незапланированный прирост товарных запасов. Когда выпуск продукции превышает равновесный уровень, спрос на товары ниже уровня выпуска, в результате чего происходит накопление товарных запасов. Поэтому фирмы вынуждены сокращать выпуск продукции. Подобным же образом, если выпуск продукции, если выпуск продукции ниже равновесного уровня, товарные запасы сокращаются и фирмы сокращают масштабы производства.
Равновесие на товарном рынке не означает, что выпуск продукции достиг своего потенциального уровня, или, другими словами, уровня выпуска при полной занятости. При данных ценах равновесный выпуск продукции может быть достигнут при некотором уровне, находящемся ниже потенциального. При этом не будут склонны расширять производство, поскольку не считают возможным реализацию большего объема продукции.
1 долл. Прироста инвестиционного спроса вызывает увеличение равновесного выпуска продукции на величину, большую, чем 1 долл. Это так, поскольку увеличение объемов выпуска продукции для удовлетворения более высокого инвестиционного спроса вызывает также прирост потребительского спроса.
Мультипликатор – это отношение прироста равновесного выпуска, вызванного изменением инвестиционного спроса, к величине последнего. Мультипликатор равен 1/(1-MPC), или величине, обратной уровню предельной склонности к сбережениям.
Условие равновесия на основе равенства выпуска продукции и уровня доходов величине совокупного спроса может быть выражено и в форме равенства сбережений и планируемых инвестиций (S=I)
Парадокс бережливости указывает на то, что уменьшение склонности к сбережениям может вовсе не иметь своим результатом изменение величины сбережений, а лишь увеличение объема выпуска. Этот парадокс показывает, что увеличение сбережений при недостаточных масштабах совокупного спроса вовсе не является добродетелью, даже если мы привыкли считать экономию хорошим делом.
Деньги и банковское дело
Деньги выполняют четыре основные функции: средства обмена, средства сохранения стоимости, меры отложенных платежей и единицы счета. Отличительной функциональной чертой денег является то, что они выполняют роль средства обмена.
Деньги облегчают процесс обмена, так как при их использовании нет необходимости в двойном совпадении желаний. Использование денег значительно упрощает процесс торговли, потому, что продавцу уже не нужно находить покупателя, который предлагает именно то, что хочет этот продавец, и который сам желает приобрести товар, предлагаемый данным продавцом.
Существует несколько видов денег. Товарные деньги представляют собой некий предмет, который имеет одинаковую стоимость и как денежная единица, и как товар. Символические деньги, напротив, обладают более высокой стоимостью именно в качестве денег, а не в качества товара. Примером символических денег могут служить бумажные деньги. Кредитные деньги представляют собой обязательства финансовых институтов, такие, как, например, депозиты до востребования, являющиеся задолженностью банка, который обязуется оплатить эти депозиты деньгами по первому требованию вкладчика.
Символические деньги принимаются при расчетах либо в силу того, что люди верят в возможность использовать эти деньги в дальнейшем для осуществления платежей, либо потому, что государство принимает специальный закон, объявляющий их законными средствами платежа.
История о ювелире-банкире хорошо иллюстрирует роль современных банков. Предоставляя населению ссуды, золотых дел мастера получали возможность создавать деньги. Они делали это, вновь выпуская в обращение золото, которое раньше лежало у них в подвалах. Выбор величины резервов подразумевает компромисс между прибыльностью и платежеспособностью. Слишком большая сумма предоставленных кредитов делает ювелира неспособным удовлетворить все требования на золото, чересчур маленькая означает отсутствие прибыли.
Поскольку ювелиры-банкиры держали менее 100% резервов, они всегда были уязвимы для набегов на их банки, когда все вкладчики, одновременно пытались получить обратно свое золото. Такие набеги могли приводить к финансовой панике.
Современные коммерческие банки – это финансовые посредники, извлекающие прибыль. Они привлекают средства через свои депозиты или берут взаймы напрямую и затем используют эти средства для предоставления ссуд.
Вместе с Fed банки облегчают осуществление платежей в экономике. Система клиринга чеков в Feb способствует более быстрой их оплате в масштабах страны.
Банки держат менее 10 центов резервов на каждый доллар обязательств по своим депозитам. Как и ювелиры, банки создают деньги, когда создают ссуды. Они делают это посредством сокращения своих кассовых резервов, или сокращения суммы своих депозитов.
Деньги (М1) определяются как такие общепринятые средства платежа, которые могут быть использованы для неограниченных платежей; они включают наличные деньги, чековые депозиты и дорожные чеки. Множество других активов является почти деньгами. Они являются высоколиквидными, потому что быстро могут превращаться в деньги. Однако они не включаются в денежную массу, потому что непригодны в качестве безусловного и ничем неограниченного средства платежа. Они являются составной частью более широких денежных агрегатов М2 и М3.