Структура информационного рынка

Информационный рынок можно условно разделить на 3 части:

1. Коммуникативная – включает в себя сети и передачу данных;

2. Программная – включает в себя программные средства.

Коммуникативная часть информационного рынка.

Неотъемлемой частью данного раздела информационного рынка является сектор деловой информации, который включает в себя:

1. Сектор деловой информации.

Можно выделить несколько видов деловой информации:

· Биржевая и финансовая информация – это информация о курсах ценных бумаг, валютных курсах, рынке товаров и капиталов, учетных ставках, инвестициях, биржевых ценах, а также о ценах, предоставляемых специальными службами биржевой и финансовой информации;

· Экономическая и статистическая информация, то есть числовая экономическая, социальная, демографическая, а также информация о динамике, прогнозах экономических оценок;

· Коммерческая информация, то есть информация о фирмах, предприятиях, их продукции, ценах на продукцию;

· Информация коммерческих предложений, то есть информация о купле – продаже определенных товаров;

· Новости из области экономики и бизнеса.

2. Сектор юридической информации.

Он включает в себя системы доступа к электронным сборникам указов, постановлений и других документов, которые выпускаются органами государственной и местной власти.

3. Сектор информации для специалистов.

В данном секторе можно выделить несколько частей:

· Научно – техническая информация – это справочная информация и данные из области физики, информатики, технических дисциплин;

· Профессиональная информация – это специальные данные и информация из различных наук: педагогики, астрологии, медицины и других;

· Доступ к первоисточникам – включает в себя реферативную и библиографическую информацию, а также доступ к полнотекстовым электронным данным.

3. Сектор массовой, потребительской информации. Данный сектор можно разделить на следующие составные части:

· Информация служб новостей и агентств прессы;

· Потребительская информация – включает в себя местные новости, программы радио- и телепередач, погоду, расписание транспорта и другое.

Основными поставщиками электронной информации на рынке являются центры – генераторы баз данных, центры – распределители информации и информационные брокеры.

Под базами данных в наше время понимается организованная совокупность однородных записей в машиночитаемой форме.

Базы данных являются основой для практически любых видов услуг, оказываемых на современном информационном рынке.

Иной формой доступа к базам данных являются разовые запросы в режиме OFF – LINE (например, через электронную почту). Такая форма доступа предусматривает либо предварительную оплату ставки по результату запроса. Это связано с задержками по времени в получении информации.

Программная часть информационного рынка.

Программную часть информационного рынка можно разделить на 3 класса:

1. Прикладное программное обеспечение;

2. Системное программное обеспечение;

3. Инструментарий программирования.

Прикладное программное обеспечение предназначено для решения задач конкретной предметной области. Это самый многочисленный класс программного обеспечения.

Классификация прикладного программного обеспечения.

1. Проблемно ориентированное программное обеспечение;

2. Методоориентированное программное обеспечение;

3. Программное обеспечение общего назначения;

4. Офисное программное обеспечение;

5. Программное обеспечение автоматизированного проектирования;

Проблемно ориентированное программное обеспечение является самым представительным классом прикладного программного обеспечения.

Основные тенденции развития проблемно ориентированного программного обеспечения:

1. Создание автоматизированных рабочих мест управленца;

2. Организация больших распределенных баз данных;

3. Создание интегрированных программных систем;

4. Настройка программ силами пользователя, без участия программистов;

5. Защита программ и данных от несанкционированного доступа;

6. Дружественный интерфейс для конечного пользователя.

Класс методоориентированного программного обеспечения содержит программы, которые обеспечивают математические, статистические и другие методы решения задач независимо от предметной области.

Программное обеспечение общего назначения предназначено для широкого круга пользователей, которые используют в своей работе информационные технологии. Представителями данного класса программ являются:

1. Настольные системы управления базами данных – обеспечивают хранение баз данных на локальных компьютерах или централизованное хранение на сервере. Примерами являются программы Access, Oracle, Fox Pro и другие. Данные программы выполняют функции работы с базами данных через экранную форму, организации запросов на поиск данных, генерирования отчетов, обработки данных с использованием языка высокого уровня.

2. Серверы баз данных. Предназначены для использования больших распределенных баз данных, работающих по архитектуре клиент – сервер. Примерами являются программы SQL Server, Oracle, My SQL.

3. Генераторы отчетов – формируют экранные и печатные отчеты по базам данных в условиях сети архитектурой клиент – сервер. Примерами являются программы Crystal Reports, Fast Report.

4. Текстовые процессоры – предназначены для подготовки текстовых документов, их автоматического форматирования, составления оглавлений и указателей, проверки правописания, подготовки шаблонов и другого. Примерами являются программы Word, Tex, Writely. Развитием данного направления являются издательские системы.

Офисное программное обеспечение представляет собой класс программ, обеспечивающих деятельность офиса:

1. Планировщики – предназначены для планирования рабочего времени, составления протоколов встреч, ведения записной и телефонной книжки.

2. Переводчики – предназначены для проверки правописания, визуального распознавания текста. Примерами являются Lingvo, Fine Reader.

3. Коммуникационные программы – предназначены для организации взаимодействия пользователей с удаленными абонентами или ресурсами сети: видеоконференции, факс и телефон, браузеры, электронная почта.

Программное обеспечение автоматизированного проектирования предназначено для поддержки работы конструкторов и технологов, для разработки чертежей и схем, для графического моделирования и конструирования, для расчетов физических параметров конструкции.

Системное программное обеспечение – это совокупность программ для обеспечения работоспособности компьютера и компьютерной сети, для создания сферы решения функциональных задач.

Системное программное обеспечение состоит из базового и сервисного системного программного обеспечения. Базовое программное обеспечение поставляется вместе с компьютером, без него не будет работать аппаратура компьютера. Сервисное программное обеспечение приобретается дополнительно, без него работа на компьютере вызывает трудности и неудобства.


Заключение

В современном обществе одним из видов ресурсов являются информационные ресурсы. На информационном рынке они становятся товаром.

Понятие информационный ресурс не совсем однозначно: по юридическому толкованию это документы в информационных системах, но люди относят сюда и технические знания, произведения литературы, искусства и другое.

По значимости информационные ресурсы сейчас аналогичны материальным.

Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы, то есть информационные ресурсы, принадлежащие конкретной стране.

Российский информационный рынок пока уступает информационному рынку развитых стран и по структуре, и по номенклатуре товаров. Одна из причин этого – массовое «пиратское» копирование программ (если информация – товар, то за нее надо платить, иначе разрушается основа рынка.).

Информационный рынок можно условно разделить на 3 части: техническая (аппаратные средства), программная (программные средства) и коммуникативная (сети и передача данных).

Информационный рынок является объектом правовых отношений. Основными законами, регулирующими в настоящее время информационный рынок в России, являются Закон «Об авторском праве и смежных правах», Закон «Об информации, информатизации и защите информации», Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». В целом нормативно – правовая база по информационному рынку в России не является совершенной. Основным методом снижения и искоренения преступности в данной сфере является изменение общественного сознания. А на это может повлиять ужесточение законодательства.

В связи с развитием информационного рынка возникают и глобальные проблемы. Это информационное противоборство и информационные войны. Страны проводят такие действия в адрес друг друга с целью получения выигрыша в материальной сфере. Основными объектами воздействия в информационном противоборстве являются информационная инфраструктура и психология противника. Информационное противоборство осуществляется через дезинформацию, сокрытие информации, создание многократно избыточной информации. Основными объектами воздействия в информационной войне являются сети связи, информационно – вычислительные сети, военная информационная инфраструктура, информационные и управляющие структуры банков, предприятий, средства массовой информации. К проблемам информационного общества относится и вопрос о защите права личности, общества и государства на конфиденциальность информации. Наличие большого объема информации приводит к сложности отбора достоверной и качественной информации. В

связи с виртуальной реальностью у некоторых людей появляются психологические отклонения. При переходе к информационному обществу усиливается социальное расслоение в нем. В экономике развитых стран происходит сокращение числа рабочих мест в связи с развитием информационной сферы. Таким образом развитие информационного рынка в стране приводит как к множеству положительных, так и к отрицательным последствиям.



Литература

1. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов/ Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ. Ред. Г.Л. Багиева. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика»», 2006.

2. Крючкова О.Н., Попов Е.В. Маркетинг в России и за рубежом. – 2006.

3. Липсиц И.В. Коммерческая и предпринимательская деятельность. – М.: БЕК, 2007.

4. Попов Е.В. Теория маркетинга. – Екатеринбург: ИПК УГТУ, 2007.

5. Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. Уч. Пособие. Изд. 2-е. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2006.

6. Цены и ценообразование / Под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2008.

7. В.В. Кеворков, С.В. Леонтьев Политика и практика маркетинга на предприятии Учебно-методическое пособие. М.: ИСАРП, "Бизнес - Тезаурус", 1998, 1999

Наши рекомендации