Требования к уровню освоения содержания дисциплины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Методы принятия управленческих решений»
Направление подготовки 081100.62
«Государственное и муниципальное управление»
Профиль «Государственные и муниципальные финансы»,
«Государственное и муниципальное управление в социальной сфере», «Управление персоналом государственной
и муниципальной службы»
Квалификация бакалавр
Ростов-на-Дону – 2014
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ – УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛ РАНХиГС
Факультет Управления
Кафедра государственного и муниципального управления
Рецензент – Канифатов А.С., к.с.н., доцент кафедры «Государственного и муниципального управления» Южно-Российского института управления – филиала РАНХиГС
Пономарев Н.Н.
Методы принятия управленческих решений: Рабочая программа дисциплины. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института управления - филиал РАНХиГС, 2014. 35 с.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 17.01.2011 г. № 41.
Предназначена для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», профиль подготовки «Государственные и муниципальные финансы», «Государственное и муниципальное управление в социальной сфере», «Управление персоналом государственной и муниципальной службы».
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ………………………………….4
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы……………10
3. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………….11
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………...13
5. ПРЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………………………………………………………………………22
6. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………22
7. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»…………………………………………………………………………………26
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ…………………..29
9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………………………………………………34
10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА…………………………………………………………35
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Общие сведения о курсе
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и формы контроля. В программе представлены структура и последовательность учебных занятий, охватывающих предметную область основных научных знаний в сфере принятия и реализации управленческих решений для подготовки студентов дневного и заочного отделений.
Изучение дисциплины «Методы принятия управленческих решений» является необходимым условием профессиональной подготовки управленцев любого уровня и профиля деятельности. Понимание природы управленческих решений, способов их разработки, принятия и реализации как систематизированного процесса помогает осознать интегрирующую роль менеджмента организации.
Деятельность любой организации может быть представлена как непрерывный цикл по разработке, принятию (выбору) и реализации решений. Среди них управленческие решения являются основными видами решений, осуществляемые линейными и функциональными руководителями.
Разработка, принятие и реализация управленческие решения основаны на теоретических и методических положениях отечественных и зарубежных ученых, а также накопленном и систематизированном практическом опыте.
Принятие решений для руководителей включены в их функциональные обязанности, в рамках которых они имеют набор прав и ответственности. В последнее время большое внимание уделяется социальной и экологической ответственности руководителя за результаты принятого им управленческого решения перед своими подчиненными и обществом в целом. Управленческое решение должно поддерживать общемировую стратегию устойчивого развития общества. Кроме того, решения должны учитывать постоянные изменения параметров внешней среды, и поэтому требуется постоянное регулирование деятельности организации со стороны руководителя. Оно достигается за счет разработки и реализации многообразных решений, от качества и оперативности которых зависит эффективность деятельности организации.
Учебная дисциплина «Методы принятия управленческих решений» является одной из обязательных цикла специальных дисциплин, в которой соединены философская, экономическая, математическая тематика и вопросы управления.
Предметом курса «Методы принятия управленческих решений» является процесс разработки управленческих решений — одного из наиболее важных управленческих процессов. От обеспечения его эффективности в значительной мере зависит успех всего предпринятого менеджером дела.
Изучение этого курса поможет будущему менеджеру, владеющему технологиями выработки принятия и реализации управленческого решения, осуществить эффективное управление организацией в условиях все возрастающей неопределенности, вызванной обострением конкурентной борьбы, динамичным, ускоренным изменением социально-экономических и политических условий, лавинообразным нарастанием объема информации, с учетом которой приходится принимать решения.
Дисциплина «Методы принятия управленческих решений» рассматривает наиболее важные вопросы, относящиеся к управлению.
Программа изучаемой дисциплины включает материалы не только декларативного, но и процедурногохарактера, т. е. модели, методы (способы, приемы, правила и т. п.) и технологии принятия управленческих решений. В соответствии с программой предусмотрено всестороннее изучение различных вопросов по тематике принятия решений: количественных и качественных подходов к подготовке и принятию решения; методов индивидуального и группового выбора решений; специфике принятия решений в условиях определенности, риска и неопределенности.
Рабочая программа разработана в соответствии с учетом:
• Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года;
• Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
• Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» от 17.01.2011 г. № 41.
• Основной образовательной программы по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»;
• Учебного плана по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»;
• Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
• Нормативно-методические документы Минобрнауки России.
Программа учебной дисциплины предполагает рассмотрение основных понятий, методов и подходов, определяющих процесс принятия управленческого решения. Раскрывает методы принятия решений в условиях определенности и неопределенности, метод анализа иерархий, логико-интуитивные методы, а также коллективные методы принятия решения. Приведены примеры для быстрого усвоения теоретического материала и его дальнейшего использования при выполнении домашних заданий.
Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины:
сформировать у будущего специалиста в области государственного и муниципального управления готовность к профессиональной деятельности, умение использовать современные приемы и методы разработки, принятия и оптимизации управленческих решений в условиях конкурентной среды.
Задачи дисциплины:
· теоретическое освоение студентами знаний в области принятия управленческих решений;
· приобретение систематических знаний о закономерностях, правилах и процедурах в изучаемой области;
· приобретение систематических знаний в области теории и практики принятия управленческих решений;
· изучение прогрессивных теорий в области принятия управленческих решений;
· изучение опыта зарубежных организаций по принятию управленческий решений и определение возможности его использования в работе российских компаний;
· понимание механизмов принятия управленческих решений, соответствующих реальной социально – экономической действительности;
· приобретение практических навыков сбора, обработки и анализа информации о факторах внешней и внутренней среды для принятия управленческих решений на уровне бизнес – организации, органов государственного и муниципального управления;
· приобретение навыков творческого осмысления постоянно изменяющейся социально - экономической действительности и поиска самостоятельного решения нестандартных управленческих проблем.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины «Методы принятия управленческих решений» у обучающегося происходит формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3);
- знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
- умением критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);
- умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);
- умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7);
- умением правильно применять нормы права (ПК-10).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Компетенция | Код по ФГОС/ ООП | Показатели достижения результата | Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции |
Знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии | ОК-3 | Знать: - закономерности развития мышления и развития мировой культуры. | - посещение лекционных занятий - подготовка к семинарским занятиям - решение тестовых заданий - участие в деловой игре - участие в дискуссии - выполнение самостоятельно заданий по темам программы - подготовка рефератов |
Уметь: - воспринимать, обобщать и анализировать базовые ценности мировой культуры. | |||
Владеть: - способностью к общекультурному развитию. | |||
Знание законов развития природы, общества, мышления и умение применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования | ОК-4 | Знать: - закономерности развития мышления. | - посещение лекционных занятий - подготовка к семинарским занятиям - решение тестовых заданий - участие в деловой игре - участие в дискуссии - выполнение самостоятельно заданий по темам программы - подготовка рефератов |
Уметь: - воспринимать, обобщать и анализировать информацию. | |||
Владеть: - способностью к постановке целей и выбору путей их достижения. | |||
Умение критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способность к критическому анализу своих возможностей | ОК-14 | Знать: - современные средства и методы обработки информации, подходы к обобщению информации. | - посещение лекционных занятий - подготовка к семинарским занятиям - решение тестовых заданий - участие в деловой игре - участие в дискуссии - выполнение самостоятельно заданий по темам программы - подготовка рефератов |
Уметь: - анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; - корректно обобщать количественные данные, выявлять взаимосвязи между факторами, делать качественные выводы о результатах работы на основании собранных и обобщенных количественных данных. | |||
Владеть: - навыками анализа и обобщения материала. | |||
Умение определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения | ПК-2 | Знать: - виды государственных решений и методы их принятия; - основные принципы функционирования местной власти; - роли, функции и задачи современного государственного и муниципального служащего; - систему мер государственного и муниципального воздействия, направленных на улучшение качества и уровня жизни социальных групп. | - посещение лекционных занятий - подготовка к семинарским занятиям - решение тестовых заданий - участие в деловой игре - участие в дискуссии - выполнение самостоятельно заданий по темам программы - подготовка рефератов |
Уметь: - составлять, согласовывать и исполнять административные (в том числе должностные) регламенты. | |||
Владеть: - методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль); - навыками работы с нормативными документами, регламентирующими профессиональную служебную деятельность. | |||
Умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов | ПК-7 | Знать: - методы прогнозирования определенных результатов; - принципы и методы управления организацией. | - посещение лекционных занятий - подготовка к семинарским занятиям - решение тестовых заданий - участие в деловой игре - участие в дискуссии - выполнение самостоятельно заданий по темам программы - подготовка рефератов |
Уметь: - формализовывать управленческие воздействия. | |||
- Владеть: - навыками проведения организационно-управленческой диагностики конкретной организации, анализа её деятельности, выявления недостатков и внесения коррективы в существующую организационную структуру. | |||
Умение правильно применять нормы права | ПК-10 | Знать: - основные нормативные правовые документы в сфере профессиональной деятельности; - основные механизмы нормативно-правового регулирования общественных отношений. | - посещение лекционных занятий - подготовка к семинарским занятиям - решение тестовых заданий - участие в деловой игре - участие в дискуссии - выполнение самостоятельно заданий по темам программы - подготовка рефератов |
Уметь: - анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом- интегрировать в деятельность подразделения положения федерального и регионального законодательства, инструкции и нормативы- использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности. | |||
Владеть: - навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности- навыками работы с правовыми актами. |