Спрос и предложение на рынке факторов производства. Равновесие фирмы на рынке факторов производства.
В отличие от спроса на обычные потребительские товары индивидуального назначения, спрос и предложения на факторы производства имеют свою специфику.
Во-первых, на рынке ресурсов фирмы выступают покупателями, а домашние хозяйства — продавцами. Отсюда следует, что теория спроса на ресурсы также должна соответствовать целевой функции фирмы — максимизация прибыли.
Во-вторых, все факторы производства экономически и технологически взаимосвязаны, они не могут использоваться раздельно. Для производства товаров необходимо иметь все факторы производства.
В-третьих, спрос на факторы производства и уровень их цен является производными от потребительского спроса, поскольку средства производства и рабочая сила необходимы, в конечном счете, для того, чтобы произвести товары, необходимые для человека. Например, спрос на землю, пригодную для выращивания зерна, определяется спросом на зерно, которое будет выращено на этом земельном участке.
В-четвертых, особенности предложения факторов производства, обусловленных редкостью, ограниченность экономических ресурсов, прежде всего, таких как земля, труд, природные ископаемые ресурсы, сырье и продукты их переработки. Ограниченность первичных экономических ресурсов и производных от них факторов производства относительна. Они редки и ограниченны по сравнению с потребностью производства.
Однако приобретение фирмой факторов производства подчиняется определенным правилам и законам. Чем руководствуется фирма, когда определяет объем закупокфакторов производства? Предположим, фирма должна решить, сколько ей необходимо нанять рабочей силы. Она уже использует определенное число рабочих, но хочет знать, рентабельно ли нанять еще одного рабочего. Очевидно, что наем дополнительного работника дает приращение продукции (дохода), но одновременно увеличивает издержки фирмы. Существует правило:наем дополнительного работника имеет смысл, если дополнительный доход от его труда больше, чем издержки на заработную плату.
Дополнительный продукт, полученный от использования дополнительной единицы ресурса, называетсяпредельным продуктом (MP-marginalproduct). Прирост дохода фирмы от реализации дополнительного продукта называетсяпредельной доходностью (производительностью) ресурса (MRP-marginalreproduce).
MRP= MPxMR,
где MP- предельный продукт фактора производства, MR— предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции.
Графически предельная доходность ресурса — это кривая проса, с которой сталкивается фирма на рынке готовой продукции. Она показывает доход фирмы от реализации дополнительного количества готовой продукции. Эта кривая имеет отрицательный наклон, т.к. отражает убывающую доходность ресурса: чем больше единиц ресурса использует фирма, тем ниже предельная производительность каждой из них (Рис.9.1).
Рис.9.1 Убывающая доходность ресурса. Спрос конкурентной фирмы на ресурс.