Структура информационного рынка
Информационный рынок можно условно разделить на 3 части:
1. Коммуникативная – включает в себя сети и передачу данных;
2. Программная – включает в себя программные средства.
Коммуникативная часть информационного рынка.
Неотъемлемой частью данного раздела информационного рынка является сектор деловой информации, который включает в себя:
1. Сектор деловой информации.
Можно выделить несколько видов деловой информации:
· Биржевая и финансовая информация – это информация о курсах ценных бумаг, валютных курсах, рынке товаров и капиталов, учетных ставках, инвестициях, биржевых ценах, а также о ценах, предоставляемых специальными службами биржевой и финансовой информации;
· Экономическая и статистическая информация, то есть числовая экономическая, социальная, демографическая, а также информация о динамике, прогнозах экономических оценок;
· Коммерческая информация, то есть информация о фирмах, предприятиях, их продукции, ценах на продукцию;
· Информация коммерческих предложений, то есть информация о купле – продаже определенных товаров;
· Новости из области экономики и бизнеса.
2. Сектор юридической информации.
Он включает в себя системы доступа к электронным сборникам указов, постановлений и других документов, которые выпускаются органами государственной и местной власти.
3. Сектор информации для специалистов.
В данном секторе можно выделить несколько частей:
· Научно – техническая информация – это справочная информация и данные из области физики, информатики, технических дисциплин;
· Профессиональная информация – это специальные данные и информация из различных наук: педагогики, астрологии, медицины и других;
· Доступ к первоисточникам – включает в себя реферативную и библиографическую информацию, а также доступ к полнотекстовым электронным данным.
3. Сектор массовой, потребительской информации. Данный сектор можно разделить на следующие составные части:
· Информация служб новостей и агентств прессы;
· Потребительская информация – включает в себя местные новости, программы радио- и телепередач, погоду, расписание транспорта и другое.
Основными поставщиками электронной информации на рынке являются центры – генераторы баз данных, центры – распределители информации и информационные брокеры.
Под базами данных в наше время понимается организованная совокупность однородных записей в машиночитаемой форме.
Базы данных являются основой для практически любых видов услуг, оказываемых на современном информационном рынке.
Иной формой доступа к базам данных являются разовые запросы в режиме OFF – LINE (например, через электронную почту). Такая форма доступа предусматривает либо предварительную оплату ставки по результату запроса. Это связано с задержками по времени в получении информации.
Программная часть информационного рынка.
Программную часть информационного рынка можно разделить на 3 класса:
1. Прикладное программное обеспечение;
2. Системное программное обеспечение;
3. Инструментарий программирования.
Прикладное программное обеспечение предназначено для решения задач конкретной предметной области. Это самый многочисленный класс программного обеспечения.
Классификация прикладного программного обеспечения.
1. Проблемно ориентированное программное обеспечение;
2. Методоориентированное программное обеспечение;
3. Программное обеспечение общего назначения;
4. Офисное программное обеспечение;
5. Программное обеспечение автоматизированного проектирования;
Проблемно ориентированное программное обеспечение является самым представительным классом прикладного программного обеспечения.
Основные тенденции развития проблемно ориентированного программного обеспечения:
1. Создание автоматизированных рабочих мест управленца;
2. Организация больших распределенных баз данных;
3. Создание интегрированных программных систем;
4. Настройка программ силами пользователя, без участия программистов;
5. Защита программ и данных от несанкционированного доступа;
6. Дружественный интерфейс для конечного пользователя.
Класс методоориентированного программного обеспечения содержит программы, которые обеспечивают математические, статистические и другие методы решения задач независимо от предметной области.
Программное обеспечение общего назначения предназначено для широкого круга пользователей, которые используют в своей работе информационные технологии. Представителями данного класса программ являются:
1. Настольные системы управления базами данных – обеспечивают хранение баз данных на локальных компьютерах или централизованное хранение на сервере. Примерами являются программы Access, Oracle, Fox Pro и другие. Данные программы выполняют функции работы с базами данных через экранную форму, организации запросов на поиск данных, генерирования отчетов, обработки данных с использованием языка высокого уровня.
2. Серверы баз данных. Предназначены для использования больших распределенных баз данных, работающих по архитектуре клиент – сервер. Примерами являются программы SQL Server, Oracle, My SQL.
3. Генераторы отчетов – формируют экранные и печатные отчеты по базам данных в условиях сети архитектурой клиент – сервер. Примерами являются программы Crystal Reports, Fast Report.
4. Текстовые процессоры – предназначены для подготовки текстовых документов, их автоматического форматирования, составления оглавлений и указателей, проверки правописания, подготовки шаблонов и другого. Примерами являются программы Word, Tex, Writely. Развитием данного направления являются издательские системы.
Офисное программное обеспечение представляет собой класс программ, обеспечивающих деятельность офиса:
1. Планировщики – предназначены для планирования рабочего времени, составления протоколов встреч, ведения записной и телефонной книжки.
2. Переводчики – предназначены для проверки правописания, визуального распознавания текста. Примерами являются Lingvo, Fine Reader.
3. Коммуникационные программы – предназначены для организации взаимодействия пользователей с удаленными абонентами или ресурсами сети: видеоконференции, факс и телефон, браузеры, электронная почта.
Программное обеспечение автоматизированного проектирования предназначено для поддержки работы конструкторов и технологов, для разработки чертежей и схем, для графического моделирования и конструирования, для расчетов физических параметров конструкции.
Системное программное обеспечение – это совокупность программ для обеспечения работоспособности компьютера и компьютерной сети, для создания сферы решения функциональных задач.
Системное программное обеспечение состоит из базового и сервисного системного программного обеспечения. Базовое программное обеспечение поставляется вместе с компьютером, без него не будет работать аппаратура компьютера. Сервисное программное обеспечение приобретается дополнительно, без него работа на компьютере вызывает трудности и неудобства.
Заключение
В современном обществе одним из видов ресурсов являются информационные ресурсы. На информационном рынке они становятся товаром.
Понятие информационный ресурс не совсем однозначно: по юридическому толкованию это документы в информационных системах, но люди относят сюда и технические знания, произведения литературы, искусства и другое.
По значимости информационные ресурсы сейчас аналогичны материальным.
Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы, то есть информационные ресурсы, принадлежащие конкретной стране.
Российский информационный рынок пока уступает информационному рынку развитых стран и по структуре, и по номенклатуре товаров. Одна из причин этого – массовое «пиратское» копирование программ (если информация – товар, то за нее надо платить, иначе разрушается основа рынка.).
Информационный рынок можно условно разделить на 3 части: техническая (аппаратные средства), программная (программные средства) и коммуникативная (сети и передача данных).
Информационный рынок является объектом правовых отношений. Основными законами, регулирующими в настоящее время информационный рынок в России, являются Закон «Об авторском праве и смежных правах», Закон «Об информации, информатизации и защите информации», Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». В целом нормативно – правовая база по информационному рынку в России не является совершенной. Основным методом снижения и искоренения преступности в данной сфере является изменение общественного сознания. А на это может повлиять ужесточение законодательства.
В связи с развитием информационного рынка возникают и глобальные проблемы. Это информационное противоборство и информационные войны. Страны проводят такие действия в адрес друг друга с целью получения выигрыша в материальной сфере. Основными объектами воздействия в информационном противоборстве являются информационная инфраструктура и психология противника. Информационное противоборство осуществляется через дезинформацию, сокрытие информации, создание многократно избыточной информации. Основными объектами воздействия в информационной войне являются сети связи, информационно – вычислительные сети, военная информационная инфраструктура, информационные и управляющие структуры банков, предприятий, средства массовой информации. К проблемам информационного общества относится и вопрос о защите права личности, общества и государства на конфиденциальность информации. Наличие большого объема информации приводит к сложности отбора достоверной и качественной информации. В
связи с виртуальной реальностью у некоторых людей появляются психологические отклонения. При переходе к информационному обществу усиливается социальное расслоение в нем. В экономике развитых стран происходит сокращение числа рабочих мест в связи с развитием информационной сферы. Таким образом развитие информационного рынка в стране приводит как к множеству положительных, так и к отрицательным последствиям.
Литература
1. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов/ Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; Под общ. Ред. Г.Л. Багиева. – М.: ОАО «Изд-во «Экономика»», 2006.
2. Крючкова О.Н., Попов Е.В. Маркетинг в России и за рубежом. – 2006.
3. Липсиц И.В. Коммерческая и предпринимательская деятельность. – М.: БЕК, 2007.
4. Попов Е.В. Теория маркетинга. – Екатеринбург: ИПК УГТУ, 2007.
5. Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. Уч. Пособие. Изд. 2-е. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2006.
6. Цены и ценообразование / Под ред. В.Е. Есипова. – СПб.: Питер, 2008.
7. В.В. Кеворков, С.В. Леонтьев Политика и практика маркетинга на предприятии Учебно-методическое пособие. М.: ИСАРП, "Бизнес - Тезаурус", 1998, 1999